Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Повышение мотивации обучения.
  2. Развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм учебной деятельности; развитие навыков логического и абстрактного мышления, коммуникативных способностей учащихся.
  3. Воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности.
  4. Формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Оборудование:

  • телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, видеофильм “М.В.Ломоносов”, аудиозапись оперы “Князь Игорь” А.П.Бородина, аудиозапись песни “Дорога в рай” группы "Vangеlius", портреты М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова, А.П.Бородина, выставка рисунков и книг “Химия и жизнь”;
  • химическая посуда, спиртовка, раствор лакмуса фиолетового, древесный уголь, (NH4)2Cr2O7, Mg.

Условия игры.

В игре участвуют учащиеся 11 класса и учителя школы. Игра проходит в пять геймов.

Первый гейм: “Дальше, дальше, дальше…”

Второй гейм: “Заморочки из бочки”.

Третий гейм: “Ты мне, я тебе”.

Четвёртый гейм: “Гонка за лидером”.

Пятый гейм: “Тёмная лошадка”.

Ход игры

Учитель. Здравствуйте! Мы начинаем викторину “Счастливый случай” о “великой волшебнице”! Так образно называют одну из интереснейших и важнейших наук нашего времени – химию. Химия – наука, умеющая творить чудеса. Она может построить, а может разрушить. Она основа нашей жизни. И кем бы не был человек: агрономом, строителем, медицинским работником, геологом или учителем, ему приходится ежедневно сталкиваться с продуктами химии и законами этой науки…

Сегодня на интеллектуальном ринге встретятся:

Команда учащихся 11 а класса “Аурумчики”. Встречайте (представление команды). Они уравнения реакций научились писать, кислоты и щёлочи распознавать.

Встречайте соперников учащихся. Члены команды “Молекулы” – всё магистры учёные. Они постигли математику, знают историю, литературу и географию, хорошо рисуют и танцуют, а химия – наука века сводила их с ума. Знакомьтесь: (представление учителей истории, ИЗО, географии, русского языка и литературы, ритмики, французского языка, руководитель волонтёрского движения школы .

Первый гейм: “Дальше, дальше, дальше…” Команда отвечает на вопросы, не обдумывая ответы. Чем на большее число вопросов ответит команда, тем больше очков наберёт.

I.

1. Наука о веществах и их превращениях. (химия)

2. Имя, отчество Менделеева. (Дмитрий Иванович)

3. Химический элемент, названный в честь России. (рутений)

4. Вода в кристаллическом состоянии. (лёд)

5. Каким химическим элементом богата морская капуста. (йодом)

6. Самый распространённый химический элемент на Земле. (кислород)

7. Главная составная часть воздуха. (азот)

8. Отрицательно заряженный ион. (анион)

9. Вещество, замедляющее химическую реакцию. (ингибитор)

10. Соли угольной кислоты . (карбонаты)

11. Вещество, выпадающее в результате химической реакции на дно сосуда. (осадок)

12. “Крылатый металл”. (алюминий)

13. Продукт коррозии железа. (ржавчина)

14. Сооружение для выплавки чугуна. (домна)

15. Основной элемент органических соединений. (углерод)

16. Фамилия учёного, открывшего явление изомерии. (Бутлеров)

17. Болотный газ. (метан)

18. Вид гибридизации в молекуле метана. (sp3)

19. Кто назвал Ломоносова “первым русским университетом”? (Пушкин)

II.

1. Мельчайшая, химически неделимая частица. (атом)

2. Имя, отчество Ломоносова. (Михаил Васильевич)

3. Родина Ломоносова. (Холмогоры)

4. Женщина химик, дважды лауреат Нобелевской премии (Мария Склодовская-Кюри)

5. Химический элемент, названный в честь Польши (Полоний)

6. Жидкий при обычных условиях металл. (ртуть)

7. Жидкий оксид, самое распространенное вещество на Земле. (вода)

8. Объём воды, массой 1 кг. (1л)

9. Лабораторное оборудование для закрепления приборов и химической посуды. (штатив)

10. Вещество, ускоряющее химическую реакцию. (катализатор)

11. Алкалоид, содержащийся в зёрнах кофе, листьях чая (кофеин)

12. Элемент - составная часть гемоглобина. (железо)

13. Продукт полимеризации этилена. (полиэтилен)

14. Положительно заряженный ион. (катион)

15. Топливо для автомобиля. (бензин)

16. Соединение химического элемента с кислородом. (оксид)

17. Аллотропная модификация углерода , используемая на уроках ИЗО. (графит)

18. Порядковй номер водорода в Периодической системе Д.И.Менделеева. (1)

19. Галоген, входящий в состав зубной эмали. (фтор)

20. Кто изобрёл динамит? (Альфред Нобель)

(Счётная комиссия подсчитывает очки.)

Второй гейм: “Заморочки из бочки”.

Участники игры достают из бочонка маленький бочонок и называют номер, написанный на нём. Это и будет номер вопроса на который должна ответить команда. Каждая команда ответит на три вопроса. За каждый полный правильный ответ команда получает 3 балла.

№1. С какими словами вошёл Эрнест Резерфорд в лабораторию, после удачно проведённых опытов в 1911 году? (Теперь я знаю, как выглядит атом).

№2. Что отвечал Михаил Васильевич Ломоносов на вопрос: “Кто Вы по профессии?” (химик)

№3. Посмотрите видеофрагмент. Как называется это произведение искусства и какое отношение оно имеет к химии? (Мозаичное панно “Полтавская баталия” создано Михаилом Васильевичем Ломоносовым, использовавшего смальту, изготавливаемую на первом российском стекольном заводе)

№4. Разговор каких двух героев и из какого произведения воспроизведён? (инсценировка)

“- Ну нет, кусок мяса лучше куска хлеба, даже с химической точки зрения.

