Урок "Галогены, хлор и его соединения", 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


УВЦ:

  1. развить знания о семействе галогенов на примере хлора и его соединений, изучить строение их молекул, физико-химические свойства, определить роль и нахождение в природе и жизни человека;
  2. формировать умения прогнозировать свойства элементов и их соединений на основании общей характеристики семейства по положению элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева с применением межпредметных знаний и способов действий;
  3. воспитание культуры коммуникативных способов действий на основании применения информационных технологий.

Тип урока: урок актуализации и совершенствования знаний и умений.

ФОПД: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Методы: частично- поисковый, экспериментально-исследовательский.

Основные вопросы темы урока:

  1. Нахождение и роль хлора и его соединений в природе и жизни человека.
  2. История открытия и изучение хлора.
  3. Особенности строения атома хлора, возможные степени окисления.
  4. Физические свойства хлора, его физиологическое действие на живые организмы.
  5. Химические свойства хлора.
  6. Свойства важнейших соединений хлора.

Основные понятия: галогены, общая формула строения внешнего энергетического уровня, окислительно-восстановительные свойства, степень окисления, сравнительная химическая активность галогенов, качественная реакция и др.

Приемы: постановка межпредметных вопросов, выполнение комплексных заданий, составление схем, обращение к жизненному опыту учащихся, применение умений и навыков при выполнении упражнений и проведении эксперимента.

Средства обучения:

  • Периодическая система элементов Д.И. Менделеева
  • инструкция по выполнению химического эксперимента
  • учебное электронное издание “Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория”: 2004, МарГТУ
  • электронное пособие “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”: 2002 “Руссобит-М”
  • магнитные пособия “Характеристика химического элемента”
  • коллекция простых веществ и минеральных соединений галогенов
  • Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга для домашнего чтения. - М.:Химия, 1994 г., с.182, с.185, с.322, с.336
  • Беляев А.Р. Голова профессора Доуэля.

Оборудование и реактивы: пробирки, штативы; хлорная вода, раствор соляной кислоты, растворы солей NaCl, AgNO3, KF, KBr.

Содержание урока

I.Организационно-мотивационный этап.

  1. Определить местоположение галогенов в ПС Д.И. Менделеева, назовите их.
  2. Охарактеризовать особенности строения атомов галогенов и электронную конфигурацию внешнего слоя.
  3. Какие свойства проявляют галогены в химических реакциях?
  4. Как изменяется окислительная способность галогенов с увеличением порядкового номера?
  5. Назвать самый активный галоген-неметалл? Почему?

Отрывок из произведения А.Р. Беляева “Голова профессора Доуэля”.

“Первый раз в жизни Артур Доуэль почувствовал, что не в состоянии овладеть чужой волей. Связанный, беспомощный, лежащий на полу человек издевался над ним. За дверью раздалось какое-то шипение. Доуэль продолжал петь все громче, но вдруг поперхнулся. Что-то раздражало его горло. Доуэль потянул носом и почувствовал запах. В горле и носоглотке неприятно щекотало, вскоре к этому присоединилась режущая боль в глазах. Запах усиливался.

Доуэль похолодел. Он понял, что Равино отравил его хлором. Настал его смертный час. Затем свет погас, и Доуэль словно провалился … Очнулся он от свежего ветра, который трепал его волосы”.

II. Операционно-исполнительский этап.

Составление визитной карточки для представления хлора (обратить внимание на план урока и применение магнитного пособия)

Визитная карточка.

  1. Фамилия - химический знак элемента.
  2. Адрес – местоположение в ПС (группа, подгруппа, период, порядковый номер).
  3. Особенности внутреннего мира – строение его атома (заряд ядра, количество электронов, число энергетических уровней, возможные степени окисления и т.д.).
  4. Ближайшие родственники и их характер (высшие оксиды и гидроксиды, летучие водородные соединения).
  5. География расселения (распространение в природе)

Моделирование визитной карточки и молекулы хлора (совместное обсуждение с классом, отдельные учащиеся отвечают у доски, используя магнитные пособия).

Выступления учащихся с сообщениями об открытии и физических свойствах хлора.

Проблема “Что вы будете делать, если оказались в помещении, где происходит утечка хлора, и у вас нет средств индивидуальной защиты?”

Этап работы на компьютерах.

Инструктивная карточка работы на компьютере:

  • Запуск программы электронного пособия “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”.
  • Выбрать раздел “Химия элементов”, глава “Хлор”, параграф “Получение хлора” и “Методы получения хлора” (учащиеся знакомятся с текстом).
  • Написать уравнения реакций получения хлора: а) в лаборатории, б) в промышленности (по-возможности рассмотрите их как ОВР).

