Интегрированный урок по теме: "Правописание -тся, -ться в глаголах. К.Д. Бальмонт о зиме"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Научить правописанию тся, ться в глаголах.
  2. Работать над навыками выразительного чтения стихотворений.

  3. Развивать общие трудовые умения
  4. а) контроль за своими и чужими действиями;
    б) оценивание результата;
    Развитие умения в должном темпе читать, писать.
    Развитие самостоятельности.

  5. Воспитывать чувства прекрасного, добрые отношения друг к другу.

Оборудование:

Учебники “Русский язык”, “Литературное чтение”, картины, орфографический словарь, дидактический материал.

I. Оргмомент.

Вступительная беседа (учитель - ученик). Отрывок.

Учитель: Светло-пушистая снежинка

белая

какая чистая

какая смелая

Ученик: Дорогой бурною

Легко проносится

Не в высь лазурную

На землю просится.

II. Сообщение цели урока.

- Какая тема, как и снежинка, просится нам на урок? (о зиме, чтение стихов).

- Итак, снежинки окутали елочку, а под ней подарок. Какой, вы узнаете в конце урока. А мы по лестнице шаг за шагом будем к нему идти.

(Посмотрела на снежинку и продолжаю чтение стихотворения)

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,

Светло качается ... (далее продолжает ученик и т.д. до конца прочтения)

- Какие действия выполняет снежинка? (дети подтверждают свои ответы из текста стих. “Снежинка”; проносится, дрожит и т.д.).

- К какой части речи относятся эти слова? (глагол).

- Что вы знаете о глаголе? (глагол это часть речи и т.д., дают определение).

III. Работа по картине.

- Посмотрим на картину. Какое время года? Что делают дети? (смеются, катаются, кидаются снегом и т.д.).

- Придумайте название картины (“Зимние забавы” - записываю на доске).

- А сейчас послушайте выразительное чтение стихотворения “К зиме”.

- Подходит ли оно к описанию картины?

- Зачитайте то место, где идет описание происходящего в творчестве поэта (читают).

- Послушайте стихотворение ученицы, которое сочинила Даша.

- Какие услышали глаголы?

Физминутка

Предлагается тема зимы: вьюга, хруст снега и т.д. (под музыку).

IV. Изучение нового материала.

На доске глаголы в два столбика.

Пример:

1 столбик

2 столбик (н.ф.)

 

проносится

смеяться

 

качается

злиться

 

смеется

качаться

- Почему записаны в два столбика? (в первом тся, а во втором ться).

- Почему в одних глаголах есть ь, а в других нет?

- Объясните, кто знает.

V. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

- Откройте учебники на стр.

- Прочитайте определение.

- Прочитайте друг другу.

- Что узнали нового и рассказали друг другу?

- Закрепим полученные знания на практической работе.

(Дети работают в группах по уровням. Использую дифференцированный подход).

1 уровень (подчеркнуть в тексте) – самоконтроль.

2 уровень (выписываются в 1 столбик тся, во 2 столбик ться) – самоконтроль.

3 уровень (работа по тестам) – самоконтроль.

(Дети знают критерии оценок)

- Кто проверит свою работу, ставит оценку на полях.

- Кто выполнил и оценил свою, поменяйтесь с соседом, проверь у друга (взаимопроверка).

- *У кого 1 ошибка? У кого 2 ошибки? 3 ошибки?

- *Возвращается к подарку у елочки.

- Что в сумочке? Дети достают слово, где написано: “умения”.

- Что же это за “подарок” такой – “умения”?

VI. Итог урока.

1 ступенька. Стихи читали? – да.

2 ступенька. Беседа по картинке была? – да.

3 ступенька. Части речи вспомнили? – да.

4 ступенька. (глагол) – части речи закрепили? – да.

5 ступенька. Правописание ться, тся в глаголах изучили? – да.

- Что получили в подарок? (умения)

- Эти умения и знания, полученные на уроке, помогут быть грамотными учениками.

VII. Домашнее задание.

1 уровень. Сочинение в миниатюре “Зима”.

2 уровень. Сочинение “В образе доброй волшебницы”.

3 уровень. Сочинение “Как изменяются характеры “Зимы” (с использованием стихов, можно свои или поэтов).