- А Вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику.

- Мастику? Вы?

- Да, я. И знаете, с какой целью. Куклы делать, головки чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но всё это ещё не готово. Нужно ещё Либиха почитать.”

(Иван Сергеевич Тургенев “Отцы и дети”. Герои – Базаров и Кукшина Евдоксия (Авдотья Никитишна)).

№5. 23 октября (по старому стилю) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра предстала одна из драгоценнейших жемчужин мирового оперного искусства. Прослушайте фрагмент этого произведения. Как называется это музыкальное произведение? Какое отношение оно имеет к химии? (Опера “Князь Игорь” Александра Порфирьевича Бородина, химика, врача).

№6. Послушайте отрывок литературного произведения.

Это сказка “Конёк-Горбунок” П.П.Ершова. Скажите, кто впервые рассказал эту сказку Дмитрию Ивановичу Менделееву? (Сам автор – школьный учитель учёного).

(Счётная комиссия подсчитывает очки.)

Третий гейм: “Ты мне, я тебе”. Каждая команда готовит соперникам по три вопроса. Правильный ответ 2 б.

I. Вопросы команды “Аурумчики”:

1. Почему пламя разного цвета? (Заранее листки белой бумаги смачивают растворами растворимых солей натрия, стронция, бария, меди (II). При одновременном поджигании листков разноцветной бумаги, появляется пламя соответствующего цвета. Соли стронция окрашивают пламя в красный цвет, меди в синий, натрия – в жёлтый, бария – в зелёный).

2. Какой химический элемент может “сказать” о себе: “Я аналог азота. Живу на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть братья – аллотропные модификации. Один брат участвует в изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают участвовать в получении дымовых завес”. (Фосфор)

3. Демонстрация опыта “Извержение вулкана”. Определите тип происходящих химических реакций. (Разложение бихромата аммония, реакция соединения – горение магния в кислороде).

II. Вопросы команды “Молекулы”:

1. Во времена Древнего Рима его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь. (Свинец.)

2. Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой? (Из картофеля получают спирт, а из спирта вырабатывают каучук, из которого делают автопокрышки.)

3. Почему крапива жжется? (Из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота.)

(Счётная комиссия подсчитывает очки.)

Четвёртый гейм: “Гонка за лидером”. Правильный ответ оценивается 1 б.

1. Любимое занятии Д.И.Менделеева в часы отдыха. (клеить дорожные ящики)

2. При Петре I вручали медаль за пьянство. Из чего она была сделана и где крепилась?

(Медаль была выполнена из чугуна, вешалась на шею и снималась после того, как человек переставал пить)

3. Назовите самого знаменитого химика-политика. (Маргарет Тэтчер)

4. Какой химический элемент изображали в 18 веке в виде воина? (железо)

5. Название какого химического элемента в переводе с немецкого означает “волчья пена”? (вольфрам)

6. Чем, по свидетельству Гомера в “Одиссее”, награждали победителя игр, устраиваемых Ахиллесом? (куском железа и золота)

7. Какое химическое вещество человек потребляет за год 3,5 кг? (хлорид натрия)

8. Кто первым предложил гипотезу: “Воздух – смесь газов”. (Леонардо да Винчи)

9. О ком великий князь Павел Петрович сказал: “Что о дураке жалеть – казну только разорял и ничего не делал.”? (о М.В.Ломоносове)

10. Как называется явление, открытое в 1785 году русским учёным Т.Е.Ловицем, в результате которого раствор лакмуса обесцвечивается порошком угля? (адсорбция)

(Счётная комиссия подсчитывает очки.)

Пятый гейм: “Тёмная лошадка”.

Этот человек уже 35 лет ежедневно переступает порог нашей школы. Его характерные черты: доброжелательность, трудолюбие, ответственность и аккуратность. С детства, имея отличные способности ко всем учебным предметам, увлёкся химией. Закончил биохимический факультет МГОПИ. Этот человек словно маг. Ему подвластны натрий с водой, кислоты со щёлочами, магний с кислородом, вязальные крючки и спицы, швейная машинка и электроплита. Кто это?

Задаёт вопросы .

1. В какой журнал, кроме химических, писал статьи А.М.Бутлеров? “Пчеловодство”. 1б

2. “Размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотком, добавляли в неё клей, заливали водой и всё просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую на сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали”. В какой стране и для чего его использовали? (В Древнем Китае полученную бумагу использовали для письма.) 2б.

3. О каком химическом веществе идёт речь в отрывке:

“Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель почти вся такая же,… , потолки и полы? Эта мебель легче нашей ореховой. Но что же это за металл? Ах, Знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь уже есть такие серьги, брошки… Как всё это богато!” Назовите произведение и его автора. (Н.Г.Чернышевский, “Что делать?”, об алюминии.) 2б.

(Счётная комиссия подсчитывает баллы.)

Итог игры. Счётная комиссия подводит итоги.

Учитель. Команды, преодолев все препятствия, успешно достигли финиша. Мы поздравляем победителей и благодарим всех игроков за участие. Ребята, не важно, будете ли вы химиками, главное, чтобы вы стали хорошими людьми.

Награждение команд. Фейерверк в честь победителей.

Используемая литература.

  1. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. - М.: 5 за знания, 2006.
  2. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии. - М.: 5 за знания, 2006.
  3. Предметная неделя химии в школе / Под ред. Задорожного К.Н. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.