Урок-конференция по теме "Электромагнитные излучения"

Разделы: Физика


Тип урока: Обобщение и систематизация изученного.

Методы: Репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский, словесно и наглядно дедуктивный, словесно и практически - традуктивный.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

Формирование познавательного интереса, интеллектуальных и экспериментальных умений и навыков, закрепить понятия, связанные с электромагнитными явлениями и их проявлениями в живой природе и жизни человека, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к физике.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Сформировать мировоззренческие идеи, связанные с использованием электромагнитных колебаний и волн, воспитывать умение следить и оберегать своё здоровье; воспитывать умение работать в группах, выслушивать товарищей.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развивать умение выделять главное, работать с дополнительной и научно - популярной литературой, умение коротко и чётко излагать свои мысли, развивать эмоции интеллект, раскрывать артистические способности учащихся, а через них - интерес к предмету.

ВЕДУЩИЙ: Внимание! Внимание! Сегодня мы предлагаем программу - “Всё об электромагнитном излучении”.

СОЗДАТЕЛЬ: (усаживаясь на трон)

Ох! И устал я сегодня! Принимать сегодня никого больше не буду. Или, ладно, приму одного ещё. Но только, одного! Излучение, встань передо мной!

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ: Я здесь, о, создатель!

СОЗДАТЕЛЬ: Ну, расскажи-ка мне дорогой, как там дела обстоят на Земле?

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ: Как обстоят? Ты же знаешь, создатель, что живу я здесь миллиарды лет! И как привольно мне жилось здесь! Ты даже представить себе не можешь, никто из землян даже не догадывался о моём существовании. Ох, и хорошая жизнь была у меня. Сам себе хозяин. Но совсем недавно в 1831 году английский физик Майкл Фарадей сумел открыть мои колебания низкой частоты. И человечество во всех странах мира с бешенством стало изучать все мои свойства и заставлять работать меня денно и ношно. Что тут началось. И лампочка, и трансформатор, и генератор, и нагревательные приборы, да всего и не перечислить.

ВЕДУЩИЙ: Мы приглашаем вас в лабораторию, занимающуюся изучением низкочастотных колебаний. Представляем вам научного сотрудника, бакалавра технических наук, господина - Семёнова Павла Аркадьевича.

- Добрый день, Павел Аркадьевич!
- Добрый день.
- Не могли бы вы поделиться с телезрителями теми проблемами, которые решает ваша лаборатория?
- Пожалуйста.

1 - УЧАЩИЙСЯ: Рассказ о колебаниях низкой частоты, их получении, свойствах, применение. Демонстрация генератора НЧ.

Мне хочется пригласить вас в экспериментальную лабораторию, Н 4, где заведующий лабораторией покажет нам действие некоторых приборов. (Приглашает в лабораторию низкочастотных колебаний, где зав. лабораторией демонстрирует работу микрофона, явление резонанса в электрических цепях, токи Фуко, развёртку электрического тока стандартной частоты. Можно объяснить принцип действия.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо! Мы ещё к вам заглянем. Электрические токи НЧ очень широко используются в быту.

2 - УЧАЩИЙСЯ: Колебания НЧ в быту и их воздействие на человека. Проектирование городских застроек, квартир, разработка бытовой техники и её размещение в квартире с учётом воздействия электромагнитных излучений низкой частоты. (Приложение1)

3 - УЧАЩИЙСЯ: Вредные воздействия колебаний низкой частоты (подстанции, подводные лодки, электродрели, искусственное освещение). (Приложение1)

ВЕДУЩИЙ: Воздействие электромагнитных волн на организм исследуется уже давно. Так, для лечения различных, прежде всего воспалительных заболеваний с успехом уже в течении многих лет используются приборы, генерирующие постоянные и переменные электрические и магнитные поля.