Вопросы и задания:

  • Чем является хлор в химических реакциях?
  • Сравните окислительную активность хлора с соседними галогенами.
  • Предположите наиболее характерные химические реакции с участием хлора.
  • Открыть параграф “Химические свойства хлора”.
  • Какие схемы реакций не были вами предложены? С чем еще будет реагировать хлор?
  • Составить уравнения реакций в молекулярном виде (для учащихся на “3”) и ОВР (для учащихся на “4-5”). Проверка правильности составления уравнений реакций – ответы учащихся у доски и корректировка записей уравнений реакций, уточнения правильности составления формул веществ по параграфу электронного издания “Химические свойства хлора”.

Проблема: в каком виде встречаются галогены (в т.ч. хлор) в природе? Почему?

Одно из важнейших соединений хлора – хлороводород; написать уравнение реакции получения (Cl2 + H2 = 2 HCl). Это промышленный способ получения, как хлороводород получают в лаборатории?

Следующий этап работы на компьютерах.

  • Открываем “ Получение хлороводорода”.
  • Составить уравнения реакций и расставить коэффициенты.
  • Корректировка записи уравнений реакций в тексте в параграфе “Химические свойства хлора”.

Вопросы:

  • С чем будет реагировать р-р HCl (соляной кислоты)?
  • Какая из реакций является качественной и служит для обнаружения хлорид-ионов? Укажите необходимый реактив.
  • Закрываем программу “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Экспериментальный этап урока.

1. Техника безопасности при проведении лабораторной работы.

2. Инструкция по выполнению лабораторной работы.

Опыт 1. Обнаружение хлороводородной кислоты и ее солей.

В первую пробирку прилить 1-2 мл соляной кислоты, во вторую 1-2 мл – раствора хлорида натрия. Затем в обе пробирки добавить несколько капель раствора нитрата серебра (I). Описать внешний вид осадка. Составить уравнения реакций.

Опыт 2. Сравнительная химическая активность галогенов.

Налить в одну пробирку немного раствора фторида калия, а в другую бромида калия. В каждую пробирку добавить хлорной воды. Какие изменения произошли? Сделать выводы, составить уравнение реакции.

Эвристическая беседа по вопросам:

  • В каком виде и где содержится хлор в организме человека?
  • Какое действие оказывает соляная кислота в желудке?
  • Назвать области применения хлора и его соединений.
  • В каком состоянии и где распространен хлор и другие галогены в природе?

Этап работы па компьютерах.

  • Открыть на рабочем столе учебное электронное издание “Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория, далее “Коллекция”, далее “Свойства неорганических веществ”, далее “Галогены”. Выбрать “Биологическое значение и применение хлора”, затем “Галогены в природе”.
  • Тест на проверку изученного материала по программе электронного пособия “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”.
  • Выбрать “Химия элементов”, далее “Хлор”.
  • Учащиеся отвечают на вопросы теста, при затруднении можно воспользоваться окном - “Пояснения”, либо “Шпаргалкой” (справочные материалы).
  • Подведение итогов теста ссылка “Статистика”.
  • Закрыть программу “Химия. Полный иллюстрированный курс. Серия “Проверь себя”.

Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям.

I вариант (для учащихся на оценку “3”).

  1. Перечислть важнейшие физические свойства хлора и назвать области его применения.
  2. Расставить коэффициенты в данных схемах, назвать продукты реакции:

a) Na + Cl2 image1.JPG (864 bytes) NaCl?  c) P + Cl2 image1.JPG (864 bytes) PCl3?

b) Cl2 + H2 image1.JPG (864 bytes)HCl ?      d) Cl2 + KBr image1.JPG (864 bytes) KCl + Br2 ?

II вариант (для учащихся на оценку “4”).

1.Определить степени окисления хлора в соединениях, назвать эти вещества:

NaCl; KClO3; CCl4; Cl2O7; ClF.

2. Закончить уравнения реакций и определить, в каких из них хлор проявляет окислительные, а в каких– восстановительные свойства:

a) Cl2 + H2 = ?         c) F2 + NaCl = ?

b) Cl2 + NaBr = ?   d) MnO2 + HCl = ?

III вариант (для учащихся на оценку “5”).

1. Ранее хлор получали в промышленности по реакции:

4 HCl(г) + O2(г) = 2 Cl2(г) + 2 H2O(ж) - Q.

Указать условия, при которых достигается максимальный выход хлора (смещение равновесия вправо).

2.Написать уравнения реакций, позволяющие осуществить превращения:

NaClimage1.JPG (864 bytes) Cl2 image1.JPG (864 bytes) KClO3 image1.JPG (864 bytes)KCl image1.JPG (864 bytes)HCl image1.JPG (864 bytes) AgCl.

Подведение итогов деятельности.

Завершив изучение VII A группы элементов, на следующем уроке перейти к изучению их соседей – элементов VI A группы, т.к. они находятся рядом в Периодической системе, следовательно, можно предположить, что химические свойства элементов этих групп будут иметь много общего.

  • Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся за активную работу.
  • Комментарии по предстоящему домашнему заданию.

Спасибо за сотрудничество! До свидания!