Формирование и развитие успешности выпустника

Разделы: Школьная психологическая служба


Какими показателями традиционно оценивается успешность ребенка – учащегося школы?

Прежде всего, текущими, четвертными и итоговыми годовыми отметками. Затем отметками за административные проверочные работы и экзамены. И, наконец, количество побед в различных предметных олимпиадах.

Но эти показатели направлены только на определение уровня предметных знаний и умений ученика.

“Одни понимают образование как раскрытие врожденных способностей, идущее изнутри, другие – как формирование личности извне”, – пишет Дж. Дьюи.

См. Приложение 1.

Эти слова определяют два основных подхода к организации образовательного процесса в школах:

  • Под традиционным, “знаниевым” образовательным процессом, реализуемым в большинстве массовых школ, понимают “образование информационного типа, продуцирующее знания, умения и навыки”.
  • Гуманистическая модель образования обращена к личностно смысловой основе человека.

Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть некоей суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого мало.

Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Может ли традиционное образование подготовить выпускника с такими качествами?

Гуманно-личностный подход в обучении как фактор личностного развития детей

Вспомним о том, что наиболее яркими представителями гуманистической теории личности являются Карл Роджерс и А. Маслоу.

К.Роджерс пришел к выводу, что в потенциальных человеческих возможностях природой заложено стремление к поддержанию и улучшению жизни, то есть тенденция самоактуализации.

Маслоу же определяет две тенденции – тенденцию выживания и тенденцию самоактуализации. Под тенденцией выживания он понимал стремление удовлетворять физическое и психологическое выживание. Он утверждал, что “тенденция актуализации сильна и энергична, только когда тенденция выживания удовлетворена”.

Так, в традиционной массовой школе ребенок на уроке находится в состоянии страха, он боится наказания в виде плохой отметки, “крика учителя”, унижения, и его силы прежде всего направлены на избегание этих неприятностей. Следовательно, его познавательная, творческая активность снижена, его тенденция самоактуализации затемнена тенденцией выживания.

Вот поэтому к результатам гуманно-личностного образовательного процесса относится “становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и способного уважать других, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли”.

Учебные достижения школьников в новых социально-экономических условиях

Далее мы ознакомимся с тем, какие показатели успешности гуманно-личностного образовательного процесса выделяются в современных условиях, и рассмотрим их практическое применение конкретно в системе психолого-педагогического сопровождения в нашей школе.

1. Положительная динамика академической успеваемости

Могут ли школьные отметки быть показателем успешного обучения? По мнению Л.С. Выготского, есть абсолютная и относительная успешность.

Абсолютная успешность измеряется через показатель IQ в настоящий момент.

Относительная успешность изучается через динамику IQ. Так, например, дети, имевшие более высокий IQ, через несколько лет показали, что их коэффициент рос значительно медленнее, чем у ребенка с первоначальным более низким показателем.

Таким образом, успеваемость школьников можно учитывать как один из критериев успешного обучения, но наблюдать за ним можно только в динамике: показателем результативности образовательного процесса становится положительная динамика академической успеваемости во времени.

2. Развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Прежде всего, каковы ее составляющие? Обычно в нее включают следующие познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Мониторинг этих функций позволяет соотнести обученность ученика и его реальное развитие (темп и изменения по отдельным мыслительным функциям) и узнать, реализуется лозунг “развития” или просто декларируется.

Подобный мониторинг решает задачу отслеживания динамики развития мыслительных операций, общеучебных навыков и потенциального интеллекта на протяжении всего школьного развития ученика (от 1-о к 11-у классу) и через показатели “прироста” дает возможность увидеть эффективность работы педагогического коллектива школы.

3. Формирование ключевых компетенций.

В современном мире выпускнику приходится сталкиваться с непредсказуемостью событий, постоянными изменениями обстоятельств, с тем, что знания быстро устаревают. Поэтому выпускники должны владеть оптимальными способами решения проблем, перед которыми непременно оказывается каждый человек, окончивший школу. Другими словами, выпускнику необходимо быть компетентным.

Выделяют ряд ключевых компетенций:

  • коммуникативная компетентность,
  • умение решать реальные жизненные задачи,
  • умение сотрудничать,
  • способность к самообучению.

Изучать уровень сформированности ключевых компетенций можно посредством:

  • наблюдения во время учебного процесса;
  • организации специальных заданий, направленных на использование ключевых компетенций;
  • анкетирования, опросов, сочинений.

Результаты диагностики позволят сделать вывод о приоритетных направлениях работы учителя.

4. Становление моральных способностей.

Еще не столь давно нравственность рассматривали как навык, который определяется кем-то со стороны и формируется в человеке тоже кем-то извне. Времена изменились, и теперь моральные способности человека оцениваются как внутренние, личностные структуры. Одним из критериев их развитости считается уровень эмпатии. Это один из показателей развития гуманных качеств человека.

Таким образом, если мы не делаем акцента на нравственном развитии, то лишаем личностно значимое обучение своей сущности.

5. Общее личностное развитие.

