Люби и знай наш край!

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:

  1. Закрепить знания о возникновении Кемеровской области, ее природных ресурсах и областном центре.
  2. Развивать умения работать с картой и топографическими обозначениями.
  3. Повторить представителей флоры и фауны Кемеровской области.
  4. Воспитывать интерес к изучению родного края и любовь к малой родине.

Оборудование: Контурная карта Кемеровской области для учеников, кроссворды “Животные”, зашифрованное письмо, фотоальбом с растениями Кемеровской области, тест “Знаешь ли ты свой город Кемерово”.

Ход занятия

1. “Письмо”.

- Ребята, к нам в школу пришло необычное письмо от Иванова Алеши – в нем напечатаны странные символы. Ваша задача – прочитать письмо, расшифровать символы и узнать тему нашего занятия.

Письмо – приложение 1.

Подведение итогов 1 конкурса.

2. “Блиц-опрос”.

- Сегодня мы поговорим о нашем родном крае – Кемеровской области.

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

Давайте посмотрим, как вы помните историю нашего края. Отвечайте по очереди, четко и быстро.

1. Какое второе название имеет наша область? (Кузбасс)

2. Назовите коренных жителей Кузбасса? (шорцы, телеуты).

3. Можно ли назвать Кемерово приморским городом? (Да, т.к. под г. Кемерово находится подземное пресное море. Кузнецкая котловина была заливом моря).

4. Когда, где и кто открыл первое месторождение угля? (В 1721 г. Михайло Волков, рудознатец Петра I на правом берегу реки Томи, в районе, где в настоящее время расположен г. Кемерово).

5. В нашей области находятся два угольных бассейна. Назовите их. В чем их различие? (Кузнецкий каменноугольный бассейн, Канско-Ачинский бассейн располагает залежами бурого угля).

6. Когда образовалась Кемеровская область? (26 января 1943 г.).

Подведение итогов 2 конкурса.

3. “Юный картограф”.

- Сейчас вы получите контурную карту с изображением Кемеровской области. Ваша задача – подписать с какими областями и краями граничит Кемеровская область?

(север – Томская область, восток – Красноярский край, Хакасская АР, юг, юго- запад – Алтайский край и Алтайская АР, запад – Новосибирская область).

Контурная карта - приложение 2.

Подведение итогов 3 конкурса.

4. “Аукцион”  города Кемеровской области.

- Выигрывает та команда, которая последняя назовет город. Будьте внимательны, названия городов не должны повторяться.

(Анжеро-Судженск, Белово, Березовский, Гурьевск, Калтан, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Осинники, Полысаево, Прокопьевск, Тайга, Юрга, Мариинск, Топки, Таштагол, Яшкино, Салаир).

Подведение итогов 4 конкурса.

5. Тест “Знаешь ли ты город Кемерово?”

- Вы очень хорошо знаете города Кемеровской области, а вот как вы знаете областной центр – город Кемерово и его историю, мы проверим, выполнив небольшой тест.

Тест – приложение 3.

Подведение итогов 5 конкурса.

6. “Фотоальбом природы”.

- В Кемеровской области очень богатый, разнообразный растительный мир. Сейчас вы получите фотографии растений Кемеровской области, вот только фотограф забыл указать их имена. Ваша задача: подписать названия растений под фотографиями. А чтобы вам легче было, у каждого растения есть краткая характеристика.

“Фотоальбом природы” - приложение 4.

Подведение итогов 6 конкурса.

7. Кроссворд “Животные”.

- Мы знаем, что природа, это не только растения, но и животные. Животный мир Кузбасса также разнообразен, как и растительный. Ваша задача: разгадать кроссворд с названиями животных. Если правильно выполните задание, то узнаете, какие есть особо охраняемые территории Кемеровской области.

Кроссворд “Животные” - приложение 5.

- Какие слова получились по вертикали? (Заказники, заповедник).

- Вспомните названия особо охраняемых территорий Кемеровской области. (Существует 18 особо охраняемых природных территорий: Государственный природный Шорский национальный парк, Государственный природный заповедник “Кузнецкий Алатау”, 13 заказников, особое лесничество “Поднебесные Зубья”, 2 памятника природы: Липовый остров, “Черневая тайга”).

Подведение итогов 7 конкурса.

Подведение общих итогов.

В заключении нашего занятия послушайте стихотворение, которое написал С. Торбоков, перевел с шорского М. Небогатов.

Кузбасс.

Среди высоких гордых гор –
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озер,
Пестрят коврами луговины.

Вихрами дыбятся леса,
Пронзают небо стрелы кранов,
И заводские корпуса
Дымят, как трубки великанов.

Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идет, шумит по свету.
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!

Не о цветах, друзья, пою,
Не о чащобах, где медведи.
Слагаю песню я свою
О черном золоте и меди,

Смотрю в синеющую даль,
Любуюсь утренней зарею,
Хочу воспеть чугун и сталь,
Что брызжет огненной струею.

Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим.