Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Разделы: Математика


Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, и его высокая интенсивность, недостаточный учет учителями индивидуальных особенностей школьников – ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, и как итог снижению мотивов обучения, пропадает активность, снижается успеваемость, которая, в свою очередь негативно влияет на мотивацию.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания школьников, формированию у них активной жизненной позиции. Социальный заказ нашего общества состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.

Моя личная концепция складывается из развития у учащихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека, в раскрытии внутренней гармонии математики, рациональном сочетании различных видов деятельности, в дополнении краеведческим материалом.

Новизна в моей работе заключается в использовании на уроках математики материалов краеведения для конструирования и решения задач, что обеспечивает мотивацию учения, содействует формированию сознательной дисциплины и достижению устойчивых результатов обучения.

Я работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математики через краеведение, уже четвёртый учебный год. Именно эту проблему выбрала потому, что в своей работе увидела недостаточную глубину и осознанность усвоения учащимися программного материала. Я поставила перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике, привитие любви к своей Родине, воспитание бережливого хозяина своей страны. Это потребовало отказа от сложившейся практики построения школьного математического курса, как последовательного изложения готовых результатов и сведений. Я считаю, что здание математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математики я стараюсь решать комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся на базе краеведческого материала. Наибольший результат получается на основе осуществления дифференциации обучения, при котором одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей.

Правильная организация учебно-воспитательного процесса, выбор рациональной системы, методов и приемов обучения способствуют достижению стабильных результатов обучения.

«Краеведение... Видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история.

Математика... Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Например, на уроках геометрии при изучении темы "Теорема Пифагора" после повторения основных сведений о соотношениях между сторонами и углами треугольника, других известных учащимся сведений о прямоугольном треугольнике были предложены задачи:

1) Стены Белгородской крепости XII века высотой 8 метров окружены рвом, заполненным водой, шириной 6 метров. Какой длины должна быть лестница, по которой можно взобраться на крепостную стену?

2) Телеграфный столб, высотой 12 метров должен поддерживаться для устойчивости проволочной длинной 20 метров. На каком расстоянии от основания столба надо закрепить колышек, если другой конец проволоки закреплен у вершины столба?

Иногда предлагаю задачи смекалки.

Например:

Пруд, имеющий форму квадрата. У каждой вершины квадрата растут дубы. Неожиданно потребовалось увеличить площадь пруда в 2 раза, но оставить форму квадрата. Как это сделать, не трогая деревьев?

Такой парк, находится в Ракитном в некотором отдалении от главного усадебного дома семьи Юсуповых на мысовидном полухолме, с юго-запада ограничен каскадом верхних прудов. Цепь прудов является главным украшением парка. Пруды прежде хорошо просматривались с холма. Старинные деревья парка представлены, в первую очередь, липами, единично встречается клен, тополь, груша, ива. Сохранилось около 240 деревьев от 120 до 150 лет. Встречаются и отдельные дубы, их возраст до 300 лет.

Парк в Ракитном – один из крупнейших природных ансамблей на территории нашей области.

Ценность таких уроков в том, что мысль учащихся весь урок работает целенаправленно. При изучении трудных тем, чтоб не упал интерес к предмету, я перед изложением новой темы даю задачи, содержащие элементы доказательства теоремы или наоборот задачи закрепляют изученный материал.

При изучении темы: "Цилиндр" можно изучать её в течение нескольких уроков, а если в виде лекции, то в данную тему я включаю несколько параграфов сразу, кроме темы «Объем цилиндра». На таком уроке можно сразу дать обычное определение цилиндра, которое не сразу запоминается, а можно дать развертку цилиндра, как тело вращения прямоугольника вокруг какой-либо стороны своей, а затем перейти к понятиям таким, как высота, ось, образующие цилиндра, затем на развертке показать из чего состоит цилиндр.

В данной теме и теме «Конус» замечаем, что купола, например, Преображенского Собора представляют собой объединение геометрических фигур. Церковь Преображения Господня построена в 1813 г, на месте пришедшего в ветхость храма на средства прихожан. Архитектор – Васильев Е. Л. По его проектам построены Университетская церковь и колокольня Успенского собора в Харькове. В начале XX в. церковь насчитывала 186 прихожан, имела двухклассную церковно-приходскую школу.

