Систематическая работа классного руководителя по воспитанию патриотизма младших школьников

Разделы: Классное руководство


В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ” на 2006 – 2010 года дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

В этом большую помощь оказывает проведение классных часов, экскурсий, которые способствуют:

  1. Углублению знаний учащихся о родине, своём родном крае, месте рождения;
  2. Более содержательному знакомству с историей своей семьи;
  3. Углублению знаний об истории, традициях, культуре народов россии;
  4. Воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
  5. Пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Предложенная тематика классных часов направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа. Классные часы обобщены в три тематических блока:

Блок 1 “Моя Родина – Россия”, предусматривает темы знакомства с государственной символикой, с праздниками в стране, семье и школе;

Блок 2 “Город, в котором я живу”, знакомит с историей города Алапаевска, символикой города, с людьми, прославившими город, с музеями города;

Блок 3 “Мир внутри и вокруг меня”, темы часов направлены на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать чувство сострадания, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Вся тематика классных часов решает важные задачи:

  1. Развитие у учащихся коммуникативных навыков;
  2. Способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;
  3. Стимулировать умение совершенствовать в коллективе;
  4. Формировать понимание значения дружбы для каждого ребенка.

Планируемый результат

  1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину:
  2. - оформление альбома “Город, в котором я живу”, страницами которого станут название тем 2 блока, сбор фотографий о городе – фото-выставка “Любимые места”, “Символы моей Родины”.

  3. Сформированность уважения и чувства долга по отношению к членам семьи, создавая генеологическое дерево семьи; к окружающей природе: изучение Красной Книги Урала, участие в предметной неделе “Окружающий мир”, о фотоконкурсе “Зверье мое”.

“Моя Родина - Россия”

“Город, в котором я живу”

“Мир внутри и вокруг меня”

Темы уроков:

Урок 1. “Широка ты моя Отчизна”

Урок 2. Государственные символы

Урок 3, 4, 5. “Российские и семейные праздники”

Урок 6. “Как устроена моя страна”

Урок 7. “Мы играем в государство”

Урок 1. “История моего города”

Урок 2. “Исторические уголки родного города”

Урок 3. Экскурсия по родному городу

Урок 4. Символика МО город Алапаевск.

Урок 5. Посещение музеев города: краеведческий музей, музей П.И. Чайковского, музей изобразительного искусства.

Урок 6. Люди, прославившие город.

Урок 7. Презентация альбома “ Я славлю город, в котором живу” (конспект урока).

Урок 8. “Наш город сегодня и завтра”.

Урок 1. “Что такое хорошо? Что такое плохо?”

Урок 2. “Я, моя семья, мои друзья”.

Урок 3. “Мы и природа”.

Урок 4. “Быть здоровым – это модно”.

Урок 5. “Мир внутри и вокруг меня” (форма проведения “открытая трибуна”).

Блок 1. “Моя Родина – Россия”.

Урок 1. “Широка ты, моя Отчизна!”.

Цель познакомить учащихся с местоположением России на карте, с многонациональностью нашего государства, с принципами сосуществования людей с разной верой; воспитание гордости за величие нашей Родины.

  1. “Россия на карте”.
  2. а) “Россию глазом не обхватишь с востока на запад, с севера на юг”;
    б) часовые пояса.

  3. Разнообразие растительного и животного мира.
  4. “В дружбе уживаются и русский, и монгол, и тунгус”.
  5. Рефлексия. Отгадывание кроссворда.

Оборудование:

- физическая карта, глобус, учебники: “”Природоведение” Л. Плешаков, “Окружающий мир” Н.Л. Дмитриева, А.С. Казакова;
- “Разнообразие растительного и животного мира” Рейцин Г.А.;
- энциклопедии;
- Красная Книга Урала, России;
- гербарии.

Урок 2. “Символы России”.

Цель:

- познакомить с государственными символами России;
- воспитание уважения к государственному флагу, гербу, гимну.

1. Что такое государственная символика?

2. Рассказ о государственном гербе, о его видах в разные периоды жизни государства.

3. Государственный флаг
- виды флагов разных государств (США, Турция, Англия, Россия);
- размеры флага.

4. Гимн - торжественная песня (авторы гимна).

Оборудование:

- Символы России: учебное пособие для учащихся школ и средних специальных учебных заведений;
- Журнал “Начальная школа”, 2001 г. №1;
- Газета “Начальная школа”, 2004, № 43;
- Журнал “А почему ?”, 2004, №5
- Журнал “Начальная школа”, 2001, №7.

Урок 3, 4, 5. “Государственные и семейные, школьные праздники”.

Цель:

- познакомить с государственными праздниками;
- воспитание традиций праздников в семье, школе.

