Проект урока "Процесс работы над станковой картиной. Деталь в художественном замысле картины"

Разделы: МХК и ИЗО


Концепция урока: Процесс поиска истины, а не сама истина, путь к которой в искусстве не может быть конечным.

Содержание: Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Взгляд художника на мир. Картина отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности, к тому, что происходит рядом. Процесс создания картины. Роль детали в замысле картины.

Зрительный ряд: репродукции произведений В.И.Сурикова “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Берёзове”, К.П.Брюллов “Гадающая Светлана”, Ян Ван Эйк “Портрет четы Арнольфини”.

Задание: создание эскиза композиции, где деталь (предмет) играет главную или второстепенную роль по выбору.

Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, мелки, свечи, спички, цветные квадратики бумаги.

Задание на дом: описать репродукцию работы любого художника по плану: название картины, фамилия художника, год создания, какие средства выразительности были использованы, выписать главные и второстепенные детали картины, какой смысл художник вложил в эти детали.

Ход урока:

Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Взгляд художника на мир. Картина отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности, к тому, что происходит рядом..

- Тема урока? “Деталь в художественном замысле картины”.
- Как вы понимаете что такое “деталь”, “предмет”?
- Деталь (от франц. буквально- подробность), изделие, изготавливаемое без применения сборочных операций.

Деталь - принадлежности, части или подробности в отделке, мелочи частности.(В.Даль).

- Предмет – это то, на что направлена мысль или действие.

1). Мы сегодня попробуем понять, что такое “деталь” картины. Какую роль она может играть в художественном замысле картины. Случайно или нет, поместил художник тот или иной предмет в картину.

2). Использовать, полученные знания, в создании своей работы.

- Возьмите карандаш и нарисуйте свечу. Быстро. Сложно или нет? (варианты ответов).
- Это просто, т.к. свеча - это просто предмет.
- А если “свеча в интерьере”? Это уже сложнее. Сразу возникают вопросы как её нарисовать? Куда её поместить?
- Зажигаю свечу. Какие ассоциации возникли у вас? На какие события свеча вас натолкнула. Смотрите одна свеча, а сколько сразу возникает мыслей и ассоциаций.

На экране картина “Утро стрелецкой казни” (без названия).

- Рассмотрим эту картину. Огромное полотно. Мы ещё не знаем названия картины, имя автора.
- Определите место происходящего здесь события.
- Это Москва. Как вы это определили?
- (Красная площадь в Москве, по храму Василия Блаженного, кремлёвская стена).
- Можно определить время года?
- ( Весна или осень)
- Время суток?
- Утро или вечер? Горят свечи. Небо мрачное, серое.
- По каким деталям можно определить время происходящего события?
- На картине изображён Пётр 1, следовательно - эпоха его правления.

- Обратите внимание на эту деталь. Здесь изображено лобное место. ( В картине Сурикова знаменитый московский собор окружён “орудиями” казни. Лобное место, служившее, помимо прочего, плахой. (Имя- прозвище этого помоста – “лобное место” - есть точная калька с греческого “голгофа”, что значит “череп”, в сознании связано с образом крёстной муки, казни). И справа – виселицы. Суриков рассказывал, что в кружениях по Москве с мыслью о стрельцах его особенно поражал Василий Блаженный: “Всё он мне кровавым казался”.

- Обратимся к названию картины, к имени её автора, чтобы понять, что происходит, о чём эта картина”.

“Утро стрелецкой казни”. Василий Иванович Суриков.1878-1881 гг.- год создания картины.

- А что происходит?
- Казнь. Русские казнят русских! За что? Как вы думаете?
- Ответы.

- Большое скопление людей на площади у лобного места, рыдающих, прощающихся друг с другом. Покорных и неистовых в своей ненависти, равнодушных исполнителей казни. Царя, гордо восседающего на коне, его грозный и непримиримый взгляд в сторону рыжебородого мужика со свечой в руке, приближенных царя, гостей-иностранцев …

- Это главные детали. Они реальны и по ним можно сложить своё представление о происходящем событии. Перейдём от главных деталей к второстепенным.

Ремарка: “Свеча, горящая днём, м.б. связана с религиозным обрядом. Но скорее, она вызывает образ похорон, покойника, смерти. На фоне белой рубахи в живой руке она ещё более жутко напоминает о смерти, о казни. Глаз художника натолкнулся на один из основных знаков, составляющих алфавит видимого мира, и вокруг этого сосредоточия стала заплетаться сложная паутина композиции”(8,с56)

- Проследим “путь свечи - путь смерти”, как главный психологический и композиционный ход сюжета картины, как средство воплощения замысла.

