Классный час "Русь, Россия, Родина моя!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  • содействовать развитию речевой деятельности;
  • создать условия для проявления познавательной активности;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства (любовь к Родине, уважение к истории отечества)

Материалы: учебник “Литературное чтение” для 3класса четырёхлетней начальной школы. Ч./2 Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вентана-Графф, 2004. Ефросинина Л.А. учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова М.: Вентана-Графф, 2004, сборник пословиц и загадок “Кузовок” Л.А. Андреева, “500 загадок для детей” И.А.Мазнин, “Словарь русского языка” С.И. Ожегов.

Подготовка праздника.

Класс делится на 4 группы.

I группа – работает со словарями и находит значение слов “Родина”, “народ” и близких к ним слов.

II группа – узнаёт историю герба, флага.

III группа – подбирает стихи о Родине.

IV группа – выбирает русскую народную сказку для инсценировки и русскую народную песню.

Заранее объявляется конкурс рисунков на тему “Моя Родина” и конкурс сообщений на тему “Мой город”. Готовится выставка поделок из папье-маше с различными видами росписей.

Оформление.

Стенды с рисунками “Моя Родина” и сообщениями “Мой город”, выставка поделок, планшеты с символами государства; физическая карта Российской Федерации.

Оборудование: презентация в Power Point, мультимедийная доска, магнитофон.

Музыкальное сопровождение.

Государственный гимн Российской Федерации.

Русская народная песня “Уголок России” сл. Е.Шевелёвой, муз В. Шаинского

№ слайда Содержание
Слайд 1. Вступление

Учитель – Ч то значит загадочное слово “Русь”? Я считаю, что слово “Русь” объёмное и многозначное. Послушайте, как звучат слова: Русь, русские, Россия, россияне. Может быть, им родственны такие слова:

Русло – ложе реки, по которому она течёт.

Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

Роса – и производная от него росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах и деревьях.

Ученик – А вот что о слове “Русь” говорит писатель Романовский. Отрывок.

“Есть у слова “Русь” ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному… Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Николаевна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

  • Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.
  • На русь? – ахнул я.
  • На русь, – подтвердила хозяйка…
  • Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?... Русь – светлое место! Русь – страна света”.

Учитель – Не случайно на Руси рождались великие талантливые люди с ясным взглядом, чистой душой, светлыми помыслами: учёные, поэты, писатели, художники. Все они очень любили свою Родину, Россию.

Вот слова А.С. Пушкина: “ Служить Родине, отдавать ей всё лучшее, на что человек способен, – высшее его назначение”.

Константин Бальмонт писал: “ Я рад, что я родился русским и никем иным быть бы я не хотел. Люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее её. Верю в неё – и жду”.

Что же такое обозначает слово Родина?

Ученик – Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родить – значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса…), родит почва, земля.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

Есть ещё много слов с корнем род – : народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

Слайд 2 Учитель – Сейчас мы проведём конкурс на лучшего географа – надо показать на карте наше государство, наш край, город. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?

Ученики – они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями.

Слайд 3 Учитель – Именно Родине посвящены стихи русских поэтов, которые вы сейчас услышите.
Слайд 4
  1. Бывает у русского в жизни
  2. Такая минута, когда

    Раздумье его об отчизне

    Сияет в душе, как звезда.

    Ю. Кузнецов

Слайд 5
  • “Откуда начинается Россия?” В. Боков
  • Откуда начинается Россия?
    С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
    О чём грустят глаза её степные
    Над камышами всех её озёр?
    Россия начинается с пристрастья
    К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
    Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
    Она горит и светит в темноте.
    Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
    И если ты причастен к ней, – Россия
    Не с гор берёт начало, а с тебя.

