Открытый урок, 2007–2008 учебный год. Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

1) повторить и обобщить знания об имени числительном;
2) совершенствовать навыки употребления имен числительных;
3) закрепить умения склонять числительные;

Воспитательная:

а) пробудить интерес к окружающей природе и космосу;
б) вызвать чувство гордости за свою страну – великую космическую державу;

Развивающая: развить воображение, фантазию и обогащать речь.

ОБОРУДОВАИЕ: записи на доске, фотографии, музыкальные записи, мультимедиа.

ХОД УРОКА

1. Словарная разминка.

Лу(н, нн)ая поверхность, звез…дный дух, телевизио(н, нн)ое изображение, светло(волосая) девочка, красно(оранжевое) небо, (не)большие кратеры, х..олмистая мес…ность.

2. Блицопрос.

- Что обозначает числительное?

- На какие две группы делятся числительные?

- Чем отличаются простые числительные от составных?

- Как склоняются составные количественные числительные?

- Как склоняются составные порядковые числительные?

- В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

3. Объяснительный диктант.

С начала девятнадцатого века Марс привлекал внимание ученых и писателей-фантастов своими “каналами”. Сейчас выяснилось, что марсианские “каналы” - это естественные разломы земной коры планеты. Такие же разломы наблюдаются на Земле.

Задание: найдите числительное в этом тексте и охарактеризуйте (устно)

4. Выборочный диктант.

Шаги в будущее

В 1964 году была запущена на Марс американская автоматическая станция “Маринер-4”, а через 7 с половиной месяцев, 14 июля 1965 года, она пролетела в 9800 километрах над поверхностью Марса. В результате было получено 22 телевизионных изображения, которые охватывали около 1% поверхности планеты. Вместо ожидавшихся морей и каналов а снимках предстала поверхность, очень похожая на лунную. На поверхности Марса открылись кратеры, сухие русла рек, узкие расщелины, каньоны, поля дюн и барханов.

1 перелет с Земли на Марс состоялся в 1971 году, когда советская автоматическая станция “Марс-2” достигла поверхности Красной планеты. К сожалению, аппарат разбился о поверхность Марса. Однако через несколько дней другой аппарат совершил мягкую посадку не Марсе. Радиосвязь продолжалась около 2 минут.

В 2003 году американским космическим агенством NASA был объявлен конкурс на лучшее название 2 американских вездеходов. Конкурс привлек внимание 10 000 школьников. 8июня 2003 кода, за день до запуска 1 аппарата, светловолосая 9-летняя девочка Софи Коллас стала победительницей конкурса. “Звездный дух” зародился в ней, когда она еще в сибирском детдоме. Удочеренная несколько лет назад американкой семьей, Соня теперь мечтает стать астронавтом. Она назвала марсоходы “Дух” и “Возможность” (“Spirit” и “Opportunity”). (Рисунок 1) Руководитель NASA Шон О’Криф отметили, что София “унаследовала дух 2 великих космических держав”.

Задание: выписать словосочетания с именем числительным (цифры записать словами).

Лексические значения слов.

Каньон. Глубокая речная долина с очень крутыми склонами.

Кратер. Чашеобразное углубление в вершине вулкана, являющееся результатом его извержения.

Дюна. Прибрежный песчаный холм, нанос, передвигаемый ветром.

Бархан. Песчаный наносный холм в степях, пустынях передвигаемый ветром.

Задание: прочитать текст с четким проговариванием числительных.

5. Работа с фотографиями. (Рисунок 2)

6. Сделать морфемный разбор числительных: четырнадцатого, девятисот.

7. Выполнить синтаксический разбор предложения:

“Звездный дух” зародился в ней, когда она еще жила в сибирском детдоме.

8. Творческая работа.

Задание: написать небольшое мини-сочинение.

- Какие знания, полученные из нашего текста, показались наиболее интересными, значительными?

9. Чтение творческих работ.

10. Вывод.

Опираясь на числительное, мы сегодня узнали о мире. Это не случайно, ведь язык – инструмент познания науки, значит и познания мира.

11. Задание на дом.

Подготовиться к контрольному диктанту, с 156 (ответы на вопросы).