Добро и Зло в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"

Разделы: Литература


Оформление урока: картина Куинджи  «Вечер на Украине»

Домашнее задание к уроку:

«Майская  ночь»;
«Сорочинская  ярмарка»;
«Ночь перед Рождеством»;
Сообщение о детстве Гоголя.

ХОД УРОКА

– В сборнике  несколько произведений, объединенных одной темой и  проблемой. Рассмотрим  одну из актуальных проблем, как решает ее автор, какие уроки помогает извлечь.

Беседа  по вопросам

Что представляет   собой ярмарка  в Сорочинцах?  Прочитайте ее описание.

Звучит  «Гопак»  Мусорского.

– Помогает ли  музыкальная   иллюстрация  лучше понять дух, настроение, царящее на ярмарке?

Запись на доске:

 ЯРМАРКА –  событие из ряда вон выходящее, народный праздник.
Здесь все привычные представления  опрокинуты, отменяются все условности, все участники – как одушевленное целое, охваченное радостью, весельем, легкостью, широтой  и открытостью, как музыка Мусорского.

– Что-то  мешает  людям безмятежно  веселиться, спокойно торговать. Что  это? (Зло рядом. Оно витает в воздухе, заключается в самом месте, где проводится ярмарка. Народ называет это место проклятым.)

– Зло  воплощается в зримый образ, появляется сам черт.  Каков он? (Такой как в народных преданиях.  Его образ если не очеловечивается, то одомашнивается.  Он несчастный, так как изгнан из ада, с горя пьет. Ему нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а потом и совсем исчезает.)

– Так, может,  и говорить  не о чем? Исчез чёрт и исчезло зло? (Нет.  Осталась его красивая свитка.)

– Такая  дорогая, редкая, очень красивая вещь. Наверно счастлив ее обладатель? Какова история красной свитки? Может ли зло  или то, что  имеет  отношение  к злу, принести добро  человеку? (Все обладатели свитки  счастья не получили, одни убытки,  стремились от нее избавиться, но и это было непросто, удалось только тому, кто, перекрестившись, изрубил свитку  и разбросал куски.)

–  Легко отличить зло, если оно с рогами   и копытами или со свиным рылом. Но очень часто оно   скрывается   под обычной   человеческой личиной. Как же тогда его распознать?  Не поможет ли в этом  Гоголь?   Кто из героев повести – воплощение зла? (Мачеха Хивря.  И ее одежда, так подробно описанная автором, чтобы подчеркнуть отсутствие вкуса, гармонии, чувства красоты  у мачехи, и выражение лица  дают парубкам повод сказать:  «А вот впереди и дьявол сидит!»  Об этом  говорит  ее речь, отношение к падчерице и сожителю.)

–  Как  переплелось  зло  сказочное, фантастическое   и повседневное, реальное!   Что же помогло Грицько   и Параске   превозмочь это зло, чертовщину, мешавшую их счастью? (Помощь парубка  и Цыгана, хитроумно использовавшего   красную свитку.  В целом добро, Любовь, Единение победило зло. Никто не слышит грозных  окриков Хиври, обступив  танцующей  стеной  счастливую, красивую пару, слышится музыка – то, что  тоже способно  обьединить людей.)

–  Обратимся к   последней странице повести. 

Учитель зачитывает ее.

– Почему на такой  щемящей ноте  умирающего смычка  заканчивается повесть, где перед нами счастливые молодые? (У нас нет   никакой  уверенности   будущем  счастье Грицько  и Параски. В  нечистом месте, нечистыми способами, с помощью нечистой силы   добыто оно – с помощью красной свитки.  «Скучно оставленному!  И тяжело, и грустно   становится  сердцу, и нечем помочь ему»)

– Откуда у Гоголя, совсем еще молодого  человека (ему чуть больше 20 )   такой странный  взгляд на мир: с одной стороны, поэтический,   романтический, а с другой  – очень суровый, всевидящий, реалистический?  Всему начало – семья, детство  человека, все мы родом  из детства. И Гоголь – не исключение.