Уроки проходят увлекательно и интересно, так как работа есть для сильных и для слабых учеников. После таких уроков провожу уроки – зачеты – это уроки индивидуальной работы, которые служат, как для контроля оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития. Зачет проводится по каждой теме, такие зачеты, дифференцированы

Считаю, что хорошие результаты дает использование метода сравнения вновь предлагаемого материала с ранее изученным, другими предметами, а именно краеведением, прошлым нашей области. В процессе обсуждения развивается речь учащихся. Учащиеся стараются коротко и убедительно обосновать свой ответ. В этом случае можно избежать формального подхода к знаниям.

Задача. Белгородская крепость имела форму четырёхугольника ABCD, где основание DC в 1,4 раза длиннее стороны АВ; AD меньше АВ на 45 аршин; ВС короче АD на 70 аршин. Вычислите длину сторон Белгородской крепости, если известно, что сумма двух самых длинных сторон АВ и DC на 258 аршин больше суммы его коротких сторон AD и ВС.

На своих уроках организую обучение, при котором ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытие новых знаний, решая задачи проблемного характера, пользуется рациональными приемами усвоения знаний.

Чтобы вооружить учащихся этим приемом мыслительной деятельности, стараюсь исключать воспроизведение изученного материала в неизменном виде. А для этого прошу доказывать теоремы по измененным чертежам и буквенным обозначениям, при работе с выведенными формулами менять буквенные обозначения.

Такой принцип краеведческо-познавательной деятельности можно назвать принципом маятника. Изучая названия улиц своего города, дети узнают историю своей страны. Например, одна из улиц нашего города носит имя Николая Чумичова. В ходе исследования учащиеся узнали, что бескорыстие и благотворительность были отличительными чертами характера Чумичова. Одним из главных детищ, созданных Николаем Ивановичем был Белгородский общественный банк, размещавшийся в здании городской управы. За три года до смерти Н. И. Чумичов основал приют для престарелых и инвалидов, получивший название Общественной мещанской имени Н. И. Чумичова богадельни.

Много внимания в своей работе уделяю учащимся, имеющим трудности в изучении математики, недостаточно развитый логический аппарат. Большую помощь в формировании их мыслительной деятельности оказывает прием использования стимулирующих звеньев, который состоит в том, что между последовательно повторяющимися мыслями вклеивается стимулирующее звено, которое углубят понимание и активизирует мыслительную деятельность.

Принцип «спирали» позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Знакомство с архитектурными памятниками Белгорода мы начинаем с простого рассматривания фотографий. Далее идет слайд – экскурсия с небольшими комментариями, а пешеходная экскурсия дополняется более обширными пояснениями. Исследование «Уголок Белгорода – милый моему сердцу» предполагает работу со справочной, художественной литературой, посещение художественного музея города.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру был открыт 4 августа 1998 года, накануне 55-летия освобождения Белгорода от немецких захватчиков и в преддверии двухтысячелетия Рождества Христова. На пятнадцатиметровом постаменте мы видим фигуру великого князя, высотой в семь с половиной метров.

Главной своей задачей считаю не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учится.

Изучение тем краеведения в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности. Ко Дню Защитника Отечества проводится беседа «Наши земляки-полководцы. Не посрамим земли русской», «Валуйский край – родина прославленного полководца Великой Отечественной войны, генерала Армии, Героя Советского Союза Николая Федоровича Ватутина».

Например, при изучении темы «Уравнения, приводимые к квадратным» 9-й класс предлагаю учащимся разноуровневую тестовую самостоятельную работу, в ходе решения которой получается имя нашего земляка полководца Н.Ф. Ватутина.

Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление. Например, создание письма белгородцам от лица суслика крапчатого, который практически исчез в Белгородской области, помогло детям осознать глубину проблемы. Такой подход помогает формированию нравственного запрета наносить ущерб природе.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, много аспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.