Система разноуровневых вопросов и творческих заданий по музыке для 2–4-х классов

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Система разноуровневых вопросов и творческих заданий по музыке для 2 – 4-х классов

2-й класс

“3”

“4”

“5”

Тема 1. Музыкальные образы родного края. Мелодия, аккомпанемент. Композитор – исполнитель – слушатель.

Чем отличаются друг от друга: песня, танец, марш? Что общего и различного между композитором, исполнителем, слушателем. Как появляется музыка? Кто такие “три кита”? Расскажи о них легенду. Нарисуй к ней рисунок.

Тема 2. Песни о России. Гимн – главная песня моей Родины. Фортепиано.

В чём отличие:

1. гимна от песни;

2. запева от припева?

Почему гимн называют главной песней Родины?

Представь, что ты композитор. Музыку в каком характере ты сочинишь для песни о России?

Найди в журналах, газетах изображения пианистов. Вырежи и наклей в тетрадь.

Тема 3. Детские пьесы П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева. Природа и музыка. Прогулка. Песенность. Танцевальность. Маршевость.

Какую музыку по характеру ты сочинишь для утра, а какую для вечера? Подбери разные краски для изображения рассвета и вечера. Нарисуй утреннюю и вечернюю тишину. Какие детские пьесы Чайковского и Прокофьева ты знаешь? Составь таблицу.

Тема 4. Жанры танцев. Танцевальные ритмы. Жанры маршей. Звучащие картины.

Какие танцы и марши ты знаешь? Запиши их в тетради. Рассмотри иллюстрации на стр.28 – 29 учебника. Как звучит музыка, которую исполняют пианисты на них? Найди в журналах, газетах изображения танцующих и марширующих людей. Наклей их в свою тетрадь.

Тема 5. Сказочные образы в музыке. Жанр колыбельных песен.

Какие колыбельные песни ты знаешь? Запиши их в тетради. Нарисуй свою любимую колыбельную песню. Сочини свой текст колыбельной песенки.

Тема 6. Колокольные звоны России. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский.

Какие колокольные звоны ты знаешь? Чем они отличаются друг от друга? Запиши их в тетради. Что тебе известно о Святых Александре Невском и Сергии Радонежском? Почему колокола называют русским чудом? Нарисуй колокол. Сочини про него сказку.

Тема 7. Молитва. Музыка в православном храме. Праздники Православной церкви. Рождество Христово.

Чем молитва отличается от песни? Почему многие люди поют молитвы? Что тебе больше всего запомнилось из балета-сказки П.И. Чайковского “Щелкунчик”? Почему? Найди описание рождественских обычаев или традиций.

Тема 8. Музыка на новогоднем празднике. Обобщение по темам первого полугодия.

Какие новогодние песни ты знаешь? Запиши. Нарисуй свою любимую новогоднюю песню. Нарисуй диафильм к песне “В лесу родилась ёлочка”.

Тема 9. Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Фольклор. Русские народные песни.

Что такое фольклор? Какие русские народные инструменты ты знаешь? В словаре найди определения инструментов: балалайка, гармонь, ложки, гусли, рожок, трещотка. Вырежи и наклей в тетради изображения русских народных инструментов. Какие р.н.п. знаешь ты?

Тема 10. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа.

О какой музыке говорят, что она в народном стиле? Почему в народных песнях часто повторяются и мелодия, и слова? Какие народные праздники и их традиции ты знаешь? Нарисуй к одному из них рисунок.

Тема 11. Детский музыкальный театр. Опера и балет на сказочный сюжет.

В чём сходство и различие между оперой и балетом? Названия каких опер и балетов ты знаешь? Приведи по 3 примера. Нарисуй, каким ты представляешь театр оперы и балета?

Тема 12. Симфонический оркестр. Дирижёр, режиссёр, художник в музыкальном спектакле. Опера “Руслан и Людмила”. Сцены из оперы, увертюра, финал.

Чем увертюра отличается от финала? Кто такой дирижёр? С кем его можно сравнить? Нарисуй рисунок к опере М.И. Глинки “Руслан и Людмила”. Почему палочку дирижёра называют волшебной? Сочини про неё сказку.

Тема 13. Симфоническая сказка. Тембры инструментов. Сюита “Картинки с выставки” М.П. Мусоргского.

Перечисли пьесы из сюиты М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”. Какая из них тебе больше всего понравилась? Почему? Нарисуй рисунок к пьесе “Балет невылупившихся птенцов” из сюиты М.П. Мусоргского “Картинки с выставки”. Нарисуй рисунок к симфонической сказке С.С. Прокофьева “Петя и Волк”.

Тема 14. Мир музыки В.А. Моцарта. Развитие музыки.

