Применение новых информационных технологий на уроках географии

Разделы: География


Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой.

Мои уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными.
Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.

Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации Power Point.

Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределить время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов. Что более эффективно. В результате останется больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству образования.

В процессе изучения, например, темы «Урбанизация» у учащихся создаются представления о разных городах нашей страны, функциях городов, проблемах. Программа Power Point позволила мне самостоятельно, в нужной последовательности, составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся, увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений о городах, их функциях, проблемах.
Время требует от современной школы иных подходов к обучению. Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, – это задачи, которые стоят перед педагогами. И решить некоторые из этих задач может помочь компьютер. Информационные технологии способствуют успешному изучению различных предметов, в том числе и географии.

План-конспект урока по географии в 6-м классе

Тема: «Атмосфера. Ветер».

Цели и задачи:

  • Обучающие:
    • познакомить с понятием «ветер»; с типами ветров; с приборами, определяющими направление и скорость ветра;
    • показать, как образуются ветры; как влияют ветры на климат материков.
  • Развивающие:
    • рассказать об опасных ветрах и влияние их на жизнь, и деятельность человека;
    • рассказать о ветрах нашего края;
    • развивать интерес учащихся к предмету.
  • Воспитывающая:
    • показать, как человек использует силу ветра; ветер и экологические ситуации.

Оборудование: климатическая карта мира, учебник по физической географии 6 класса, ИКТ – экран, проектор, ноутбук.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организация. Читает занимательный текст – отрывок из А.Милна «Винни Пух и Все-Все-Все» и задает вопрос учащимся: «О чем мы сегодня будем говорить?» Слайд № 2. Слушают учителя и отвечают на вопрос.
2. Актуализация знаний. Ставит цели и задачи урока. Слайд № 3.
Задает вопрос ученикам: «Как человек использует ветер?». Слайды № 4, 5.
Слушают учителя.
Смотрят слайды и отвечают на вопрос учителя.
3. Изучение нового материала. Медиа – лекция через презентацию.
1. Задает вопрос: что такое ветер? и просит учащихся найти ответ в тексте учебника. Слайд № 6.
2. Задает вопрос: в чем причина образования ветра? Слайд № 7.

3. Рассказывает о типах ветров:
Слайд № 8.
4. Задает вопрос: от чего зависит сила ветра? Как называется сильный ветер? Слайд 9.
5. Рассказывает о типах ветров:
5.1 Бриз. Рассказывает как образуется данный ветер. Слайды 10, 11, 12.

5.2 Рассказывает о муссонах.
Слайд 13.
5.3 Рассказывает о Пассатах.
Слайд 14.
5.4 Торнадо. Слайд 15.
5.5. Тайфун. Слайд 16.
5.6 Самум. Слайд 17.
5.7 Рассказывает о ветре Краснодарского края – Новороссийская бора. Слайд 18.

6. Знакомит учащихся с приборами, определяющими скорость и направление ветра. Слайд 19.
7. Рассказывает о понятии «роза ветров». Слайд 20.
8. Предлагает вспомнить как человек сейчас использует ветер.Слайд 21.
9. Знакомит с мифологией – богом ветра «Эол». Слайд 22.
10. Читает афоризмы о ветре. Показывает картины художников, посвященных ветру, предлагает вспомнить стихи, загадки, поговорки о ветре (опережающее задание). Слайды 23–24.

1. Находят определение в тексте учебника и записывают в тетрадь.

2. Находят ответ и записывают в тетрадь причину.

3. Слушают учителя.

4. Находят ответ в тексте учебника и пишут в тетрадь.

5.1 Слушают и зарисовывают в тетрадь схемы образования бриза.

5.2 Записывают в тетрадь.

5.3 Зарисовывают в тетради схему.
5.4 -5.6 Записывают в тетрадь.

5.7 Записывают в тетрадь.

6. Записывают в тетрадь название приборов..

7. Слушают.

8. Рассказывают об использовании ветра сейчас.
9. Слушают.

10. Слушают, приводят свои примеры.

4. Закрепление материала. Читает вопросы на закрепление материала. Слайд 25.
Читает еще раз отрывок из сказки А.Милн «Винни Пух и все-все-все» и просит ответить на вопрос: кто из героев правильно дал определение ветра. Слайд 26.
Ставит оценки отдельным учащимся за работу на уроке.
Отвечают на вопросы.
5. Домашнее задание.

 

Дает домашнее задание. Благодарит за урок. Слайд 27. Записывают задания в дневник.