ГАЛЬВАНИ: Моей заболевшей жене врач прописал в качестве диеты лягушачьи лапки. Суп из этих лапок я готовил сам и моё внимание привлекло странное подрагивание мускулов лапки. Началось всё так: я вскрыл лягушку, препарировал её и по забывчивости положил на стол, на котором стояла наша электрофорная машина. Однако от электродов Машины лягушка лежала достаточно далеко. Один из моих коллег, касаясь меня рукой, одновременно легонько тронул скальпелем, который он держал в другой руке, внутренний нерв лягушачьей лапки. Мгновенно мышцы лапки стали сокращаться в повторяющемся ритме, словно их сводила резкая судорога. И тут другой из присутствующих, помогавший нам в опытах с электричеством, обратил внимание, что это произошло в тот момент, когда на электродах машины появился разряд - искра. После этого я сам касался кончиком ножа того или иного нерва лапки, и в момент касания один из присутствующих приводил в действие электрофорную машину. Эффект во всех случаях был тем же самым. Резкие контракции отдельных мышц лапок несомненно наблюдались именно в момент проскакивания искры. И тогда я пришёл к выводу, что живым организмам свойственны собственные электрические проявления, “животное электричество”. По - моему, оно возникло в мозгу и накапливалось в отдельных мышечных волокнах, как в “лейденских банках” - конденсаторах электрофорной машины. А нервы играли роль проводников электричества.

4 - УЧАЩИЙСЯ: Электрическое поле в природе. (Приложение1)

5 - УЧАЩИЙСЯ: Электротерапия. (Приложение1)

6 - УЧАЩИЙСЯ: Электрокардиограмма и электроэнцефалография. (Приложение1)

7 - УЧАЩИЙСЯ: Влияние магнитных полей и магнитных бурь на человека. (Приложение1)

8 - УЧАЩИЙСЯ: Магнитное поле в природе. (Приложение1)

9 - УЧАЩИЙСЯ: Значение магнитного поля Земли в природе. (Приложение1)

10 - УЧАЩИЙСЯ: Литотрипторы – излучатели ударной волны. Мочекаменная болезнь. (Приложение1)

11 - УЧАЩИЙСЯ: Когда магнитные свойства опасны? (Приложение1)

12 - УЧАЩИЙСЯ: Электромагнитный прибор “Каскад”. (Приложение1)

СОЗДАТЕЛЬ: О, вижу я много уже известно человеку о твоих свойствах. Молодцы! А не проверить ли нам знания присутствующих здесь?

ИЗЛУЧЕНИЕ: Конечно. Предлагаем вам ребята тест по электромагнитным излучениям.

13 - УЧАЩИЙСЯ: Волновые процессы – основа актов биологической саморегуляции. Теория физического вакуума и теория торсионных полей. (А. Е. Акимов и Г. И. Шилов. Влияние на организм правоторсионных и левоторсионных полей.) (Приложение1)

ВЕДУЩИЙ: Бурное развитие техники всё более заполняет наше жизненное пространство различными электромагнитными полями. Сегодня в него добавляются поля, источниками которых служат компьютеры. Их изобретение неизмеримо ускорило развитие цивилизации, кардинально изменило работу конструкторов и инженеров, служащих разных учреждений, процесс обучения в школах и вузах. К настоящему времени только в США и Великобритании действуют более 10 млн. персональных компьютеров (сведений об их числе в России нет, но ясно, что у нас количество ЭВМ стремительно растёт). При столь широком распространении компьютерной техники достаточно быстро выявились случаи её неблагоприятного влияния на здоровье работающих с ней людей. Так, в 1992 г. скандинавские специалисты исследовали результаты специального исследования, выводы которого были не утешительны: при пользовании видеотерминалами ухудшается острота зрения и развивается катаракта у программистов и операторов персональных компьютеров. Однако в научной литературе пока точных данных о вредности видеотерминалов нет: более того, ряд международных организаций, имеющих дело с этой областью техники, констатирует, что утверждать будто компьютер представляет какой - либо риск для здоровья человека, соблюдающего правила безопасности при работе с ним, нет оснований.

