Экологическое занятие в подготовительной к школе группе на тему "Что мы знаем о птицах"

Разделы: Экология


Ход занятия.

Дети заходят в “зимний сад”, подходят к клеткам с попугаями.

Эколог:

Ребята, прислушайтесь, пожалуйста, голоса каких птиц вы слышите (голоса попугаев). Какие виды попугаев есть у нас в детском саду? (неразлучники, карелы, волнистые). Всех их можно назвать одним словом - декоративные птицы. Какие птицы еще живут у нас? (курица и петух, это домашние птицы).

Сегодня Варвара Карловна (игрушечная ворона) приглашает вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о их жизни что-нибудь новое, интересное. Вы не против?

Дети проходят в экологическую лабораторию.

Эколог:

Ребята, птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы), есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб), а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвертые на берегу моря. Вы знаете, есть у нас в лаборатории “волшебный” мяч. Как только он попадает в руки взрослых или детей, им сразу хочется назвать какую-нибудь птицу.

Игра с “волшебным” мячом.

Эколог:

Вы назвали столько разных птиц. Они разные по величине, по окраске, по поведению. Почему же всех их называют птицами? Чем они похожи?

(у всех птиц есть клюв, две ноги и два крыла, тело покрыто перьями, птенцы появляются из яйца)

Как вы думаете, почему все птицы могут летать? (у них широкие крылья, хвост, их держит воздух, у них легкие перья с полым стержнем, они едят понемногу, но часто, у них жесткие маховые перья) А зачем птицам нужно летать? (находить корм, спасаться от врагов, строить гнезда, улетать в теплые края)

Всегда ли птицы находятся в полете? Зачем они прерывают полет? (попить воды, найти пару, выкормить птенцов) Значит, птицы приспособлены к наземно-воздушному образу жизни.

Варвара Карловна: Все-то вы знаете. А вот ответьте на мой вопрос. Почему мы птицы в полете расправляем крылья и хвост, а когда садимся, складываем их.

Эколог: Ребята могут не только рассказать, но и показать почему. Подойдите к столу. Кто сможет объяснить, что мы сейчас сделаем?

Опыт№ 1:

Дети берут ровные листы бумаги и плавно опускают их на пол.
Затем такие же листы комком опускают вниз. Делают вывод.

Эколог:

Ответили мы на вопрос, Варвара Карловна?

А теперь мы на время сами превратимся в птиц.

Физминутка № 1

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.

Варвара Карловна:

Знаю я интересную игру. Называется она “Птица-незнайка”. Хотите поиграть?

(Ребенку на спину крепится иллюстрация какой-либо птицы. Дети описывают ее внешний вид, особенности. Водящий должен отгадать птицу - клест, сорока, журавль, синичка, дятел)

Эколог: Ребята, мы с вами уже рассматривали птичьи перья. Помните, как они называются? (полетное, кроющее, пуховое) Сегодня я принесла вам новые перья. Это перья с гуся. Вы слышали, может быть, такие выражения: “как с гуся вода”, “вышел сухим из воды”. Так говорят, потому что куриные перья намокают, а гусиные нет. Интересно почему? Хотите узнать этот секрет?

Опыт № 2: перед детьми два листа бумаги. На один из них капают из пипетки воду. Затем кисточкой смазывают второй лист маслом и тоже капают из пипетки воду. Сравнивают, что произошло с капельками в 1-м и во 2-м случае. Делают вывод.

Физминутка № 2 (“Пингвины”)

III часть. Стук в дверь. Заношу два конверта, адресованных детям из д/с “Микки Маус”. Вскрываю первое письмо, зачитываю:

“Осень золото роняет,
Голод пташек угоняет.
До свиданья лес и луг,
Мы летим на теплый юг.”

Как вы думаете, какие птицы могли бы подписаться под этим письмом? (Перелетные. Ласточки, цапли, аисты, журавли, соловьи, скворцы, утки, гуси, лебеди, кукушки и т.д.)

Почему этим птицам приходится покидать родные края?

Вскрываю второй конверт:

“Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей”

Какие птицы остались зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, клест, свиристель)

Раньше на Руси 12 ноября отмечали Синичкин день. К этому дню люди старались приготовить разные кормушки и корм для зимующих птиц. Кормушку можно сделать из простых ненужных вещей - пакетов, бутылок. Если кто-то еще не успел сделать кормушку — поторопитесь — птицы уже ждут вашей помощи. Когда кормушек появится много, мы сможем открыть настоящую птичью столовую. Как ее назовем?

А чтобы вы не перепутали какая птица чем питается, я предлагаю вам такое домашнее задание. От каждой птицы проведите стрелку к тому, что она ест.

Варвара Карловна: Молодцы ваши ребята. Много о нас птицах знают. Но есть у меня еще несколько вопросов для самых любознательных. Пожалуй, я вместе с ребятами в группу пойду, там и загадки им загадаю. Вопросы для любознательных:

  1. Почему воробей не ходит, а прыгает?
  2. Назовите птицу, которая не строит гнезда и питается волосатыми гусеницами?
  3. Какие птицы лучшие танцоры?
  4. Кого из птиц называют санитаром леса и почему?
  5. Почему сороку называют сорока-белобока, а иногда сорока-воровка?
  6. Какая птица выводит птенцов зимой?
  7. Какая бесшумно летающая птица щелкает, шипит, пугая своих врагов, охотится ночью на грызунов?
  8. Какая будет погода. Если воробьи нахохлились?
  9. Птенцы каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?
  10. Какую птичку называют “ледоломкой”?