Развитие эмоционального интеллекта младших школьников на уроках родного языка

Разделы: Начальная школа


Эмоциональная культура – один из критериев общей культуры человека. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление, речь и другие категории. В культуре проявления эмоций находит отражение связь языковой личности с окружающей действительностью. По тому, как человек выражает свое эмоциональное состояние, какими языковыми средствами пользуется при этом, можно судить о степени его воспитанности и развитости душевных качеств.

Одним из составляющих компонентов эмоциональной культуры является эмоциональный интеллект. Он способствует личному успеху человека как в профессиональной деятельности, так и в отношениях с окружающими, в семье и в повседневном общении с другими людьми. Термин “эмоциональный интеллект” описывает целый ряд человеческих способностей: характер, тактичность, тонкость чувств, человечность, то, что Гете назвал “образованностью сердца”, сердечностью.

Эмоциональный интеллект, или эмоциональные способности, можно определить как фундаментальную способность самоощущения. Она выражается в уважении, внимании и способности к сочувствию другим, самодисциплине, чувстве ответственности. Каждый человек имеет эмоциональные способности, это заложено природой. Но иногда они остаются недоразвитыми.

Язык эмоций появляется задолго до появления речи. Младенец улыбается в ответ на улыбку взрослого, ласковое обращение и плачет, если взрослый хмурит брови или разговаривает с малышом, используя грубые интонации. Мать точно знает, как и что чувствует ее ребенок по его эмоциональным реакциям. Но всегда ли взрослый человек и ребенок в возрасте от 5-6 лет понимают, что происходит с ними самими? Восточная мудрость гласит: “Никого нет ближе тебе, чем ты сам. Но если ты не знаешь самого себя, то как ты хочешь тогда узнать других?”

Эмоциональный интеллект необходимо развивать, совершенствовать, чтобы в дальнейшем человек сумел найти себя в окружающем его мире. Уроки родного языка имеют огромный потенциал в осуществлении этой задачи. Под уроками родного языка мы понимаем уроки русского языка и литературного чтения. Материал, который предлагается авторами учебников по названным курсам (по любым учебно-методическим комплексам), можно использовать для развития эмоционального интеллекта младших школьников.

Каждое учебное задание можно организовать таким образом, что он будет работать на развитие эмоциональных способностей ребенка, например, написание тренировочного диктанта.

Первичное чтение. Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжелая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под серым, темным небом.

Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости, их крик так берет за душу, что хочется полететь вслед за ними.

Анализ текста.

- О каком времени года идет речь в диктанте?
- Какие птицы покидают наши края?
- Какие чувства вызывает у вас описание осенней поры? (На доске даны названия эмоций: счастья, тоски, грусти, радости, печали, безрадостности, спокойствия, раздражения, отчаяния, восторга)?
- Почему?
- Как вы понимаете сочетание слов “берет за душу”?
- Каким одним словом можно заменить этот фразеологизм?
- Всегда ли такие чувства вызывает у нас осень?

- Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

Подберите наиболее подходящие слова к этому отрывку, которые помогут вам выразить ваши чувства: радость, гнев, любовь, восхищение, страх, счастье.

Повторное чтение.

Словарная работа. Выглядит, садится, караван, берет за душу, осенняя, редеют.

Написание диктанта.

Грамматическое задание.

Сделать синтаксический разбор первого предложения.

Разобрать по составу слово дождик.

Проверка диктанта.

Пословицы и поговорки русского народа – источник развития эмоционального интеллекта школьников. Включая в урок русского языка эти фольклорные формы на определенную тематику, учитель обогащает словарь учащихся фразеологизмами, что, в свою очередь, делает речь школьников богатой, выразительной, точной.

Один из уроков русского языка можно построить как урок-турнир. такой нетрадиционный урок требует специальной подготовки, поэтому готовятся к нему заранее: класс делится на три или две команды (в зависимости от численности класса), каждая команда придумывает свою эмблему, выбирают капитана, художников, подбирают как можно больше пословиц и поговорок на тему “Всякая эмоция только обогащает жизнь (Д. Голсуорси)”. Жюри (или “высокочтимый суд”) турнира может состоять из учителей, учащихся других классов (лучше, если это будут старшеклассники). На уроке проводится конкурс эмблем и названий команд.

Первый конкурс турнира – представление команд.

Второй – выполнение заданий.

