Интегрированный урок экономики, географии и информатики "Глобальные проблемы человечества"

Разделы: География, История и обществознание, Информатика, Экономика


Пояснительная записка

Интегрированный урок (экономика, информатика, география) по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе информационно-технологического профиля.

В соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, в отличие от общеобразовательных, завершается в 11 классе (1 час в неделю). Экономика преподается в виде элективного курса (1 час в неделю). Тема “Глобальные проблемы человечества” является завершающей и в курсе географии, и в курсе экономики. Данная тема входит в раздел “Мировое хозяйство”. Предмет информатика и ИКТ в классе информационно-технологического профиля изучается в объеме 4 часа в неделю, поэтому все учащиеся уверенно владеют компьютером. Использование информационно-коммуникационных технологий в данном случае является средством овладения учебным материалом по экономике и географии.

При подготовке и проведении урока использовалась современная педагогическая технология личностно-ориентированного обучения – метод проектов. Для выполнения межпредметных творческих проектов по темам, объединенных в рамках тематики глобальных проблем человечества, учащиеся разбились на группы по 2-3 человека. Исследовательская работа над проектами носила долгосрочный характер. На предварительном этапе работы над проектом учащиеся собрали и обработали разнообразный материал по заданной теме. Результатом работы каждой группы над своим проектом стала компьютерная презентация, выполненная средствами приложения Microsoft Office PowerPoint. Заключительный этап работы над проектом – защита проекта – состоялся на интегрированном уроке “Глобальные проблемы человечества”.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Тип урока: Обобщающий урок

Форма: Семинар

Цели урока:

  • образовательная: учащиеся должны: знать глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения; осознать опасность глобальных проблем человечества;
  • развивающая: учащиеся должны создать творческий проект по одной из глобальных проблем человечества средствами приложения Microsoft Office PowerPoint;
  • воспитательная: способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся.

Оборудование:

  • компьютер с установленной операционной системой Windows и приложением Microsoft Office PowerPoint;
  • мультимедийный проектор;
  • таблички на столах: “Экологическая проблема”, “Проблема разоружения”, “Продовольственная проблема”, “Энергетическая проблема”, “Проблема здоровья”, “Проблема терроризма”, “Демографическая проблема”, “Проблема глобального потепления”, “Экспертная комиссия ООН”;
  • на каждом столе: повестка дня (Приложение 1), оценочный лист проектанта (Приложение 2).

Продолжительность: 2 урока по 40 мин.

Ход урока

Учащиеся занимают места в классе за столами с табличками: “Экологическая проблема”, “Проблема разоружения”, “Продовольственная проблема”, “Энергетическая проблема”, “Проблема здоровья”, “Проблема терроризма”, “Демографическая проблема”, “Проблема глобального потепления”. За отдельным столом занимают места члены экспертной группы из числа наиболее подготовленных учащихся и председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества.

На столах разложены документы: повестка дня (Приложение 1), оценочный лист проектанта (Приложение 2).

Учитель:

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Сегодня мы проводим запланированное заседание Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества. В ходе заседания, рассмотрев причины, суть и возможные пути решения проблем, нам предстоит подготовить проект резолюции ООН по данной теме.

На заседании присутствуют наблюдатели, которые в конце заседания могут задать вопросы членам Комиссии.

Рабочие группы Комиссии детально изучили заинтересовавшие их проблемы и подготовили презентации, которые они представят на нашем заседании. Группа экспертов в ходе заседания подготовит проект решения.

Председателем Комиссии является госпожа Горячева Татьяна, секретарь – Шинкаренко Алена. Ведущий эксперт – Оленева Екатерина. Эксперт по компьютерным технологиям – Мунтяну Дмитрий. Слово председателю Комиссии.

Председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества:

Добрый день, уважаемые коллеги! Заседание Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества объявляю открытым. Разрешите от вашего имени приветствовать наблюдателей, присутствующих на заседании.

С повесткой дня вы заранее познакомились. Есть ли изменения и дополнения?

Прошу голосовать за принятие повестки дня. Предлагаю утвердить регламент заседания: выступление с докладом – 5 минут, выступления в прениях, дополнения, уточнения – 2 минуты. Прошу голосовать.

Начинаем работу по повестке дня. Слово с докладом на тему “Экологическая проблема” предоставляется Костюшовой Кристине.

Учащиеся выступают с докладами. Доклады сопровождаются мультитедийными презентациями.

  1. Экологическая проблема.
  2. Проблема борьбы с терроризмом.
  3. Проблема глобального потепления.
  4. Проблема отсталости развивающихся стран.
  5. Демографическая проблема (Приложение 3).
  6. Проблема здоровья людей (Приложение 4).
  7. Проблема разоружения.
  8. Продовольственная проблема.
  9. Энергетическая проблема.

После каждого выступления председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества предлагает присутствующим задать свои вопросы и высказать замечания по проблеме.

Председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества:

Благодарю вас, коллеги! Предоставляю слово экспертной группе.

Ведущий эксперт Комиссии обобщает сказанное докладчиками, демонстрирует презентацию (Приложение 5) и предлагает проект решения заседания Комиссии (Приложение 6).

Председатель Комиссии ООН по глобальным проблемам человечества:

Есть ли замечания, дополнения к проекту решения? Прошу голосовать… Решение принято единогласно. Повестка дня исчерпана. Заседание Комиссии объявляю закрытым.

Учитель:

Ребята! Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу на уроке. Пожалуйста, оцените свой труд и труд ваших товарищей при подготовке и проведении сегодняшнего заседания, заполнив оценочный лист (Приложение 2). Всего доброго!