Слайд 6
  • Я люблю родину,
    Я очень люблю родину!
    Хоть есть в её грусти ивовая ржавь,
    Приятны мне свиней испачканные морды
    И в тишине ночной звенящий голос жаб.
    Я нежно болен воспоминаньем детства,
    Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь,
    Как будто бы на корточки погреться
    Присел наш клён перед костром зари.
    С. А. Есенин.
Слайд 7
  • О России петь –
    Что стремиться в Храм
    По лесным горам, полевым коврам…
    О России петь –
    Что Весну встречать,
    Что невесту ждать, что утешить мать…|
    О России петь –
    Что тоску забыть,
    Что любовь любить, что бессмертным быть.
    И. Северянин.
Слайд 8
  • Россия, Русь –
    Куда я ни взгляну,
    За все твои страдания и битвы
    Люблю твою, Россия, старину,
    Твои лесса, погосты и молитвы.
    Люблю твои избушки и цветы,
    И небеса, горящие от зноя,
    И шёпот ив у смутной у воды,
    Люблю навек, до вечного покоя…
    Н. Рубцов
Слайды 9, 10
  • И все пройдя пути морские,
    И все земные царства дней,
    Я слова не найду нежней,
    Чем имя звучное: Россия.
    К. Бальмонт

Учитель – А как вы представляете себе свою Родину?

Дети показывают свои рисунки и зачитывают отрывки из сочинений под сопровождение песни “Уголок России” сл. Е.Шевелёвой, муз В. Шаинского.

Знакомство с государственной символикой

Учитель – У каждого государства есть свои основные символы, а знаете ли вы какие?

Ученики – Флаг, герб, гимн.

Учитель – Верно. Это – герб, флаг, гимн. Ребята вам расскажут о них.

Слайд 11 Ученик – У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах

Слайд 12 Ученик – Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года .то государственный флаг Российской Федерации.

Учитель – А что символизируют белый, синий и красный цвета?

Ученик – Есть разные версии. По одной это единство моря, воды и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородность, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, а красный любовь.

Слайд 13 Ученик – Гимном российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М. И. Глинки, который жил в XIX веке.

Учитель – Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя.

Слайд 14 Творчество русского народа

Учитель – Государства отличаются друг от друга не только символами, языком, историей, но и традициями, обычаями и устным народным творчеством.

1.Предлагаем послушать русскую народную песню “Как на тоненький ледок” в исполнении хора “Соловушки”.

Слайд 15 2.Большой популярностью у русского народа пользовались частушки.

Частушки пелись для того, чтобы развеселить публику и посоревноваться в остроумии.

Послушайте некоторые из них.

Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу повеселить
Публику печальную.
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать
Не смотрите на меня –
Глазки поломаете,
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень ,
Я ещё молоденька!

Пошла плясать

Бабушка Лукерья,

На затылке нет волос –

Привязала перья.

Мальчики.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои летят.

Слайд 16 Ёлки – долги, ёлки – долги,

Ёлки да осиночки,

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Девочки.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

Слайд 17 Учитель.

Издавна на Руси любил народ ещё один жанр устного народного творчества – это загадки. Отгадаете загадки, узнаете ключевое слово.

(Решение кроссворда)

По горизонтали:

1) То волной лениво плещет,

То под ветром чуть трепещет,

То как зеркалом лежит-

Ослепительно блестит

То вдруг яростно ревёт

И, ревя, верёвки вьёт,

И на берег их бросает,

И сейчас же в клочья рвёт!...(море)

2) Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое – прежаркое. (солнце)

3) Живою может быть и мёртвой,

И жидкою, и очень твёрдой…

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться! (вода)

4) В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка? (рябина)

5) Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер , то беловат,

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (небо)

6) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе:

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море. (река)

Слайд 18 Учитель. Итак, ключевое слово – РОДИНА. Как пишет в толковом словаре С.И.Ожегов “Родина – это отечество, родная сторона.” О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.

(Игра составь пословицу)

Слайд 19 Родина – мать, Родине служить.

Жить- , умей за неё постоять.

Человек без Родины, там и пригодится.

Где кто родится, что соловей без песни.

Вывод – Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

Слайд 20 Ученик

Чтение стихотворения Е. Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без неё вам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

Берегите Россию –

Нет России другой.

Приглашение к чаепитию.

Презентация