1. “Погасшая свеча” - это погасшая жизнь. Поэтому старуха, на первом плане картины, прижимает к голове погасшую свечу: того, кого она пришла провожать, уже увели.
2. Свеча стрельца, которого уводят направо, брошена в грязь вместе с его кафтаном и шапкой. И она угасает, как и его жизнь.
3. У седого стрельца с длинной бородой преображенец вынул из рук свечу и задувает её.
4. Другой солдат тянется к свече того, кто, став на телеге, кланяется народу.
5,6. У стрельца с чёрной бородой и у молодого, повёрнутого спиной, свечи горят ровным пламенем в онемевших руках. Они оба заняты мыслью о смерти.
7. В руке рыжего стрельца свеча зажата судорожно и гневно. Близость смерти не погасила в нём пламени бунта. И его взгляд, полный ненависти, скрещивается с взглядом Петра, образуя, правый фокус картины.

Таким образом, психологическое напряжение композиции, начинается снизу, в середине делает оборот по спирали, круто загибаясь вокруг рыжего стрельца.

И оттуда прямой линией наискось пересекая всю картину, упирается и ломается в правом очаге воли – в глазах Петра”.

- Кто такие стрельцы? Почему их так массово казнят? В чём они провинились перед царём? Почему прогрессивный Пётр I убивает свой народ?

Историческая основа картины будет изучена позднее, на последующих уроках, посвящённых творчеству В.И.Сурикова.

Свечи – не просто деталь, а деталь - символ. Символ времени, символ перемен. Настаёт время перемен. Как ход часов. И не факт гибели этих людей составляют основу содержания картины, а ситуация непримиримого конфликта.

Рассмотрим другую картину этого же художника “Меншиков в Берёзове”(1883г.).

В этой картине в центре, в подсвечнике – погасшая свеча. Семья сидит в сумерках. Свеча здесь – символ и предмет одновременно. Погасла “светская жизнь”, но продолжается теперь другая, не известная, в новых условиях простая человеческая жизнь.

Рассмотрим ещё одну картину художника К.П.Брюллова “Гадающая Светлана” (1836).

Чем на этой картине является свеча? Деталью или символом? Какую главную или второстепенную роль играет она в картине?

Мы пришли к выводу, что деталь в картине может играть главную или второстепенную роль. Может быть реальной или быть символом.

Тема нашего урока “Деталь в художественном замысле картины”.

- Давайте попробуем создать что-то своё. Каждый придумает свою композицию, но на эскизе должна быть изображена свеча. Она может быть: символом чего-либо или быть просто предметом, частью картины. Формат работы, технику, материалы для работы выбираете сами. Создаём эскиз.

- А теперь давайте зажжём свечи, выключаем свет и начинаем творить! ( У каждого на столе стоит свеча, спички, подставки под свечи. Обязательно надо сказать о технике безопасности. Работаем 10минут. Можно включить музыку.).

- Время творчества подошло к концу, но прежде, чем задуть свечу внимательно посмотрите на свой рисунок. Обратите внимание на ваши ощущения. Как смотрится рисунок, когда горит свеча и когда включаем свет. Погасили. Говорить об этом не надо. Пусть эти чувства останутся внутри вас.

- Когда было проще рисовать? (В начале урока)
- А интересней? (Когда есть замысел или смысл)

- На доске нарисованы 2-3композиции. Те, кто нарисовал просто свечу, попробуйте найти место свече в этих рисунках. ( По желанию ребята выходят к доске и показывают куда можно поместить свечу).

- Теперь попробуем оценить свою работу. Если вам нравиться, то в верхнем правом углу приклейте красный квадратик. Если не очень - то синий. ( На столах лежат квадратики синего и красных цветов из клеящейся плёнки). А теперь оцените работу своего соседа. Приклейте квадратик в левом углу.

- Давайте подведём итог нашей работы. Из всего, что мы сегодня узнали, можно сделать вывод, что в картинах художника не бывает лишних деталей. Все детали или предметы подчинены главному замыслу картины, не зависимо от того главная деталь или второстепенная. Иногда деталь является ключевым моментом картины.

- Домашнее задание. Перед вами картина голландского художника Ян ван Эйка “Портрет четы Арнольфини”. Подумайте, что могут означать такие детали картины как зеркало, апельсин, свеча в люстре. Напишите своё мнение. Или опишите любую картину.

- Урок закончен, до свидания.

Список литературы:

  1. Волошин М. Суриков (Материалы для биографии). Журнал “Аполлон”,1916, №6-7
  2. Мировая живопись. Картины. Портреты. Биографии, С- Петербург,”Кристалл”,2002
  3. Неменский Б.М. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд
  4. 1-8 классы, Москва “Просвещение”,1990
  5. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Ижевск. Издательство Удмуртского университета, 1992.
  6. Суриков В.И. Письма, Москва,”Искусство”,1948
  7. Журнал “Художник” №3, 1973

Приложение здесь.

Рисунки здесь