Урок по литературному чтению. Тема: обобщение по разделу "Я и мои друзья"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: повторить и обобщить ранее полученные знания по произведениям о дружбе: В.В.Лунин ”Я и Вовка”, Н.Булгакова “Анна не грусти.”, Ю.Ермолаева “Два пирожных”; на их основе воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувства ответственности за свои поступки; обогащать словарный запас ; развивать образное мышление, речь; прививать интерес к чтению.

Оборудование: пословицы и высказывания о дружбе, карточки для магнитной доски ,портрет В.А.Осеевой, аудиозапись.

Ход урока.

Урок проводится в виде телепередачи “Пусть говорят”.

I. Организационный момент.

(Звучит музыка.)

- Здравствуйте, в эфире программа “Пусть говорят”. Тема передачи “ Я и мои друзья”. Эта тема была и остаётся актуальна и сегодня, тема ваших сверстников.

II. Постановка целей урока.

-Сегодня мы проведём необычное расследование, в ходе которого попробуем ответить на вопрос: ”Что такое дружба? Нужна ли дружба?” В ходе обсуждений вы должны сделать вывод - какими качествами должен обладать настоящий друг, чего настоящий друг не должен делать. И самое главное – понять, всегда ли вы поступаете по-дружески, по- товарищески. В этом нам помогут ранее изученные произведения. У нас в студии присутствуют гости : психологи, корреспонденты, доктора наук по дружбе.

III. Работа по теме урока.

-К нам поступила заявка о странном поведении мальчика. Его друг очень обеспокоен. Нам лучше пригласить его в студию, чтобы понять причину его беспокойства. Встречайте гостя нашей передачи, Петька.

1. Петька. - Мы с Вовкой дружим давно. Но что-то стало происходить непонятное. Решили мы пойти в кино, но тут Серёжка позвал его. И Вовка бросил меня одного. Вот я и не пойму друзья мы с Петькой или нет?

Уч. Да, в этой ситуации нужно разобраться. Давайте выясним: Что же такое дружба? (ответы детей.) У нас в студии есть доктор наук по дружбе. Спросим у него.

Доктор даёт определение слову дружба из толкового словаря С. И. Ожегова.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Уч. – Обратимся к залу. Знаете ли вы пословицы о дружбе?

- Между кем бывает дружба?

-А в этом случае?

-Хорошо ли поступает Вовка? Можно ли их назвать друзьями?

-А как поступили бы вы?

В разговор вступает Вовка.

-Я не согласен с вами. Ну и что, что я дружу с другими . Я же Вовку не бросил. Вот сами посмотрите. (Инсценировка отрывка из стихотворения В.В. Лунина “Я и Вовка “.

Уч. – Ребята вы согласны с ним? Так поступают настоящие друзья.

- Каким человеческим качествам и поступкам учит нас история нашего героя?

Итог. Подберите пословицу к этому произведению.(Новых друзей наживай, а старых- не теряй.)

2. Уч. А мы продолжаем нашу передачу. Пусть говорят, что дружба только на словах .Если история первого героя о том как не поступают друзья, то следующая история о настоящей дружбе, о взаимовыручке и сопереживании.

- Встречайте Анну. Она расскажет о дружбе с Катей.(рассказ Н. Булгаковой “Анна не грусти.”)

Анна. Когда друга нет рядом скучаешь, переживаешь. Так случилось и у нас с Катей, когда Катю положили в больницу. Мне было очень грустно без неё. Когда я пришла к ней в больницу, и увидела её там совсем одну, мне её стало очень жалко. Ведь мы с Катей настоящие подруги.

Уч. Как вы понимаете слово сопереживание? (ответы детей.)

-Послушаем специалиста.(Умение мысленно представить себя на месте другого человека, переживать вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, умение понять чужое душевное состояние.)

Уч. Действительно ли было сопереживание? Наши спец кор. решили выяснить. (Выборочное чтение) –Какой Аня увидела палату? – Что делала Катя? – Почему Аня заплакала? – А как вела себя Катя? – Чему она радовалась, лёжа в больнице? – В каких словах выражена главная мысль рассказа?

-Подведём итог: о каких человеческих качествах и чувствах мы говорили?

-Какую пословицу подберёте? (Не мил свет когда друга нет.)

IV. Физкультминутка. Реклама во 2-м.

V. Обобщающая беседа по пройденному материалу.

Уч. В эфире передача “Пусть говорят”. Мы говорим о дружбе между сверстниками. К нам на передачу поступил тревожный звонок. Звонила мама двух девочек. Мы пригласили её в студию, она чем-то очень обеспокоена. Послушаем её историю.

Мама. Меня беспокоит дружба моих дочерей Оли и Наташи. Однажды я попросила их помыть посуду. Оля сразу согласилась. А вот Наташа… Да вы сами посмотрите. (Чтение по ролям рассказа Ю. Ермолаева “Два пирожных.”)

-Правильно ли я поступила? А как считаете вы? (ответы детей и психолога)

Уч. Как поступила мама? (справедливо) Выясним что такое справедливость?

Доктор. Справедливость - это действие осуществляемое на законных и честных основаниях.

Уч. Что вы чувствуете по отношению к героиням?

-Кто вам нравится? Правильно ли поступила мама?

–Зачем мама рассказала нам эту историю? Ведь наша тема “Я и мои друзья.” (Эта история о дружбе в семье, о справедливости, которая должна быть в дружбе.)

Итог: о каких же качествах личности мы говорили?

- Подберите пословицу.

VI. Физминутка.

VII. Обобщение по рассказу В.А.Осеевой “Почему?”

Уч Мы говорим о дружбе между людьми. Но бывает ли дружба между человеком и животными?

- С каким животным ассоциируется слово дружба? Давайте попробуем это выяснить. Следующий гость спрашивает нас “Почему?” Это В.А.Осеева. Что вы знаете о ней? ( Биография) О чем писала В.А.Осеева?- Когда задают вопрос Почему? (чтобы выяснить причину) Давайте выясним причину. Включаем прслушку.(Работа по тексту. Выборочное чтение)

-Что произошло с мальчиком ?

-Почему мама так сильно расстроилась?

-Кто был наказан?

-Как вёл себя мальчик? За кого он переживал?

-Признался ли он в своём поступке?

-Попробуйте ответить на все “Почему” из этого рассказа.

-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

-Что вы больше всего цените в дружбе?

-Подберите пословицу или высказывание.

VIII. Итог урока.

-Мы много обсудили произведений. Какие же выводы вы сделали для себя? Давайте это проверим .Проведём игру “Да- нет” У вас на карточках написаны различные действия и поступки. Вы должны собрать качества настоящих друзей и то, чего настоящие друзья делать не должны.(Помогать, принимать помощь, ругать, драться, играть, жадничать, сообщать новости, сплетничать, уважать, командовать ,доверять)

-В конце нашей передачи я еще раз хочу повторить мудрые слова Аристотеля:” Дружба- самое надежное для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей , даже если б имел все остальные блага.”

IX. Домашнее задание.

Написать сочинение о себе и своих друзьях.