Какие произведения В.А. Моцарта тебе известны? Что ты знаешь о жизни и творчестве В.А. Моцарта? Нарисуй афишу к концерту по произведениям В.А. Моцарта.

Тема 15. Волшебный цветик-семицветик. Орган. Выразительность и изобразительность.

Назови лепестки волшебного цветика-семицветика. Что они обозначают? Сочини сказку об одном органе, который дружил с органистом. Составь и оформи программу концерта по произведениям И.-С. Баха и Г.В. Свиридова.

Тема 16. Жанры музыки. Природа и музыка. Международные конкурсы. Концерт.

Что ты знаешь о Международном конкурсе имени П.И. Чайковского? Придумай 3 интересных музыкальных вопроса или задания. Сочини историю (сказку, рассказ) о том, как на свет появилась музыка природы.

Тема 17. Композитор – исполнитель – слушатель. Обобщение по темам года.

Объясни значения слов: композитор, исполнитель, слушатель. Фамилии каких композиторов и их произведения тебе известны? Составь и заполни таблицу. Составь и оформи программу концерта по произведения Чайковского и Прокофьева. Нарисуй афишу к концерту.

3-й класс

Тема 1. Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в русской музыке и изобразительном искусстве

Что такое мелодия? Что такое песенность? Дай определение романса. Почему мелодию называют душой музыки? Чем романс отличается от песни? Найди репродукции картин с изображением природы. Какую музыку ты слышишь, глядя на них?

Тема 2. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Что такое кант? Что такое кантата? Дай определение оперы. Расскажи, что ты знаешь о кантах. Какие современные песни о героических событиях истории нашего Отечества ты знаешь? Ответь на вопрос: “Каким я представляю себе Ивана Сусанина?”. Опера “Иван Сусанин” заканчивается торжественным и ликующим хором “Славься!”, хотя главный герой оперы погибает. Почему?

Тема 3. Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров. Природа в музыке и изобразительном искусстве.

Объясни выражение “музыкальный пейзаж”? Как ты понимаешь выражение музыкальная живопись? Сравни “Утреннюю молитву” П.И. Чайковского и “Утро” Э. Грига. Что ты можешь сказать об этих пьесах? Нарисуй картину утра, настроение которой созвучно настроению пьесы Э. Грига “Утро”. Найди стихи или рассказы и сказки, в которых есть строки о том, как засыпает природа.

Тема 4. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы.

Что такое музыкальный портрет? Какие детские образы входят в “Детский альбом” П.И. Чайковского? Какие “картинки” М. П. Мусоргского ты знаешь? Какие из них детские? Почему сюита так называется? Придумай рассказ к какой-нибудь пьесе П.И. Чайковского из “Детского альбома”.

Тема 5. Два музыкальных обращения к Богородице. Древнейшая песнь материнства.

Музыкой какого характера ты озвучишь картину Рафаэля “Сикстинская мадонна”? Какими словами можно передать чувства от восприятия стихов и картин, посвящённых Богоматери? Почему Богородице посвящают очень много своих творений художники, поэты, композиторы? На иконах и картинах художников Дева Мария изображена с младенцем без короны и богатой одежды, а весь мир называет Ёе Царицей Небесной. Почему? Что общего между стихотворением А. Фета “Ave Maria” и картиной Рафаэля “Сикстинская мадонна”, стихотворением А.С. Пушкина и картиной В.М. Васнецова “Богоматерь с младенцем”? Найди репродукции картин, икон или стихи, которые изображают Деву Марию.

Тема 6. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Найди слова, которые передают чувства к маме. Найди и приготовь выразительное чтение стихотворения о маме. Составь небольшой рассказ или напиши сочинение о своей маме (бабушке).

Тема 7. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Что такое величание? Объясни значения слов “язычество”, “христианство”. Имена каких русских святых тебе известны? Музыку какого характера ты написал бы на стихи русского поэта А. Блока “Вербочки”? Найди стихотворение о вербочках, которое послужило бы словами песни. Расскажи, что тебе известно о Святых земли Русской княгине Ольге и князе Владимире. Нарисуй символы Вербного воскресенья. Найди описание каких-либо обычаев и традиций, связанных с празднованием Вербного воскресенья.

Тема 8. Жанр былины. Певцы-гусляры. Былинные сказители.

Что такое былина? Что такое фольклор? Что такое опера? Кто такие сказители? Нарисуй, каким ты представляешь себе Добрыню Никитича. Придумай словесные портреты народных сказителей: Баяна и Садко. Сочини какую-нибудь былину или песню, которую мог исполнить народный певец-сказитель.

Тема 9. Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Масленица.