В личностно ориентированном образовательном процессе невозможно не отслеживать личностное развитие детей, так как это и является его основной целью. Данный параметр наиболее сложен для школьного мониторинга, поскольку на развитие личности влияют многие факторы.

Для оценки динамики развития личности ученика важно выделить такие параметры, которые непосредственно связаны с организацией учебно-воспитательного процесса в школе и зависят от стиля преподавания и способов взаимодействия учителя и учеников.

Выделяются три таких показателя:

  • мотивация,
  • самооценка, как отношение человека к самому себе,
  • и личностная позиция, определяемая теми ценностями, которых человек придерживается в жизни.

Мотивация ученика важна для нас потому, что влияет на результативность учебной деятельности.

В психологической науке есть мнение, что мотивация гораздо больше, чем способности, определяет поведение, действия человека. Отмечается даже, что высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей.

Следовательно, именно мотивация ответственна за активную позицию ребенка в обучении и личностном развитии.

Итак, для того чтобы образовательный процесс, знания стали личностно значимыми для ребенка, необходимо, чтобы его деятельность рождалась благодаря внутренней мотивации, при гуманистическом отношении педагога к нему. Тогда ребенок будет находиться в позиции субъекта личностно значимого учения и его личностное развитие, развитие всех его потенциальных возможностей станет естественным результатом обучения.

Немного о себе. Психологом в нашей школе я работаю не так давно (завершаю третий учебный год на этой должности), но какие-то наработки уже есть.

По первому диплому я учитель ИЗО и черчения, преподавала эти дисциплины. И вот три года назад мне предложили должность педагога-психолога в нашей школе. Начала эту сложную, но очень интересную работу со сбора методического, теоретического и практического материала по работе психолога сферы образования.

Цель психолого-педагогического сопровождения в школе – создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребенка – полностью отвечает содержанию личностно-ориентированного образовательного процесса.

Направления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе определены четко, по ним я и начала работать:

  1. Психодиагностика образовательного процесса.
  2. ППС предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.
  3. ППС учащихся “группы риска”.
  4. ППС процесса адаптации учащихся в переходные периоды.
  5. Консультативная работа.

Просвещение всех участников образовательного процесса.

Расскажу о своей роли как психолога в системе работы школы по созданию развивающей среды для всех участников образовательного процесса: учащихся (в том числе выпускников), педагогов и родителей.

Работа в направлениях психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

1. Психодиагностика образовательного процесса в нашей школе включает в себя:

  • Фронтальную психодиагностику (исследование классов параллели).
  • Индивидуальную углубленную психодиагностику, которая проводится мной с отдельными учениками с целью:
    • исследования особенностей познавательной деятельности;
    • изучения личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

Хочу остановиться немного подробнее на интеллектуальных тестах, которые проводятся у нас в школе фронтально, на специальных бланках, в 4-м, 6-м и 9-м классе. Результаты тестов умственного развития часто оказываются неожиданными и для учителя, и для самого ученика.

Бывает, что ребенок, которому я потом на классном часе вручаю сертификат “Самый умный ученик класса”, искренне удивлен, как и весь класс во главе с классным руководителем: “Как, он же и “4”, и “3” получает в равной степени? И он самый умный?” Просто потенциал его не раскрылся должным образом, – или внимания, или силы воли не хватило.

А девочка-отличница вполне может оказаться со средним уровнем развития интеллекта, но определяющими факторами для нее оказались старание и большое желание получать высокие отметки (хотя и это желание, как мы знаем, может вызываться различными мотивами).

Психодиагностика – это не разовое мероприятие и обязательно проводится у нас во взаимосвязи:

  • Мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся.
  • Представление результатов на семинарах, педагогических советах, совещаниях, классных часах, родительских собраниях.
  • Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий.

2. Обязательное направление в нашей школе – психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и профильного обучения 10-х-11-х классов; сюда же можно отнести и работу по психологической подготовке к сдаче выпускных экзаменов.

В течение трех лет я, как психолог, вовлечена в работу по этому направлению.

Начиная с 7-го класса, мы постепенно готовим ребят к серьезному выбору траектории получения профессионального образования. Это новое пока направление для российских школ, и наша школа участвует в федеральном и городском эксперименте по предпрофильной подготовке.

Даже за 3 года можно проследить динамику профинтересов учащихся. Возможно это благодаря регулярной фиксации результатов проф.методик. В частности, затронем мотивы, по которым в этом году учащиеся 7-х, 9-х и 11-х классов нашей школы планируют выбирать будущую профессию.

Конечно, решающим фактором в наше время многими детьми признается “высокий уровень заработной платы” (что неудивительно, дети слышат об этом и от родителей, и от сверстников, и с экранов телевизоров…). Также важна престижность и возможность карьерного роста.

У учащихся 11х классов уже одним из решающих факторов, наряду с материальной обеспеченностью, является интерес к профессии, который говорит о более зрелом выборе.