–  Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Нужно сильно потрясти   детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное, я испытал  это на себе» (Н.В. Гоголь октябрь  1833 г.)

– Что же из детства писателя, потрясшего его душу, прошло с ним по всей жизни, воплотилось в произведениях?

Выступает группа «Биографов»  с сообщениями (Золотусский  И.П. Гоголь. М., 1979, с. 13–14, 24–25.)

– С ранних лет  маленький Гоголь «прижимался» к людям, искал их сочувствия, участия, чтобы изгнать из сердца страшную пустыню.  Так и его герои понимают, что   в борьбе со злом   необходимо единение  всего доброго и светлого.  Обратимся к другой повести: «Майская ночь, или утопленница» Думается, самой красивой и поэтической. Читаю начало повести.

– Когда, в какое  происходит  действие в повести? (Вечером в сумерки, между сном и явью, на грани реального и фантастического.)

– Изумительная природа, окружающая героев, прекрасны и трепетны чувства, испытываемые ими.  Однако в прекрасном пейзаже есть  нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие зла  совсем рядом. Что это? (Дом свидетель дикого зла, происходящего здесь, изменился даже внешне   и вносит диссонанс    в прекрасный мир.)

– В чем заключается это страшное зло? (Отец под влиянием мачехи-ведьмы  выгнал родную дочь  из дома, толкнул на самоубийство. «Скучно оставленному! И тяжко, и грустно оставленному сердцу, и нечем помочь ему.»)

– Но зло не только в страшном предании. Оказывается, у Левко есть страшный соперник. Кто? (Родной отец, человек страшный, злобный, который будучи головой, обливает на морозе людей. Может ли кто-то помочь Левко   добиться у отца согласия   на брак с Ганной  или отвадить   голову от молоденькой  девушки?  Друзья парубки  дурачат голову. Все это похоже на озорство в «Сорочинской  ярмарке». Но отец неумолим.)

– И  тогда, конечно, приходит чудо: паночка-утопленница  обещает любую награду, если Левко  поможет русалкам  избавиться от ведьмы. Почему именно к Левко она обращается с просьбой о помощи? (Он добр, отзывчив на чужую бед, испытывает сердечное волнение ( тяжелое и полное жалости, грусти чувство  сперлось в груди парубка), когда он услышал печальный рассказ паночки.)

– Не ошиблись русалки, нашел Левко ведьму. Но как же он ее узнал? («Внутри у нее виднелось  что-то черное, а у других светилось»  И  сейчас в нашем языке живы  эти выражения: «чёрное нутро»,  «чёрные мысли, дела», «чёрный человек». Когда она бросается на девушек, на лице ее сверкает злобная радость – злорадство.  И как бы не маскировалось зло, добрый, чистый душой человек способен его  почувствовать, распознать.)

– Как бы наградила  русалка человека в сказке? А у Гоголя? Почему? (Чистой душ, победившей зло и награда чистая – не золото, не деньги – любовь.)

– Что общего у Левко и Грицько?  в чем их отличие? Обратите внимание на их речь. (Они оба молоды, музыкальны, влюблены, оба прибегают к помощи чудесного. Но Левко более мягкий, чуткий и  душевный, более поэтическая натура,  и он истинный христианин – желает царствие небесного паночке, крестит спящую Галю. Записку он получает, как награду  за совершенное добро.)

– Почему Левко получил у головы согласие на свадьбу, не разбудив спящую Галю, чтобы рассказать ей о радости? (Он бережет ее сон, покой.  Перекрестив девушку, он закрыл окно и «тихонько удалился…»  Это настоящая любовь, которой не страшно никакое зло.  И как награда за такую  истинную, бережливую любовь – гармония всюду: в сказке, в жизни, в природе.)

Учитель читает последние  эпизоды описания ночи.

– Великая ночь, божественная! И еще  одна  не менее  изумительная ночь  ждет нас в другой повести  – «Ночь перед Рождеством». Что обьединяет эти повести?  В чем их непохожесть? (Любовь, родители, мешающие   счастью своих детей, борьба добра и зла. Но «Майская ночь» несет    на себе  трагизм  мрачного предания, а «Ночь перед Рождеством» задорна, весела.)