Что ты знаешь про Масленицу? Рассмотри картины Б. Кустодиева. Какие приметы Масленицы ты видишь? Нарисуй рисунок к Масленице или подбери масленичные песни, игры и забавы.

Тема 10. Музыкальные темы и образное развитие в операх.

Дай определение оперы, увертюры (2 значения). Что такое миф? Перескажи миф об Орфее, положенный в основу оперы К. Глюка “Орфей и Эвридика”. Перескажи сюжет оперы “Снегурочка” Какие чувства вызывает у тебя музыка “Мелодии” из оперы “Орфей и Эвридика” К. Глюка? Какой ты представляешь себе музыку, “рисующую” Снегурочку? Вступление к опере “Садко” Н.А. Римский-Корсаков назвал “Океан-море синее”. Почему? Конец сказки “Снегурочка” печальный, но опера заканчивается светло и торжественно. Почему? Нарисуй рисунок моря к вступлению оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.

Тема 11. Музыкальные темы и образное развитие в балетах.

Рассмотри изображения двух фей из балета “Спящая красавица”. Как художник передал контраст в рисунке? “Нарисуй” словесные портреты феи Сирени и феи Карабос. Как ты понимаешь слова: “Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта”?

Тема 12. В современных ритмах. Мюзикл как жанр лёгкой музыки.

Дай определение мюзикла. Почему мюзикл считается жанром лёгкой музыки? Какое литературное произведение ты предложил бы для мюзикла? Почему?

Тема 13. Жанр инструментального оркестра. Мастерство композиторов, исполнителей.

Дай определение концерта (2 значения). Что ты знаешь о концерте, как музыкальном жанре? Подготовь информацию о П.И. Чайковском.

Тема 14. Музыкальные инструменты: флейта, скрипка.

Дай определение флейты. Перескажи легенду о происхождении флейты. Дай определение скрипки. Как ты понимаешь выражение “звучащие картины”? Найди стихи, рассказы о скрипке и скрипачах. Нарисуй флейту и скрипку и сочини о них волшебную сказку.

Тема 15. Контраст образов сюиты и симфонии. Темы, сюжеты и образы музыки Э. Грига и Л. Бетховена.

Дай определение сюиты и симфонии? Перечисли номера, входящие в состав сюиты Э. Грига “Пер Гюнт”. Какие номера тебе больше всего запомнились? Почему? Перескажи одну из историй, связанных с исполнением Героической симфонии Л. Бетховена. О чём говорит тебе её название? Послушай и сравни две части сюиты Э. Грига “Пер Гюнт” “Утро” и “В пещере горного короля”. Нарисуй рисунок к одной из них. Нарисуй рисунок к “Героической” симфонии Л. Бетховена. Какие слова наиболее полно передают её характер?

Тема 16. Джаз – музыка XX века. Известные джазовые музыканты и исполнители.

Дай определение джаза. Какова его особенность? Назови имена джазовых музыкантов. Подготовь сообщение о композиторе Дж. Гершвине.

Тема 17. Композитор, исполнитель, слушатель. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Какую роль играют композитор, исполнитель, слушатель в появлении музыки на свет? Фамилии каких композиторов тебе известны? Что ты о них знаешь? Что общего в музыке Э. Грига и П.И. Чайковского, и что отличает их произведения? Нарисуй рисунок к одной из пьес Г.В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”. П.И. Чайковский писал: “Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту…Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете”. Почему?

4-й класс

Тема 1. Мелодия. Музыка народная и композиторская. Жанры народных песен.

Чем народная музыка отличается от композиторской музыки? Перечисли жанры народных песен. В чём отличие народных песен одних жанров от других? Приведи по 5 примеров народной и композиторской музыки. Приведи по 2 примера народных песен на каждый из жанров и 5 примеров композиторской музыки.

Тема 2. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Что означают выражения “лирическая тема в музыке” и “патриотическая тема в музыке”? Какой должна быть музыка, изображающая защитников Отечества? Приведи примеры. Может ли песня вдохновить человека на подвиг? Почему? Приведи примеры таких песен.

Тема 3. “В краю великих вдохновений…”. Один день с А.С. Пушкиным.

Какие образы показаны в 3-х фрагментах “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова? Опиши характер этих эпизодов. Найди в сказке А.С. Пушкина эпизоды, соответствующие музыкальным 3-м чудам оперы Н.А. Римского-Корсакова. Опиши характер этих музыкальных эпизодов. Подготовь 5 вопросов по теме урока.

Тема 4. Музыкально-поэтические образы А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова.

