Урок алгебры и математического анализа в 11-м классе "Задачи с параметрами". Графический метод

Разделы: Математика


Образовательные задачи:

  • актуализация опорных знаний применения свойств функций при решении уравнений и неравенств, знание графиков всех элементарных функций, умение их строить, определять по графику формулу, с помощью которой он может быть задан;
  • обобщение и систематизация знаний и способов деятельности по теме “Уравнения и неравенства”;
  • применение обобщённых знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации с целью показать внутри курсовые связи;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков: средства – домашняя работа, сообщение учащегося, самостоятельная работа, презентации учащихся, тест.

Развивающие задачи:

  • развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации с помощью электронного учебника;
  • развитие логического мышления, умения работать в проблемной ситуации;
  • развитие умений применять знания, умения и навыки в нестандартной ситуации;
  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно переформулировать условие задачи, излагать мысли, делать выводы;
  • развитие самостоятельной деятельности учащихся.

Воспитательные задачи:

Воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала урока, методов обучения;

Совершенствование умения работать в группе, в паре, взаимопомощи, культуры общения, умения применять преемственность тем математики; воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в сложной ситуации, умения анализировать результат и работу по его достижению, делать выводы.

Оборудование:

Персональные компьютеры, мультимедийный проектор, электронное пособие “Математика 5-11”, электронные презентации в среде Power Point учителя и учащихся, инструкционные карты, чертежные инструменты.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Приветствие, сообщение цели урока и способов деятельности.

    II. Актуализация знаний

    Проверка домашнего задания (деятельность учащихся – самопроверка, слайд на экране всю перемену, поэтому у учащихся есть время сверить ответы и получить консультацию у учителя, у одноклассников).

    <Рисунок 1>

    Выступление учащегося (обобщение и систематизация знаний, проверка наиболее трудных заданий домашней работы). <Приложение №1>

    Коррекция знаний (ответы на вопросы учащихся учителя или желающих высказать своё мнение по методам решения, возможно демонстрация других способов решения заданий домашней работы).

    Подведение итога работы (оценка своей деятельности по подготовке к усвоению новых знаний).

    Этап контроля (тест для учащихся, проверка знаний графиков функций и умения по графику записывать формулу, с помощью которой он может быть задан), использование презентационного оборудования и на этапе контроля и на этапе самопроверки <Приложение 2>

    Подведение итогов: по качеству выполнения задания, по скорости. Коррекция результатов.

  3. Изучение нового материала
  4. Учитель с помощью приготовленной презентации <Приложение 3> расставляет акценты по данной теме, останавливается на основных понятиях, направлениях деятельности, предупреждает об основных ошибках, которые допускаются при решении данного класса задач.

    Выступление учащегося, который занимается данной проблемой, в связи с работой над рефератом <Приложение 4>.

    Итог работы на данном этапе – это формулировка алгоритма решения задач графическим методом в системе XOY.

  5. Первичное закрепление знаний
  6. Практическая работа. Организация деятельности: парная работа. Оборудование: электронное учебное пособие “Математика 5-11”, инструкционные карты.

    <Рисунок 2>

    <Рисунок 3>

    Задание парам: выполнить практическую работу, приготовить презентацию одного из заданий (по жеребьёвке), принять активное участие в обсуждении результатов работы.

    Инструкционная карта

    1. Сделать в тетради таблицу и заполнить её в ходе выполнения практической работы:

    функции

    ответ

    контроль

    №1

         

    №2

         

    №3

         

    №5

         

    №6

         

    2. Войти в электронное учебное пособие “Математика 5-11”

    3. Открыть оглавление пособия.

    4. Выбрать “Алгебра 10-11”.

    5. Выбрать:

    4.Графические приёмы решения уравнений и неравенств.

    4.1. Координатная плоскость (x;y).

    6.Решить упражнения: №1, 2, 3, 5, 6.(при решении не забывать заполнять таблицу)

    Контроль: презентация материала, ответы на вопросы одноклассников, учителя (самоконтроль– заполнение таблицы).

    <Рисунок 4>

    Коррекция результатов.

  7. Самостоятельная работа учащихся
  8. Цель: проверить уровень усвоения материала, исследовательские навыки, умение задавать вопросы при консультировании с учителем.

    При выполнении работы ученики имеют право выбора количества заданий и содержания (каждый решает, что он будет решать и в каком порядке).

    При выполнении работы руководствоваться разработанным алгоритмом решения задач с параметрами (графическим методом, в системе XOY).

    Содержание работы

    1) При каких значениях а уравнение имеет точно три решения?

    2)Решить неравенство в зависимости от значений параметра а.

    3) Сколько корней имеет уравнение в зависимости от значений параметра а?

    4) Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение имеет хотя бы одно решение.

    Таблица ответов для проведения самопроверки результатов самостоятельной работы.

    <Рисунок 5>

  9. Подведение итога урока
  10. Самооценка деятельности каждого участника образовательного процесса.

    Организация деятельности в целом всего класса, активность на различных этапах урока, оценка видимые результатов: сообщения учащихся, выполнения тестов, презентации практической работы, активность во время обсуждения возникших проблем, и т.д.

    Рефлексия.

  11. Задания для домашней работы:

В: найти в сборниках для поступающих в ВУЗ 5-6 заданий с параметрами, решить в тетради или приготовить презентацию;

Б: решить в тетради задания из самостоятельной работы, которые не решил на уроке (2-3).