– Почему создается такое впечатление?   Вспомните мачеху-ведьму   в «Майской ночи»  сравните с ведьмой и ее приятелем – чёртом    в новой повести Гоголя. (Там ведьма злобная, жестокая,  оборачивается страшной черной кошкой  с желтыми когтями, чтобы задушить падчерицу. Здесь Солоха – женщина, «приятная  во всех отношениях»,  а  черт и вовсе смешной, похожий на «немца».)

– А еще один злой образ  – Пацюк.  Как встретили вы его? (Когда-то он был запорожец, потом лечил людей,  похож на огромную бочку, тоже смешон.  В этой повести зло внешне, физически не страшно, а смешно и нелепо. Но оно  стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в повести усиливается тема христианского понимания ДОБРА, ЗЛА,  ГРЕХА.   Эти евангельские мотивы неслучайны, они тоже идут из детства автора.)

Выступление ученика-«биографа» по книге Золотуского, с 28– 29)

– Как понимаете смысл заглавия повести? (В ночь перед Рождеством, на кануне светлого рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования  норовит ввергнуть  в грех православных людей.)

– Как изобразил эту разгулявшуюся нечисть Гоголь? (Ведьма крадет звезды, черт – месяц  в небе колдуны, рой духов, пляшущий черт, метла.)

– А как входит в повесть Рождество? (Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.  Но не только  торжеством природы  и радостью людей, а вечной, особенно острой  в эту ночь борьбой  добра и зла.)

– Почему черт крадет месяц? И кто такой этот Вакула, что его все черти знают? (Кузнец, живописец, богобоязливый человек, который писал для церкви образы святых и картину, на которой черта изгнали из ада.)

–  Когда Вакула писал картину, так не нравившуюся черту, как ни пытался он мешать живописцу, никакие его гадости не смутить душу  Вакулы или заставить дрогнуть его руку так крепка его вера в Бога, так чиста его душа, что делает  эту светлую  душу местом  сражения  добра и зла? (Любовь к Оксане. Он перестает быть хозяином, когда смотрит на нее.)

– Как обычно проводил Вакула  рождественскую ночь, до чего довела его безответная любовь? (Он проклинал колядки, хотя раньше был от них без ума, не чувствовал в том веселье, которое  раньше любил более всех,  и парубки шли  без него. «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу..» И тогда приходят самые страшные мысли.)

– Но Вакула обращается к парубкам с самой последней просьбой. О чем его  забота? (Глубоко верующий человек, он знает о грехе самоубийства, знает, что губит  этим  свою вечную душу, и просит отслужить панихиду.)

– Почему он решился искать помощи у Пацука? (В его горе никто  уже не мог помочь ему, жизнь без Оксаны не имела смысла. « Пойду, ведь душе  все же придется пропадать»  Им движет вечная надежда на чудо.)

– Наверно, не так чиста и  богобоязлива  душа, если «пришел в такое место, как дом Пацука, за помощью?  Как вы считаете? (Он остался тем же набожным человеком и поэтому опрометью  выбежал из хаты, когда сообразил, что Пацук  в рождественский пост ест скоромные  вареники.  И один вареник успел испачкать губы Вакулы сметаной –  как символ того, что кузнец уже грешен.  Для Вакулы и созерцание греховного – уже грех, зло. Во дворце он увидел  картину  с изображением прекрасной Девы  с  Божестенным младенцем  на руках. Глядя на них, испытывает  очищение души. Он не оставлен, он нужен мирянам, особенно в часы богослужения.  Без нег певчего  нет праздника. Ожившая картина – знак победы ДОБРА НАД ЗЛОМ.)

– Какие мы извлекли уроки?

Выводы:

  • Добро и зло  часто соединяются в душе  человека.
  • Чтобы распознать зло, надо быть душевно чистым и чутким .
  • Бороться со злом нужно силами добра, любви и справедливости.
  • Через постижение красоты, человек поднимается к добру.