Урок ОБЖ

Разделы: ОБЖ


Цели:

  1. Cформировать представление о курении, как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека;
  2. Cформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к сигаретам;
  3. Продолжить работу над повышением восприимчивости учащихся к негативным последствиям курения.

Оборудование:

  • плакаты о вреде курения,
  • цитаты известных людей,
  • наглядные рисунки,
  • рефераты.

Слово учителя:

- Я вам напомню отрывок из “Приключений Тома Сойера” Марка Твена: “После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле и начали осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

- Да это совсем легко! Знай, я это раньше, я уже давно научился бы.

- И я тоже,- подхватил Джо. – Плевое дело!

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть- чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще. Несмотря на все усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже. Наконец Джо выговорил расслабленным голосом: “Я потерял ножик. … Пойду, поищу....”

Том дрожащими губами произнес, запинаясь:

- Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда, к ручью. Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.

Гек снова уселся на свое место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга: оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что им пришлось пережить несколько неприятных минут, но теперь все позади.

За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: “Не надо, т.к. они чувствуют себя очень неважно”

- Видите, как выразительно Марк Твен описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятны последствия курения.

70% мальчиков и 73% девочек испытали отвращение, головокружение, кашель, тошноту после первой выкуренной сигареты.

Период этот проходит, постепенно возрастает количество выкуренных сигарет. Человек все зависит от табака.

Курящий человек с жадностью затягивается ароматным дымом, не задумываясь о том, что вызывает в организме каждая подобная затяжка. Органы человека, которые страдают от курения, мы будем отмечать на нашем плакате.

(На доске вывешивается плакат с изображением внутренних органов).

1 ученик:

Первым в контакт с табачным дымом вступает рот и носоглотка, оттуда дым попадает в легкие.

Ядовитые вещества дыма, переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка, что не остаётся бесследным. Потеря аппетита, гастриты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки – вот расстройства, которые встречаются у всех курящих во много раз чаще, чем у курящих.

Изменяется не только цвет лица. Вот по этому поводу отличный рисунок.

2 ученик:

У курящих, сужаются кровеносные сосуды, наступает кислородное голодание, головной мозг, нервные клетки и сердце страдают от недостатка кислорода.

На нашем плакате это хорошо видно.

Как видим, курение сопровождается весьма неприятными ощущениями. Так почему же люди курят? В настоящее время 60% мужчин и 20% женщин – жителей Земли – систематически курят, иначе 40% взрослого населения нашей планеты являются курильщиками. Почему же люди начинают курить?

Слово учителя:

- Незаметно у курящего возникает привычка к табаку, никотину. Через 2-3 минуты после вдыхания табачного дыма никотин проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Курильщик воспринимает это как освежающий приток сил или как чувство успокоения. Спустя некоторое время эти чувства исчезают, так как наступает сужение сосудов мозга и понижается его активность. Чтобы вновь почувствовать состояние приподнятости, курящий человек спустя некоторое время, опять тянется за сигаретой. Курящий, убеждает себя, что без табака не может нормально жить, работать и вскоре становится настоящим рабом своей страсти. Никотин становится привычным, и без него становится трудно обходиться.

- Как действует никотин на организм?

3 ученик:

Смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг. на 1 кг массы тела, то есть около 50-70 мг для подростка. Детский организм в 2 раза чувствительнее, чем организм взрослого. Следовательно, смерть может наступить, если подросток выкурит сразу полпачки сигарет.

Слово учителя:

- Очень часто мы сталкиваемся с пассивным курением, когда некурящие вынуждены дышать табачным дымом от курящих. Курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей. С этим мы сталкиваемся в квартирах, служебных помещениях, на улице, в поезде, в машине. Мы часто видим, как отец везёт детскую коляску или даже несёт ребёнка на руках, а в зубах у него дымящаяся сигарета. Ребёнок “накурился” вместе с отцом.

Я думаю, после нашего сегодняшнего занятия никто из вас никогда не заинтересуется сигаретой. А те, кто уже курит, сразу же откажутся от этой вредной привычки.

Заядлый курильщик сокращает свою жизнь на 8,3 года.

Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения вашей жизни? Подумайте над этим. Будьте разумными и воздержитесь от сигарет.

Отказаться от курения никогда не поздно. Это нелегко, но стоит только захотеть. О чувствах человека, оставившего вредную привычку курения, прекрасно сказал В.В. Маяковский в стихотворении “Я счастлив”:

Стихотворение читает 4 ученик:

Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась, как чудный сон,
Без единого кашля и плевка…
Я стал определённый весельчак и остряк –
Ну, просто – душа общества.
Я порозовел и пополнел в лице,
Забыл гриппы и кровать.
Граждане, вас интересует рецепт?
Открыть? или не открывать?
Сообщаю: граждане, я сегодня
Бросил курить.

Слово учителя:

Одной из основных причин начала курения является любопытство. Курить из любопытства начали до 25%. Другая причина курения – подражание взрослым. В некурящих семьях курящих становится не более 25? Детей, в курящих семьях число курящих детей превышает 50%. У многих курение объясняется подражанием, курящим товарищам.

Закрепление:

1. Ответить на вопросы:

- Что нового вы узнали сегодня?

- Будете ли вы курить?

- Если уже курите, бросите ли этим заниматься?

- Уговорите ли родных и близких курящих (если есть таковые) отказаться от вредной привычки?

2. Задание. (К доске приглашаются 2 ученика, дается задание записать в столбик одному – какие качества приближают человека к вредным привычкам, другому – какие отдаляют ):

благоразумие
слабоволие
любопытство
любовь к спорту
неорганизованность
жажда наслаждений
самоуверенность
склонность к подражанию
осторожность
сила воли
зависть
жадность

3. Небольшой конкурс:

Класс делится на 2 группы. Дается задание: одна группа товарищей нарисует словесный портрет курильщика. Одновременно эта группа подбирает доказательства того, что курить – это хорошо. Вторая группа словесный портрет спортивного некурящего человека. Одновременно она доказывает, что курить – это плохо.

Интересно, у кого найдется больше слов – у защитников или противников курения?

Итоги. Выставление оценок.

Задание на дом:

Темы сообщений и сочинений:

  1. Курить – здоровью вредить.
  2. Не хочу быть пассивным курильщиком.
  3. Если мне предложат сигарету, то я….