Эссе классного руководителя

Разделы: Классное руководство


– Разрешите представиться. Я – Горланова Татьяна Петровна, учитель математики школы №25 г. Калининграда, педагогический стаж – 22 года, классный руководитель – 22 года.

(Приложение, слайд 1)

Время диктует свои условия развития образования в нашей стране. Девиз воспитательной системы «Школа будущего – это школа воспитания». Это слова известного, сегодня, педагога В. Караковского.
Воспитательно-образовательная система МОУ СОШ №25 основана на компетентностном подходе.
Каким мы видим своего выпускника? (Слайд 2)
Это компетентная личность, обладающая знаниями, сформированной системой ценностей и способная решать жизненные и профессиональные проблемы.
Компетентность мы рассматриваем, как трехкомпонентную структуру. (Слайд 3)
Наш выпускник не только будет обладать знаниями и способностью их добывать, он станет нравственной личностью с активной гражданской позицией, выстраивающей на этой основе свои поступки, всю свою жизнь.

Цель моей работы, как классного руководителя, соотносится с целью работы школы, в тоже время воплощается через решение конкретных задач, связанных с конкретным классным коллективом.

Среди методов, которые я использую в работе классного руководителя – коллективные творческие дела. Главное общее дело учеников 5 «Д» класса – экологический проект, с красивым названием «Через любовь мою к природе я связан со всем великим миром». (слайд 4)
Мы приближаемся к тому моменту, когда жизнь на планете Земля может прекратиться, но шанс сохранить живое пока есть и он у нас в руках. Люди должны научиться беречь свою планету. Поэтому сегодня, как никогда остро стоит проблема экологической культуры населения. Именно этим детям, которые сегодня сидят за партами предстоит сохранить жизнь на Земле. Поэтому наша задача приобщить их к этому важному делу.
Экологический проект включает в себя четыре воспитательных модуля: экология души, экология тела, экология природы, экология дома.(слайд 5)
Работа по направлениям (модулям) реализуется с использованием методов, которые представлены на слайде.
Каждый из этих методов хорош по-своему, приносит свои результаты, но особенно близки мне практические методы, к которым я отношу и ремонт классного кабинета (это то с чего мы начинали), и экологический десант на Куршскую косу, и участие в конкурсе поделок из природного материала. Очень нам с ребятами нравится заниматься исследовательской работой, в ходе которой происходит непосредственное общение детей с природой, приобретаются навыки научного эксперимента. На слайде вы видите моих учеников в Калининградском областном детском центре экологического образования и туризма. (слайд 6)
Конечно, мы любим праздники и развлечения. А я, как классный руководитель вижу в них огромный потенциал для сплочения классного коллектива и для привлечения родителей к школьной жизни. (слайд7) Большой интерес у ребят вызывает издательская деятельность, к которой они приобщаются через создание классных газет (слайд 8), экологических вестников (слайд 9), предметных сборников.(слайд 10)

Кто я в проекте? Для меня было очень важно осознать свою роль, а точнее роли в проекте, которых, как оказалось, не мало. И так,
(слайд 11)

  • ИНТУЗИАСТ, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
  • СПЕЦИАЛИСТ, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
  • КОНСУЛЬТАНТ, организующий доступ к информационным ресурсам, в том числе к другим специалистам;
  • РУКОВОДИТЕЛЬ (особенно в вопросах планирования времени);
  • «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ» (по Дж. Питту) – организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;
  • КООРДИНАТОР группового процесса;
  • ЭКСПЕРТ, анализирующий результаты выполненного проекта.

Принципы, которыми я руководствуюсь при этом, могут быть сформулированы следующим образом: (слайд 12)

  • Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
  • Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.
  • Ребенок – это человек растущий. А я выросший. Два человека способны понять друг друга.
  • Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство. Общайся с ним «глаза в глаза»
  • Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.

Каждый раз, когда приходится говорить о результатах своей работы, в памяти всплывают строчки из стихотворения:

… В нем будет мудрость талантливо дерзкая,
Он будет счастье нести на крыле,
Учитель профессия дальнего действия…

Действительно, говорить о результатах работы легко и приятно, когда твои уже выросшие дети приходят состоявшимися в этой жизни людьми: среди моих учеников руководители предприятий, врачи, учителя, строители, юристы. У многих не по одному ребенку. Радуюсь за них и горжусь ими.
И так хочется надеяться, что с моими нынешними пятиклашками все будет хорошо. А пока пытаюсь отслеживать развитие каждого и всего коллектива с помощью тестов, анкетирования ребят и родителей.
Начало пятого класса – это процесс адаптации к новым условиям обучения, поэтому очень важно знать, с каким уровнем развития пришли ученики, кому какая потребуется помощь (слайд 13).

На первой диаграмме отражены результаты интеллектуального тестирования на конец 4-го класса, которые вместе с анализом успеваемости помогли понять, что в основном это так называемые «средние дети».
В тесном сотрудничестве с психологом школы удалось отследить успешность адаптации: достаточно высокий уровень школьной комфортности, положительную динамику в развитии отношений со сверстниками, учителями и даже с родителями. Думаю, не последнюю роль в этом сыграли наши совместные с родителями дела, как трудовые (ремонт классного кабинета, уборка территории, экологический десант), так и познавательно-развлекательные (совместные поездки, праздники)

Семья и школа – это берег и море,
на берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое
море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Л. Кассиль

По опыту знаю и уверена, что родители, знающие о жизни класса не понаслышке, лучше понимают своих детей.
Радует, что по результатам социометрии мои пятиклассники показывают хорошую сплоченность классного коллектива (очень мало отрицательных выборов, в основном дети дают положительную оценку друг другу) (слайд 14). И хотя до «горящего факела», выражаясь словами известного педагога Анатолия Лутошкина, нам еще далеко, но это точно не «песчаная россыпь». Активно пользуясь разного рода опросниками, считаю, что самый лучший метод диагностики учащихся – это внимательное педагогическое наблюдение.
Результаты своих наблюдений записываю в карту уровня воспитанности каждого ученика (слайд 15), по которой можно отследить даже маленький прогресс в развитии нравственных начал моих пятиклашек по четырем параметрам: это отношение к людям, себе, делу и волевые качества. Чуть позже, когда ребята подрастут, будет использоваться соответствующая их возрасту методика «личностный рост», разработанная в школе В. Караковского.
Мой путь к профессии был не простым и довольно долгим. Нужно было закончить калининградский политехникум, московский строительный институт, калининградский государственный университет, чтобы понять, что по жизни я – учитель, но не просто учитель-предметник, а человек, который хочет быть рядом с детьми, принимает их такими, какие они есть, учит их верить в себя, свои силы и защищает их своей любовью, своей верой в них. Ведь они – продолжение нашей жизни.
Так хочется, чтобы она действительно продолжалась.
Закончить свое выступление хочу словами из гимна нашего 5 «Д» класса (слайд 16, музыка):

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся,
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на земле и сами сохранимся.