Урок "Климат Африки"

Разделы: География


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками.
  2. Развивать познавательный интерес и географическое мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи.
  3. Воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое восприятие географических объектов.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, климатическая карта Африки, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока.

ХОД УРОКА

I. 1. Создание проблемной ситуации. Чтение учителем стихотворения Н.С. Гумилева:

Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы...
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.

2. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

- На каком материке находится “колдовская страна” Николая Гумилева? (Африка)

- Какую особенность климата Африки отмечает в своем стихотворении поэт? (Африка – самый жаркий материк Земли).

- Давайте выясним, почему же Африка стала самым жарким материком? Какие факторы повлияли на формирование климата этого континента?

 

Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока: Климат Африки.

II. Поиск решения

1. - Вспомним климатообразующие факторы.

(Ученики называют 3 фактора, затем заполняют таблицу с комментариями учителя)

1. Высота солнца над горизонтом. Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между 2 тропиками

( 23.3 гр.)

Два раза в год солнце в этих районах стоит в зените. А его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния.

2. Назовите 2-й фактор. (Подстилающая поверхность).

3. Третий фактор: (Воздушные течения)

2. Климатообразующие факторы повлияли на климат материка. Выясним, в каких климатических поясах лежит Африка. (Демонстрируется слайд, на котором обозначены климатические пояса). (Приложение 1)

Назвать основные и переходные.

Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Высота солнца над горизонтом Чем дальше от экватора, тем … Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки
Подстилающая поверхность (рельеф)

 

Направление горных хребтов

 

 

Чем выше, тем…

 

 

Осадки выпадают на наветренных склонах

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег.

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

(пустыня Намиб)

Воздушные течения (пассаты, муссоны) Пассаты с океана приносят весь год … Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

3. Для каждого климатического пояса характерны свои воздушные массы. Установим соответствие между климатическим поясом и воздушными массами. (1 ученик работает у доски)

4. Охарактеризуем особенности каждого климатического пояса по следующей схеме: (работа с учебником, стр.117-118)

Характеристика климатических поясов

Климатический пояс Географическое положение Воздушные массы

 

Характеристика

климата

Экваториальный пояс Бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива ЭВ Жарко-влажно
Субэкваториальный пояс До 15-20 градуса широты к северу и к югу от экватора ЭВ – летом,

ТВ – зимой

Жарко-влажно

Жарко-сухо

Тропический пояс До 25-30 градуса северной широты и южной широты ТВ Жарко-сухо
Субтропический пояс Крайний север и крайний юг материка ТВ – летом,

УВ – зима

Жарко-сухо

Умеренно

Вывод: На материке Африка отсутствуют холодные климатические пояса.

III. Проверка знаний

Тест

Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.

1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
10. Весь год мало осадков.

А) экваториальный
Б) субэкваториальный
В) тропический
Г) субтропический

А) 3, 5, 9;
Б) 1, 8;
В) 2, 6, 10;
Г) 4, 7.

IV. Итог урока. На слайде (Приложение 1):

Африка – самый жаркий материк, потому что…

  1. Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.
  2. Среднемесячная температура не ниже ____________.
  3. Отмечена самая высокая температура ____________.
  4.  
  5.  

V. Домашнее задание:

1) параграф 26,

2) задание по контурной карте: указать границы климатических поясов

3) творческое задание: ответить на вопрос: какой из климатических поясов наиболее благоприятен для жизни человека и почему?

(Приложения 2,3,4, Раздаточный материал)