Проектная деятельность в начальной школе. Проект "Декоративно-прикладное творчество"

Разделы: Начальная школа


Проектная деятельность – относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее.

Проект – цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности. Слово “проект” произошло от латинского слова - “брошенный вперед”, то есть это замысел, план для достижения поставленной цели.

Учебный проект – это совокупность задания учащимся, проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и, наконец, анализа результата и сопоставление его с предварительной гипотезой или намеченной цель

Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, педагог выбирает либо жесткий, либо скрытый характер координации. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. В зависимости от этого помощь учителя может состоять:

  • в подборе литературы и других источников информации по теме;
  • в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
  • в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
  • в обсуждении собранного материала;
  • в подготовке текста выступления;
  • в моделировании, в том числе и компьютерном.

Кому-то из ребят нужна большая помощь, а кто-то готов к более самостоятельной работе. Тем самым реализуется принцип индивидуализации обучения и достигается наилучший результат.

Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот “получат прививку” от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов.

В основу классификации проектов можно положить несколько признаков.

По доминирующей деятельности проекты делятся следующим образом:

  • исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель – четкая, например, история экзамена);
  • поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);
  • творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль и т. п.);
  • ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация, например, суд над литературным героем);
  • практика ориентирования или прикладной (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра);

Лучше, если в самом названии проекта будет отражена проблема, над которой будет вестись работа.

По предметносодержащей деятельности проекты делятся на:

  • монопроект;
  • межпредметный проект.

Также проекты можно классифицировать по характеру контактов, по количеству участников, по затраченному времени.

Исходя из этой классификации, наш проект “ Декоративно-прикладное творчество” - это творческий, межпредметный проект, охватывающий всех учеников второго класса под руководством нескольких педагогов. В этой работе взаимодополняли друг друга художественный труд, изобразительное искусство, основы актерского мастерства, компьютерные технологии. Проект готовился целый учебный год, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.

Данная тема была выбрана, потому что “…Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.”[7] Особенно важно, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникабельность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью, гуманность, человечность. Оно доступно для детского восприятия.

Работу над проектом можно разделить на следующие этапы:

  1. Погружение.
  2. На этом этапе важно мотивировать дальнейшую деятельность. Чтобы заинтересовать учеников темой декоративно-прикладного творчества, мы пошли в музей. В Москве несколько музеев с подходящей для нас тематикой. Наш выбор пал на Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской улице неслучайно. Дело в том, что в этом музее проводятся очень интересные программы, охватывающие как теоретические вопросы, так и практические занятия. По традиции после экскурсии в классе проводится викторина. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам второго класса. Если нет возможности посетить музей, то можно найти и показать видеофильм или же попросить родителей поспособствовать созданию выставки в школе, наверняка дома у многих есть предметы, сделанные руками мастеров. Но игнорировать эту часть работы никак нельзя.

    Вместе с ребятами мы определили цель нашего проекта: изучив историю народных промыслов и выделив отличительные черты каждого промысла, сделать выставку рисунков и поделок, а презентацию проекта провести в виде театрального представления с использованием компьютерных технологий.

  3. Планирование.
  4. Изучение истории и особенностей промыслов было решено проводить на уроках художественного труда изобразительного искусства. Подготовку театрального представления планировалось производить на уроках актерского мастерства.

  5. Теоретический материал подбирался совместными усилиями ребят и педагога.
  6. Сохранить интерес детей младшего школьного возраста к одной и той же теме длительное время довольно сложно. Поэтому изучение истории и особенностей почти всех ремесел мы начинали со знакомства с легендами об этих ремеслах. Ведь не даром говорится: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. (Приложение 1).

    Анализируя индивидуальные черты промыслов, ребята сами делали поделки из красной пластической глины. На наш взгляд, эта глина наиболее оптимальна для детского творчества. ( Фотографии работ можно увидеть в приложении 2). После того, как поделки подсыхали, дети их расписывали, рисовали характерные узоры на бумаге, делали коллективные работы, которые на презентации использовались для декораций.

    По итогам этого этапа работы над проектом ребята составляли и оформляли кроссворды.

  7. Защита проекта состояла из двух частей.
  • Театрализованное представление с компьютерным сопровождением на экране. (Сценарий можно посмотреть в приложении 3) [1-5]; (фото участников)
  • Перед представлением зрителям - ученикам начальной школы – было объявлено, что самых внимательных ребят ждет сюрприз. Тем самым был решен вопрос дисциплины. Ожидания зрителей не были обмануты: после представления участники проекта провели викторину с подарками. Вопросы они брали из своих же кроссвордов. (Приложение 4).
  1. Рефлексия.

После презентации в беседе с ребятами были подведены итоги. Мы были рады констатировать, что все задуманное получилось. Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Никто из учеников класса не остался в стороне. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.

В процессе работы стало ясно, что мы не ошиблись. Наиболее эффективным путем развития детского творчества является взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, а точнее – народной музыки и декоративно-прикладного народного искусства и взаимосвязь художественного слова и изобразительной деятельности. Феномен интегрированного подхода к развитию художественно-творческих способностей обусловлен еще и тем, что возможен (и наш опыт это подтверждает) перевод образов одного вида искусства, например, музыкального, речевого, в образы другого вида, например, изобразительного.

Мы будем рады, если наш опыт будет вам полезен.

Литература

    1. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Праздники в детском саду. Сценарии, песни, танцы.” 2 изд. М. “Айрис-пресс” 2003 г.
    2. Кошмина И. В. “Межпредметные связи в начальной школе”. М. “Владос” 2003 г.
    3. Скорлупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством” М. “Изд. Скрипторий 2000” 2003 г.
    4. Соломенникова О. А. “Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством” 2 изд. М. “Мозайка-Синтез” 2005 г.
    5. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. Н., Цыбина Т. М. Внеклассные мероприятия. 3 класс” 2 изд. М. “ВАКО”,2005 г.
    6. Начальная школа №24 2003 г. “С любовью к России” Т. Бойко
    7. Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей” М. “Российское педагогическое агентство” 1997 г.
    8. Серия рабочих тетрадей “Искусство – детям” М. “Мозайка-синтез”.