Дай определение романса и ансамбля. Есть ли связь между словами “муза” и “музыка”? Почему ты так думаешь? Сравни настроения в стихотворениях А.С. Пушкина “Зимний вечер” и “Зимнее утро”. На слова какого из них ты написал бы романс? Почему? Какой бы у него был характер? Если бы ты был композитором, то, какое стихотворение А.С. Пушкина ты выбрал бы для романса? Почему? Какая была бы музыка? Нарисуй к нему рисунок.

Тема 5. Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Образы богатырей в искусстве.

Имена каких русских святых тебе известны? Дай определение былины, гимна. В чём отличие гимна от величания? Найди историю о каком-нибудь Святом Русской земли. Что тебе известно об Илье Муромце, братьях Кирилле и Мефодие? Придумай образ Святого. Как он стал Святым? Сочини небольшой рассказ.

Тема 6. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения.

Что такое молитва? Зачем она нужна человеку? Нарисуй музыкальный рисунок “Моя пасхальная открытка”. Найди текст какой-нибудь молитвы. В каком характере ты бы её исполнил? Сделай к ней иллюстрацию.

Тема 7. Народная песня – источник вдохновения композиторов. Интонации народных песен.

Какая песня называется народной? Какие народные песни ты знаешь? Сделай иллюстрацию к одной из них. Почему народную песню считают источником вдохновения композитора? Нарисуй одну из них.

Тема 8. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России.

Что такое миф, легенда, предание? Составь музыкальный словарь по теме “Русские музыкальные инструменты”. Сочини свою сказку о волшебнице Музыке.

Тема 9. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского народа.

Какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов? Дай определение балалайки и гармони. Составь музыкальный словарь по теме “Русские народные инструменты”. Символом праздника Троица является берёза. Нарисуй её, найди о ней стихи или описание примет и обычаев, связанных с Троицей.

Тема 10. Драматургия оперы. Основные темы. Восточные мотивы.

Дай определение танцев полонез и мазурка. Что такое ария? Чем она отличается от песни? Нарисуй, каким ты себе представляешь Ивана Сусанина и составь словесный портрет: “Каким я представляю себе Ивана Сусанина?” Что такое полонез и мазурка? Для чего русский композитор М.И. Глинка вводит в русскую оперу польские танцы? Нарисуй, каким ты себе представляешь бал в замке польского короля из оперы “Иван Сусанин” М.И. Глинки.

Тема 11. Жанры лёгкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Дай определения мюзикла и оперетты. В чём сходство и различие таких жанров как оперетта и мюзикл? Приведи по 2 примера каждого. Придумай 5 вопросов по теме урока.

Тема 12. Жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Соната. Фортепианная сюита.

Что такое соната, сюита, романс-баркарола и симфоническая сюита, квартет (2 значения)? Почему сюита М.П. Мусоргского “Картинки с выставки” так называется? Перечисли, какие номера в неё входят? Прочитай басню И.А. Крылова “Квартет”. Как могла бы звучать музыка этих незадачливых музыкантов. Придумай своих 5 квартетов разного состава.

Тема 13. Интонации народных танцев. Инструменты симфонического оркестра.

Дай определение оркестра. Какие инструменты в него входят? Найди определение мазурки и полонеза. Что общего в определениях мазурки, полонеза, вальса, а что различного? Почему П.И. Чайковский называл оркестр “музыкальной республикой”? Составь словарь на тему “Инструменты симфонического оркестра”.

Тема 14. Мастерство композитора и исполнителя. Прелюдия.

Дай определение прелюдии, этюда. Какой должна быть музыка, и каким должен быть музыкант, чтобы музыка могла приносить счастье? Польского гения Ф. Шопена называли “Душой фортепиано”. Почему? Можно ли так сказать: “Слушая музыку Шопена, мы слышали его сердце”? Почему?

Тема 15. Музыкальные образы Баха, Моцарта, Бетховена, Грига, Глинки, Прокофьева, Гершвина, Хачатуряна и их развитие.

Могут ли иссякнуть мелодии? Какие образы они могут раскрывать? Как ты понимаешь слова П.И. Чайковского: “Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”? Составь таблицу с фамилиями композиторов, примерами их произведений и описаниями их музыкальных образов, знакомых тебе с уроков.

Тема 16. Авторская песня. Музыкальные инструменты.

Какая песня называется авторской? Дай определение гитары. Что важнее в авторских песнях – слова или мелодия? Почему? Фамилии каких поэтов-бардов ты можешь назвать. Подготовь информацию об одном из них.

Тема 17. Форма музыки: двухчастная, трёхчастная, сонатная, вариационная, рондо.

Какие формы музыкальных произведений тебе известны? Составь и заполни таблицу “Формы музыки” с примерами произведений на каждую. Какой должна быть музыка о Родине? Почему? Какие песни о Родине и родной природе ты знаешь? Найди стихотворение о Родине. Какой музыкой можно его озвучить?