1. Государственные праздники, их даты

- Новый год (приложение),
- Рождество (приложение “Колядки” - “Рождественский вертеп”),
- День Защитника Отечества,
- 8 Марта (приложение “Мамин праздник”),
- День Победы (приложение “Годы, опаленные войной”),
- День независимости России,

2. Какие праздники мы празднуем семьей, школой? (приложение “Масленица”)

3. Что такое традиции, какие традиции в семье?

4. Игра “Я придумал праздник” (приложение).

Урок 6 “Как устроена моя страна, а класс?”.

Цель:

- познакомить детей с политическим устройством нашего государства;
- создать условия для того, чтобы дети смогли попробовать свои символы в построении “государства” - уклада в классе.

1. Кто управляет нашей страной?

2. Что такое власть законодательная, исполнительная?

3. А как у нас в городе? А как у нас в классе?

4. “Круглый стол”.

Оборудование:

- Новая Российская энциклопедия;
- История России;
- Президент России – гражданская школьного возраста.

Блок 2. “Город, в котором я живу”.

Урок 1. “У каждого города своя история”.

Цель: познакомить с историей образования родного города.

  1. Легенды о названии города.
  2. Когда образован был наш город?
  3. - освоение поселения Андреем Бужениновым;
    - указ Екатерины II.

  4. Присвоение статуса города.
  5. Викторина “Как ты знаешь историю образования своего города?”

Оборудование:

- сборник статей алапаевских корреспондентов “Город Алапаевск”;

Урок 2, 3. “Исторические уголки родного города”.

Цель:

- воспитание любви и гордости за родной город;
- подвести детей к пониманию, что забота о городе, улице, доме, где мы живем – дом каждого из нас.

1. Старинные здания города; их прошлое и настоящее

а) соборы: Свято-Троицкий, Алексеевский, церкви;
б) старый железоделательный завод;
в) здание по улице Павлова, 33 (СЮТ);
г) Дворец Культуры;
д) Дом-музей П.И. Чайковского;
е) здание по улице Павлова, 31 (РУС).

2. Памяти города:

а) Сафоновы И.Е.;
б) Чайковскому П.И.;
в) площади Победы, Революции.

3. Их именами названы улицы города: Майоршино, Павлова С.А., Кабакова Ф., В. Шляпиной.

4. Легенда о горе Ялуниха.

5. Экскурсия по городу “Узнай свой город” (приложение).

Урок 4. “Геральдика города”.

Цель: познакомить детей с гербами города, с художником Абрамовым Ю.П. – создателем герба 2, 3.

  1. Первый герб города, история его появления: изменения герба города Алапаевска; 1981 г. учрежден герб Екатериной II.
  2. Видоизменения герба в 1881 году.
  3. 1986 г. Ю. Абрамовым предложен проект герба.
  4. Герб сегодня.
  5. Стихи, песни об Алапаевске.
  6. Викторина “Дорисуй герб”.

Урок 5. “Люди, прославившие наш город”.

Цель: познакомить детей с именами жителей, которые прославили наш город.

  1. “Город им обязан своим созданием”
  2. - Андрей Буженинов;
    - Сафонов И.Е.;
    - Чайковский И.П.

  3. “Хранители истории города”
  4. - Самойлов И.Д.;
    - Городилина В.Б.;
    - Корюкин И.А.;
    - Заложенев И.В.

  5. “В танце, песне город прославляя…”
  6. - Анатолий Пшеничный – поэт;
    - Тарасов А.Я. – “Уральский самородок”;
    - Кузнецовы А. и И.

  7. Спортивная слава города
  8. - Федорова Ольга – олимпийская чемпионка;
    - Швецова..

  9. Викторина “Имена, имена, имена” (приложение).

Урок 6. Экскурсии по городу.

Посещение музеев города:

а) музей П.И. Чайковского;
б) краеведческий музей;
в) музей изобразительного искусства.

Урок 7. Презентация альбома “Я славлю город, в котором живу” (приложение).

Урок 8. “Рисуем город Алапаевск в будущем” - защита проектов-рисунков.

Блок 3. “Мир внутри и вокруг меня”.

Урок 1. “Что такое хорошо? Что такое плохо?”

Цель:

- развитие представлений учащихся о добре и зле;
- воспитание стремления совершать добрые дела;
- развитие самооценки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое добро?
  2. Что такое зло?
  3. Вспомните, когда в жизни вы встречали добро, а когда зло?
  4. Какого же человека можно назвать добрым? А какого злым?
  5. Приведите пословицы говорящие о добре и зле.
  6. Какие добрые дела вы можете совершать в классе, дома, на улице?
  7. А трудно быть добрым, что для этого надо иметь? (стих А. Барто “Вовка – добрая душа”).