Приложение 1

Литература:

1. Викинпегия – свободная энциклопедия.
2. Фотогалерея. Обои на рабочий стол.
3. Иду на урок географии. «Опорный конспект» – А.В.Левина.
4. Иду на урок географии. Занимательные вопросы – М.Ф.Михеевская.
5. Иду на урок географии . Природные явления в афоризмах – Е.Я.Лазаревич.
6. Иллюстрированная энциклопедия. Мифология Греции.
7. Метеорологический словарь.
8. А.Милн «Винни Пух и Все-Все-Все».

Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki/Ветер – 28k
chtotakoe.info/articles/veter_186.html – 7k
www.windyhead.ru/ – 31k
www.primpogoda.ru
www.solarhome.ru
www.mospravda.ru

План-конспект урока по географии в 9-м классе

Тема: «Население России. Урбанизация»

Цели и задачи урока:

  • Обучающие:
    • изучить, как происходил процесс урбанизации в России, типологию городов и функции городов;
    • дать понятия: «город», «урбанизация», «субурбанизация», «агломерация», «мегаполис»;
    • продолжать формировать умения работы с контурными картами.
  • Развивающие:
    • развивать умения анализировать статистические данные;
    • развивать интерес к предмету.
  • Воспитывающие:
    • показать значение городов в материальной и духовной жизни населения;
    • познакомить с проблемами городов;
    • воспитывать любовь к своей стране и малой Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карта «Плотность населения России», учебник для 9 класса, атлас для 9 класса, ИКТ – экран, проектор, ноутбук, мультимедийное пособие: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 8 класс».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организация. Говорит о целях и задачах урока, план урока: слайд 2. Слушают учителя
2. Актуализация знаний. Задает вопрос: «В каких населенных пунктах проживают люди?». Слайд 3. Отвечают на заданный вопрос
3. Изучение нового материала. Медиа-лекция через презентацию:
1. Дает задание: найти определение «город» в § 8 учебника. Слайд 4. Мультимедиа «Кирилл и Мефодий», тема: «Размещение населения».
Урок 35. слайд 7.
2. Рассказ учителя о процессе роста городов в России с Древней Руси – «Гардарика». «Кирилл и Мефодий» слайд 8.
3. Дает задание учащимся: найти в § 8, как различаются города по людности (численности)? Слайд 5.
4. Рассказывает о функциях городов. Слайды 6–14. «Кирилл и Мефодий» – слайд 12. И просит сделать выводы. Дает задание: определить функции родного города Тимашевска.
Слайд 15.
5. Вводит новое понятие: «урбанизация». Слайд 16. Показывает график роста городского населения в России с 1926 по 2000 г. «Кирилл и Мефодий» – слайд 10.
6. Показывает на карте районы с высокой и низкой долей городского населения. Слайд 17.
7. Вводит новое понятие «агломерация». Слайд 18–19. Приводит примеры. Дает задание: используя карту атласа стр. 8 «Плотность населения», привести свои примеры агломераций России.
8. Вводит новое понятие «мегаполис» и приводит примеры. Слайд 20. Дает задание: подписать города-миллионеры на контурной карте, используя карту атласа.
9. Задает вопрос учащимся: Как вы думаете, какие проблемы стоят перед крупными городами? Слайд 21.
Предлагает определить проблемы своего города или прослушать сообщение учащегося, которому заранее дано было задание. Слайд 22.
10. Вводит новое понятие «субурбанизация». Слайд 23.
1. Записывают определение в тетрадь.

2. Слушают учителя.

3. Отвечают на вопрос и записывают в тетрадь.

4. Записывают в тетрадь и делают выводы: большинство городов – многофункциональны.
Определяют функции родного города.
5. Записывают в тетрадь.

6. Записывают примеры в тетрадь.

7. Записывают определение в тетрадь. Приводят примеры, используя карту атласа.

8. Записывают в тетрадь.
Работают с картой атласа и контурными картами. Подписывают города-миллионеры.
9. Рассуждают и отвечают на вопросы.

10. Записывают в тетрадь.

4. Закрепление. Задает вопросы. Слайд 24. Выставляет оценки отдельным учащимся за работу на уроке. Отвечают на вопросы.
5. Домашнее задание. Дает домашнее задание и благодарит за урок. Слайд 25. Записывают в дневник Д/З.

Приложение 2

Литература:

1. Демографический ежегодник России. 2002 г. М.: Госкомстат России. 2002.
2. Детская энциклопедия. Страны и народы. М.; Nota Bene. 1994 г.
3. Универсальная энциклопедия для юношества. Цивилизация. М. Современная педагогика. 2000 г.
4. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. 9 класс. М. «Вако». 2005 г.

Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki
demoscope.ru/weekly/knigi/ns
www.sci.aha.ru
subscribe.ru/archive/science.news.demoscopenews