Урок технологии с элементами интеграции

Разделы: Технология, Начальная школа


Рисунок 1.

Вид урока: урок- праздник “Деревенские посиделки”

Тип урока: урок приобретения трудовых знаний умений и навыков, применения их на практике.

Цели урока:

Образовательные: овладение начальными трудовыми навыками и умениями при изготовлении русской обрядовой куклы Крупенички;

Развивающие: способствовать развитию эстетического отношения действительности в народном искусстве, способствовать развитию самостоятельности, творческого отношения к изготовляемому объекту труда, развитие умения использовать знания, умения и навыки, сформированные на уроках труда, музыки, ритмики, чтения для осуществления межпредметных связей интегрированного курса “Искусство”, способствовать развитию интереса к внутреннему миру человека;

Воспитательные: способствовать воспитанию путем сотворчестваи восприятия истоков культуры своего народа, воспитания трудолюбия, уважительного отношения к истории русского народа, его быту, обычаям, традициям.

Оборудование: (Для учителя и учеников) – плетёная корзина, плетёные тарелки, икона, свеча, рушник, ложки, гречка, мешочки с круглым дном, верёвочки, нити, цветные лоскутки ткани.

Технические средства: магнитофон, кассеты с записями старых русских народных мелодий “Сорока”, “Белы росы”.

Урок проводится в помещении, оборудованном в стиле русской избы с красным углом, иконами, лавками и деревянным столом

Ход урока

I. Организационный момент

(В избу входит девица и обращается к присутствующим)

На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собрались на посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль Под светлый небосвод,
Говорили, мастерили,
Да водили хоровод!

Здравствуйте, хозяева дорогие!
Низкий вам поклон
Со всех четырех сторон!
С Востока – от Глаши,
Умницы нашей.
С Запада – от Саши,
Красавицы нашей.
С Севера – от Даши,
Рукодельницы нашей.
С Юга – от Маши,
Хороводницы нашей.

Рисунок 2.

- Спасибо, что пригласили меня в гости. Я- Татьяна. А как вас звать величать? (Знакомство…)

II. Актуализация внимания.

В нашем краю на посиделках сейчас все чаще подружки сказки новые рассказывают. А у вас? (ответы…)

- Вот последнюю из них я к вам принесла. Слышали ли вы сказку о Крупеничке? (ответы …)

- Кто такая была, чем известна всем стала? (ответы…)

III. Вводная беседа.

(Звучит русская народная мелодия “Ноченька”)

- “У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон, в подарок хану.

Отвергала Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил хан её непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды, мимо проходила убогая богомолка. Она возвращалась из далёких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила её в гречишное зернышко и спрятала в кисет. Так и принесла её к родному дому. А чтобы татарский хан не смог отыскать Крупеничку, схоронила в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха”.

- Скажите, а вы сажаете гречку? (ответы…)

- А что ещё вы сажаете? (ответы…)

- От чего зависит богатый урожай? (ответы…)

- У нас гречиха – одна из самых капризных культур, растет на юге России. Но при бережном обращении воздаёт сполна по заслугам. Поэтому мы бережно относимся к гречихе. Сажаем мы её 26 июня на Акулинов день.

По народному календарю этот день так и называется - Акулина-гречишница. Сев гречихи мы всегда сопровождаем особым обрядом.

- А вы когда что-нибудь сеете, совершаете обряд? (ответы…)

- Гречку сеяли только женщины, они не подпускали к посеву мужчин. Считалось, что только женщины, с её легким станом, изящной грацией, чистотой души могла обращаться к солнцу, земле с просьбой об урожае.

- Сегодня здесь собрались только женщины. Так давайте вместе с вами совершим этот старинный обряд, таинство, где не хитрыми простыми движениями будем обращаться к земле, солнцу, соседям (показ движений)

(Звучит русский хороводный танец “Сорока”. Все участники водят хоровод.)

- Услышали нас Земля и Солнце, воздали нам за усилия богатым урожаем!

Первую горсть собранной гречихи засыпали в мешочек, оформляли его в виде куколки и бережно хранили ровно год, до следующего урожая, в красном углу избы под иконами. Перед следующим севом из куклы брали горсть прошлогодней крупы, и с горстью этой крупы новому урожаю старались передать силы кормилицы земли. По традиции, из остатков крупы варили кашу для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи. После уборочной страды куклу опять наполняли отборной крупой нового урожая.

IV. Изготовление кукол.

- Сегодня мы с вами на наших посиделках будем мастерить эту русскую обрядовую куклу Крупеничку. В основе куклы – маленькая киса с гречей. В старину кисой называли мешочек с круглым дном для хранения сыпучих продуктов. Возьмите в руки мешочек, выверните его. Перед вами блюдо с гречкой.

- Первым этапом работы будет наполнение мешочка гречкой и завязывание его горловины тесемкой на узел.

(Звучит русская народная мелодия “Белые росы” на протяжении всей работы)

- Второй этап: зрительно разделим мешочек на три части, и верхнюю треть обожмем указательным и большим пальцами левой руки (обозначим голову будущей куклы). И далее обовьём это место оставшимися концами веревочки.

- Третий этап: возьмём отрез ткани сложенный вчетверо (заготовка рук куклы), отступив от краёв приблизительно по одному сантиметру, наложим на заготовку по три витка верёвочек, и закрепим их узелками. Свободные концы веревочек уберем в складки заготовки.

Рисунок 3.

- Четвертый этап: присоединение рук. Приложим заготовку рук к основе (мешочку) со стороны узелка. Свободными концами веревочек, оставшихся после отделения головы, привязываем её на один узелок. Далее концы веревочек разводим влево и вправо и обвиваем по одному разу вокруг заготовки рук, оставшиеся концы веревочек обвиваем крест-накрест вокруг основы (мешочка) и скрепляем их между собой при помощи дух узлов.

- Пятый этап: возьмём цветные лоскутики и нарядим куклу в передник, повяжем платок. Крупеничка готова.

Рисунок 4.

IV. Заключительная беседа.

- Какие ощущения у вас возникают, когда вы берете в руки куклу, сделанную своими руками? (ответы)

- Сегодня кукла Крупеничка переживает свое второе рождение. Исследования дошкольных психологов выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук и речевой активностью. Активизация речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев в процессе игры лежит в основе современной куклы Крупенички. Сейчас в Германии для детей 2-3 лет налажено массовое производство тряпичных кукол, наполненных шариками диаметром 5-6мм. Современные технологии, используемые при изготовлении подобных игрушек западными странами - это ни что иное, как изобретение русского народа, подведенное под научную основу.

Наряду с Крупеничкой в России появлялись куклы: Зерновушки, Пшенички, Горошинки. Перед вами куклы сделанные вашими руками, в них ваши старания, умения, частичка тепла ваших рук и сердец. Дайте куклам красивые старинные русские имена. А я зажгу свечу и поставлю Крупеничку в красный угол избы под икону.

Куклу смастерили,
Хоровод сплясали,
Что ж, хозяева устали,
Надобно домой идти
Там обряды провести.
За стремленье и уменье
Примите пожеланье- наставленье:

“Уроди вам, боже, гречи без счёту. Без хлеба и каши ни во что труды наши!”

Рисунок 5.

На дорожку сидят – есть в народе примета,
Чтоб в пути повезло, говорят, правда, это!
Ну, а я, вместо той, всем знакомой приметы
Прошу каши отведать, вам понравится это!

(Звучит музыка “Белы росы”, и всех угощают гречневой кашей.)