1. Мы с вами знаем, что в русском языке есть фразеологизмы, в которых заключена та или иная эмоция. В конвертах вам даны карточки на которых написаны эмоции. В этих же конвертах находятся написанные на листочках фразеологизмы. Распределите фразеологизмы по принадлежности к предложенным эмоциональным группам.

Эмоции: радость, счастье, восхищение; насмешка; гнев, возмущение; уважение.

Фразеологизмы: милости просим; довести до белого каления; ногтя не стоит; на верху блаженства; выйти из себя; радость молодит, а горе старит; яйца выеденного не стоит; вот это да!; ух, ты!; ах, чтоб тебя; мал золотник, да дорог.

2. Нарисовать фразеологизм: “сгореть от стыда”, “лопнуть от злости”, “трястись от страха” (можно подобрать и другие фразеологизмы).

3. Найдите завершение пословицы. Даны карточки: на одной части написано начало пословицы, на другой – окончание: не спеши словом, а спеши делом; сам пропадай, а товарища выручай; с кем поведешься, от того и наберешься; любишь кататься, люби и саночки возить; труд кормит, а лень портит (и другие).

4. Допиши пословицу и объясни, как ты это понимаешь:

Гнева не пугайся, (на ласку не сдавайся).
Гордым быть – (глупым слыть).
Доброе слово сказать – (посошок в руки дать).
Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости).
Пуганая ворона (и куста боится).
Любишь шутить над Фомой, (так люби и над собой).
Сказал бы словечко, (да волк недалечко).
Чужой обед похваляй, (да и сам ворота отворяй).
Скучен день до вечера (коли делать нечего).

Конкурс “Кто больше” (назвать пословицы и поговорки по теме турнира).

Итог турнира завершает подсчет баллов, награждение победителей.

Уроки литературного чтения играют огромную роль в формировании и развитии эмоционального интеллекта ребенка. Каждое художественное произведение воздействует на эмоциональную сферу читателя, несет в себе заряд и положительных и отрицательных эмоций. Учитель на каждом уроке имеет возможность обратиться к чувствам учащихся, развивать их способности к сопереживанию, сочувствию, оценке тех или иных поступков героев. Ученик с помощью педагога сопоставляет литературных героев с собой и своими товарищами или с окружающими их людьми. Так, читая и анализируя рассказ К. Паустовского “Теплый хлеб” учитель обращает внимание не только на то, какой поступок совершил главный герой, хорошо ли он сделал, но и на то, какие чувства он испытывал по ходу рассказа, что в нем изменилось, кто этому помог.

Зима в этот год стояла теплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались. Каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла черная, тихая, и в ней кружились льдинки.

… В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. “Да ну тебя! Дьявол!” - крикнул Филька и наотмаш ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

На вас не напасешься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

[С тех пор начались страшные морозы. Бабушка Фильки рассказала, что так холодно было давно, в гражданскую войну, когда богатый и злой человек посмеялся над раненым солдатом, который просил милостыню, и не подал, а бросил на землю корку хлеба. Бабушка тяжело вздыхала и приговаривала, что завелся, должно быть в селе лихой человек, раз настали такие морозы. Филька плакал, ему было страшно, потому что вода в реке промерзла до дна, мельница не работала, муки не было, хлеб печь было не из чего. Тогда всем селом решили рубить лед. Вышли и взрослые и дети. Вышел на работу и Филька. Он хотел искупить свою вину перед раненым конем. И вот мельница заработала. Из первой муки испекли каравай]

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной желтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

- Что за явление? Мне что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

- Да нет! – закричали ребята - Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

- Ну что же, - сказал Панкрат, - только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, впустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались.

(К. Паустовский)

Вопросы для обсуждения.

  1. Какой проступок совершил Филька по прозвищу “Да ну тебя”?
  2. За что же он ударил раненого коня?
  3. Раскаивался ли Филька?
  4. Почему же он вдруг испугался? Что грозило людям, если бы мельница остановилась навсегда?
  5. Осознал ли Филька свою жестокость и несправедливость?
  6. Сразу ли герой принял решение помириться с конем, или в его душе происходила борьба добра со злом характера?
  7. Как же происходило примирение? Легко ли это далось Фильке? Почему?
  8. Всегда ли мы бываем в ладу с самими собой? Чему учит нас этот рассказ?
  9. Что же такое совесть и чувство вины?

Замечательно сказал В.А. Сухомлинский в книге “Сердце отдаю детям”: “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое, утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова”.