14 - УЧАЩИЙСЯ: Видеодисплей персонального компьютера и его влияние на здоровье пользователя. (Приложение1)

15 - УЧАЩИЙСЯ: Научное обоснование природы негативного влияния на человека электромагнитного излучения. (Приложение1)

16 - УЧАЩИЙСЯ: Защита и нейтрализация электромагнитных излучений при работе с компьютером, радиотелефоном и другой оргтехникой. (Приложение1)

СОЗДАТЕЛЬ: О! Теперь я вижу, как умны люди, и их познанию, очевидно, нет предела!

ИЗЛУЧЕНИЕ: И не говори, создатель! В 1885 г. 24-летний Джеймс Максвелл поставил перед собой задачу создать фундаментальную математическую теорию моих излучений. Молодой, горячий. “Только путем умозаключений через 9 лет он сумел обнаружить существование другого диапазона моего излучения. Но это было пока на бумаге и особых неприятностей для меня не причиняло. Но через 10 лет после смерти Максвелла немецкий физик-экспериментатор Генрих Герц реально обнаружил мое существование и выявил все мои свойства. О! Что тут началось! Боже мой!!!

ВЕДУЩИЙ: И мы снова в лаборатории у господина Семенова.

- Павел Аркадьевич! А ваша лаборатория занимается изучением этого диапазона?
- Да. И мы можем продемонстрировать все свойства электромагнитных волн. Михалыч! (Демонстрация свойств электромагнитных волн).

ИЗЛУЧЕНИЕ: А в России эти же эксперименты проводил А.С.Попов.

ПОПОВ. А. С: Здравствуйте, меня зовут Александр Степанович Попов. 7 мая 1895 года я публично продемонстрировал изобретенную мною систему сигнализации на расстоянии без проводов.

Мой приоритет в деле изобретения беспроводного телеграфа был очевиден. Ведь все мои публичные выступления и демонстрации были строго документированы. Тогда как о том, что мой соперник, итальянец Маркони, действительно передавал букву “С” тремя точками азбуки МОРЗЕ лишь говорилось, но не демонстрировалось.

Индикацию я проводил на слух при помощи электрического звонка. Маркони же стал использовать для своих целей специальный электромагнитный ударник. Меня устраивала такая система сигнализации с помощью звонка, потому что она была вполне пригодна для Военно - Морского флота. Mapкони же старался приспособить свою аппаратуру для нужд почтово-телеграфного ведомства и вскоре пришел к необходимости записи сигнала на ленту. Но я еще с первых опытов убедился, что при помощи реле можно приводить в действие любые механизмы и приборы, от того же телеграфного аппарата и до электроминного взрывателя.

Споры между мной и Маркони были довольно таки долгими, но в конечном итоге я одержал победу.

17 - УЧАЩИЙСЯ: Радиоволны и влияние их на здоровье человека. (Приложение1)

18 - УЧАЩИЙСЯ: Сотовый телефон и радиотелефон. Влияние на здоровье человека. (Приложение1)

19 - УЧАЩИЙСЯ: Карманный видеотелефон. (Приложение1)

20 - УЧАЩИЙСЯ: Телевизор – как искусственный глаз. (Приложение1)

СОЗДАТЕЛЬ: Ну, спасибо тебе, электромагнитное излучение. Вижу много ты добра делаешь людям, но и вреда от тебя достаточно.

ИЗЛУЧЕНИЕ: Не скажи, создатель, пользы все-таки больше. Да еще я скажу тебе, люди не все мои свойства распознали, есть еще тайны у меня не раскрытые.

СОЗДАТЕЛЬ: Да... Вижу ты многое сумел сделать для человечества. И я уверен, что оно сумеет распознать все твои тайны, и откроет для себя еще немало нужных и полезных твоих свойств. А не проверить ли знания присутствующих, о тебе и твоих свойствах ещё раз? (Предлагается учащимся тест и физическое лото по теме)

ИЗЛУЧЕНИЕ: Конечно, создатель! (Приложение2), (Приложение3)

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6