Игра “На одну чашу кладем все слова, относящиеся к слову “Добро”. А на вторую чашу – слова, относящиеся к слову “Зло”.

ДОБРО

ЗЛО

ВНИМАНИЕ

ЗАБОТА

ВЕЖЛИВОСТЬ

ОТКРЫТОСТЬ

ДУШЕВНОСТЬ

СЕРДЕЧНОСТЬ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСЬ

ПОНИМАНИЕ

ГОТОВНОСТЬ ПРИДТИ НА ПОМОЩЬ

ПРИЯТНО

РАДОСТЬ

ЗАВИСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ГРУБОСТЬ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

ВОЙНА

ЛОЖЬ

Итог. Чтобы победить зло, надо жить, помогая другим ибо жизнь дана на добрые дела.

Чтение книг:

Е. Пермяк “Самое страшное”
Э. Шим “Брат и младшая сестра”
Е. Пермяк “Надежный человек”
Б. Емельянов “Мамины руки”
Л. Воронкова “Что бы сказала мама”
К. Паустовский “Ленька с Малого озера”
А. Барто “Вовка – добрая душа”

Урок 2. “Я, моя семья, мои друзья”.

Цель: воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.

  1. Моя семья – моя радость.
  2. - Почему меня так назвали? Что означает моя фамилия?

  3. Мои родители.
  4. - Какие они были раньше? Кем работают? Какую пользу приносит их работа моему городу?

  5. Дедушка, бабушка.
  6. - Как росли сами и растили мою маму и папу, где работали? Что умеют делать мои бабушка и дедушка – хобби? Чем я могу помочь им?

  7. Сестры, братья и друзья.
  8. - Мои взаимоотношения в семье, с одноклассниками. В этом вежливость не помешает (изучение и использование в речи “вежливых слов”).

  9. Тест (на взаимопонимание).
  10. Сбор пословиц по теме:…

Урок 3. “Я, мы и природа”.

Цель: становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

- воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде;
- умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;
- охрана природной среды от загрязнения.

1. “Лес – богатство нашей Родины, нам завещано его беречь”

- растения – составная часть природного окружения;
- не нарушай тишину;
- костер – лесу враг.

2. “Птицы певчие”.

- Кто живет в лесу? Почему улетают птицы7 помощь птицам зимой – изготовление кормушек.

3. Знакомство с Красной Книгой Урала.

4. Практическое занятие. Плакат по охране растений и животных.

Чтение книги по теме: В. Бианки “Телеграммы из леса”

В. Бороздин “Белка”

А Дурова “За что?”

К. Паустовский “Заячьи лапы”

К. Паустовский “Барсучий нос”

Б. Емельянов “Слепой беркут”

5. Сбор пословиц, высказываний по теме (Пришвин, Скребицкий, Паустовский).

Урок 4. “Быть здоровым – это модно”.

Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни, соблюдения гигиенических норм и культуры быта.

    1. “Если хочешь быть здоров – закаляйся”. Личная гигиена, утренняя зарядка, двигательная активность.
    2. Что мы должны кушать, как сохранить зубы?
    3. Вредные привычки.
    4. “Веселые старты” - соревнования (приложение).
    5. Сбор пословиц о здоровом образе жизни.

Урок 5. “Мир внутри и вокруг меня”.(“Открытая трибуна”)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задача: создать условия для раскрытия детей, для умения взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои отношения с близкими, друзьями.

  1. Введения в тему, объявления цели и задач.
  2. Сегодня на “Открытой трибуне” каждому предстоит
    - попробовать рассказать о себе, о своих отношениях, о том, что тебя окружает;
    - поучиться дать оценку себе, своим действиям, взглянуть на себя как бы со стороны.
    Мы продолжаем учиться слушать друг друга, вести диалог, выстраивать свои отношения, давать оценку друг другу.
    Вам предстоит защищать свою группу путем набора жетонов за выступления.

  3. Работа по вопросам.
    1. За что любят меня мои близкие?
    2. За что уважают меня мои друзья в классе?
    3. Что меня радует?
    4. Что огорчает?
    5. Чего я боюсь?
    6. Кто из ребят твоего класса по своим интересам и увлечениям похожи на тебя?
    7. А что нужно сделать, чтобы было всем комфортно, приятно с тобой общаться? Подтвердите свои высказывания пословицами.
    8. Все ли хорошо в нашей милой Родине, чем интересна природа для тебя, что узнал нового? (обсуждение)
    9. Приведите примеры заботы о городе, природе Уральского края.

Вывод. Каждому из нас надо научиться видеть в простом, обыденном – чудеса, уметь разгадывать загадки природы, любить и беречь тот мир, который нас окружает, ибо мы часть этого мира.