Активизация учебной деятельности учащихся на уроках географии посредством информационных технологий

Разделы: География


Образовательно-воспитательные цели:

  • продолжить формирование знаний о внутренних водах, как ценнейшем ресурсе, играющем главную роль в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • раскрыть влияние физико-географических условий на формирование бассейнов и направления течения рек;

  • научить школьников по картам определять уклон, падение равнинных и горных рек, сравнивать их течение и скорость;

  • познакомить со способами изучения и предупреждения стихийных бедствий, связанных с режимом рек, правилами поведения на водоемах;

  • уметь давать полную характеристику рек по плану.

Опорные знания и умения: бассейн реки, строение речной долины, состав речной системы, равнинная река, горная река, падение реки, уклон реки, типы питания, режим реки; умение характеризовать течение реки в зависимости от рельефа местности; определение по карте абсолютной и высоты истока и устья реки; способы изучения стихийных природных явлений, связанных с реками.

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, географические атласы, контурные карты, инструктивные карточки на каждую пару учащихся.

Содержание инструктивной карты.

Тема: Внутренние воды. Реки.

1 шаг. Познакомится с темой урока, поставить цель урока, которую необходимо достигнуть в ходе работы над темой урока. Тему урока записать в тетрадь.

2 шаг. Слайд №1. Состав внутренних вод и взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы. Составить краткий рассказ по содержанию схемы. Дать понятия: внутренние воды, компоненты природы, естественные и искусственные водоемы, состав внутренних вод. Схему занести в тетрадь .

3шаг. Слайд №2. Схема речной сети. Вспомнить и устно дать определения речной сети, истока, устья, главное русло, правые притоки, левые притоки.

4 шаг. Слайд №3. Схема строения речной долины. Дать определения: речная долина, пойма, русло, терраса.

5 шаг. Слайд № 4-5. Бассейны рек. Расположите бассейны в тетради по мере возрастания их площади. Выпишите крупнейшие реки в каждом бассейне и покажите их на карте от истока до устья.

6 шаг. Слайд №6. Реки – продукт климата. Ответьте на вопросы, помещенные в слайде.

7 шаг. Слайд №7 Карта России «Источники питания рек». Назвать источники питания рек, какие источники преобладают в каждом бассейне, преобладающий источник питания рек России, объяснить причину. Привести примеры рек с разными источниками питания. (работа с картой).

8 шаг. Заполнить в тетради схему по источникам питания рек, дать определения половодья, меженя, паводка.

9 шаг. Слайд №6. Уклон, падение, годовой сток реки. Выписать понятии, пользуясь текстом слайда. Научиться вести расчет уклона, падения реки, используя пример.

Падение реки = высота истока – высота устья в метрах или промилле %0

Уклон реки - это отношение падения реки в см. к ее длине в км. (см/км.)

10 шаг. Устно дать ответ – отличие горных и равнинных рек, привести пример, сделать выводы.

11 шаг. Уметь дать характеристику реки по плану.

План описания реки

  1. В какой части страны протекает.

  2. Исток.

  3. Устье.

  4. К какому бассейну относится.

  5. Направление течения.

  6. Падение, уклон реки, характер течения.

  7. Питание, режим реки.

  8. Притоки.

  9. Хозяйственное использование. Экологические проблемы, пути решения (свои предложения).

Ход урока