К вопросу о внедрении "Родительской школы" в форме семинаров, посвященных изучению ведущей модальности

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


...совершенствование человека, развитие его ума, чувств и воли – верный путь к сознательной вере и спасению души.
Л.И. Рувинский

Работа профилактического характера с родителями учащихся становится все более востребованной и школой и самими родителями. Речь идет не столько о психологических консультациях по поводу уже имеющихся проблем (это обычное дело), сколько о повышении психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которым они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми. Если такая работа проводится регулярно, носит систематический характер, то она может внести заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.

Современное общество перенасыщено информацией. Для того чтобы полноценно функционировать в нем, необходимо научиться воспринимать не весь поток информации. Зная свой тип познания (тип ведущей модальности), сделать избирательным восприятие легче. Более того, представление о типах познания помогает сделать межличностное общение эффективным. Люди, общающиеся в одной модальности, понимают друг друга с полуслова. Сейчас, как никогда ранее, эта проблема становится все более актуальной.

В нашей школе мы регулярно проводим обучающие семинары, как с учащимися, так и с их родителями и учителями в рамках “Родительской школы”. “Родительская школа” - это не противостояние, противодействие, а диалог и возникновение контакта. Если педагоги, ученики и их родители не отмахиваются от нас, а, наоборот, идут к нам за советом или просто поговорить, значит – мы на верном пути. Так как одним из главных критериев оценки деятельности педагога-психолога является доверие к нему со стороны тех, кому психолого-педагогическая помощь адресована. Сама ситуация в “Родительской школе” - это ситуация взаимного обмена. Мы не только даём полезную информацию, пищу для размышления, но и получаем ориентиры для своего профессионального развития.

Для учащихся эти семинары полезны, прежде всего, в плане подготовки к контрольным работам, экзаменам, когда необходимо качественно, за небольшой промежуток времени воспринять, запомнить и впоследствии воспроизвести достаточно большой объем информации.

Родителям и учителям семинары помогают найти общий язык, точки соприкосновения с ребенком. Ведь иногда достаточно просто перейти на модальность ребенка, чтобы он понял нас, а мы поняли его, т.е. чтобы достичь взаимопонимания.

Для учителей актуально знать о типах восприятия еще и с целью эффективного преподавания. На урок приходят дети с разными типами познания, а учитель склонен преподавать в соответствии со своим типом. Наши педагоги в своей работе учитывают и опираются на все три типа восприятия, чтобы до каждого ребенка (будь то визуал, аудиал или кинестетик) донести учебный материал. Это один из возможных способов

индивидуального подхода к учащимся, с помощью которого учеба в школе сделается для них более привлекательной.

Традиционно выделяют следующие типы восприятия:

  • визуал (зритель);
  • аудиал (слушатель);
  • кинестетик (деятель).

На семинаре мы даем полную им характеристику.

Затем предлагаем блиц-тест для определения ведущей модальности самого учителя и учащихся (через их родителей).

В итоге мы даем конкретные рекомендации на групповых и индивидуальных встречах с педагогами, учащимися и их родителями по вопросам эффективности использования сильных сторон преобладающего типа восприятия (в плане познавательной активности, в плане межличностного взаимодействия) и других каналов восприятия.

Подобная практика проведения “Родительских школ”, существующая в нашей школе более 10 лет, на которых идёт постоянный поиск контакта с родителями, учителями, характеризует себя с положительной стороны. Такая форма работы даёт возможность многим родителям и учителям быть активными участниками всех процессов в школе и отдельных классных коллективов, способствует проявлению интереса к воспитанию своего ребёнка, расширяет и пополняет знания о своём собственном чаде. Для школы - это решение вопросов нравственного воспитания и проблемы развития личности ребёнка. Хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: “Воспитание – это, прежде всего человековедение. Без знания ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания”.