В рамках направления проводятся следующие мероприятия:

  • Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9-х и 11-х классов, их образовательные потребности и профинтересы.
  • На основе полученных и собранных данных – проведение углубленных профконсультаций, в процессе которых выносятся только общие рекомендации, оценивается пригодность к той или иной группе профессий, но не к отдельным специальностям.
  • Смысл этой профконсультации заключается в том, чтобы помочь старшекласснику решить проблему выбора профессии, но не предлагать свои варианты и не делать выбор за него.
  • Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями и предприятиями города.

В этом направлении велика и роль элективных курсов. Я сама в течение 2-х лет вела адаптированный курс по психологии “Лабиринты общения”, который вызывал большой интерес у учащихся 9-х классов и вносил свой вклад в развитие коммуникативной компетенции выпускника.

3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся “группы риска” включает в себя предупреждение явлений дезадаптации ребенка и коррекцию уже имеющихся трудностей.

4. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды – это важнейшее направление работы школьных психологов, которое вбирает в себя и работу психолого-педагогического консилиума, и диагностику, и коррекцию, и огромную работу с педагогами.

В этом направлении пристальное внимание в нашей школе уделяется учащимся, которые находятся на этапах перехода, – это первоклассники (готовность к школьному обучению), пятиклассники (адаптация к условиям среднего звена), девятиклассники, десятиклассники и одиннадцатиклассники.

Очень важным представляется на этих переломных этапах исследование общего личностного развития. Для оценки динамики развития личности (как было сказано выше), выделяются 3 показателя:

  • мотивация;
  • самооценка;
  • и личностная позиция,
  • каждый из которых мы отслеживаем и делаем выводы.

5. Проводится консультативная работа с участниками образовательного процесса по актуальным проблемам воспитания и обучения; оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.

Чувствуется, что доверие ко мне как к психологу постепенно растет. Все больше учащихся, классных руководителей, учителей и родителей обращаются ко мне с вопросами и просьбами.

Знакомлю родителей через родительские собрания с возрастными особенностями детей, поднимаем наиболее актуальные темы по запросам самих родителей и классных руководителей (поощрение и наказание ребенка, почему ребенок ворует, что необходимо знать родителю, когда его ребенок идет в 5-й класс, и т.д.). Это способствует повышению психологической компетентности родителей и позитивно сказывается на всех субъектах образования.

А выигрывают дети, для которых школьная среда становится все более комфортной, требования педагогов обоснованы и не идут вразрез с требованиями родителей.

6. Просвещение:

  1. Просветительская и профилактическая работа с учащимися.
  2. Просветительская и профилактическая работа с педагогами (профилактика профессионального выгорания педагогов).
  3. Просветительская и профилактическая работа с родителями.

Важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию является широко рекламируемый “портфель достижений” – “Портфолио”, которое позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. В зарубежной традиции портфолио определяется как “коллекция работ и  результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях”.

Много сказано о “Портфолио” выпускника 9-го класса. В Положениях оговорено содержание и преимущества “портфеля достижений”, который органически интегрирует преподавание, учение и оценивание в процессе обучения.

Но 9-й класс не наступает “вдруг”, до него нужно идти долгих 4 года в начальных классах и еще 4 года – в среднем звене обучения. Сбор достижений ребенка можно начать и в 5ом классе, а еще лучше – с самого первого года школьной жизни ребенка. Хотя изначально ведение портфолио было мотивировано построением маршрута выпускника 9-го класса, вполне возможно предположить, что портфолио сможет оказаться  новым педагогическим средством, интересным и эффективным для учащихся более раннего возраста.

В рамках творческой группы по созданию портфолио мы с наиболее заинтересованными классными руководителями нашей школы (во 2, 3, 4, 5, 7-м классах) в этом учебном году включили в развивающе-воспитательную работу новую форму портфолио.

Разработав еще 2 варианта “Портфолио”: для учащихся начального и среднего звена обучения (в начальных классах мы назвали его “Дневником достижений”), мы, объяснив детям его суть, предложили его для поэтапного, “постраничного”, заполнения. Детям очень понравилось – ведь теперь они могли больше узнать и рассказать о себе, в портфолио можно складывать свои достижения. В работу включались и родители, заполняли страницы о семье, совместных увлечениях, праздниках… Ведение портфолио – это еще возможность посмотреть на себя такого, каким ты был раньше, и каким стал сейчас, т.е. в развитии.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса представляет собой процесс целостной деятельности всего педагогического коллектива школы.

Неоспорим тот факт (и тут все психологи, конечно, со мной согласятся), что психолог справится со своей сложной профессиональной задачей только в том случае, если сможет наладить с педагогами школы прочный профессиональный контакт, истинное сотрудничество, позволяющее создавать детям комфортные и продуктивные учебные и развивающие условия.

Методика “Дети глазами взрослого” /См. Приложение 2/

Опишем прием, разработанный Е.В. Бодровой и В.М. Слуцким.

Эта методика наводит на определенные размышления. В помещенной нами таблице большой список качеств, с помощью которых может быть определена личность каждого ребенка. Необходимо оценить выраженность этих качеств не у того или иного ребенка в отдельности, а обобщенно.

При заполнении таблицы нужно поставить знак +3, если качество, указанное в левом столбце, представлено у ребенка в максимальной степени, – 3 – если это качество совсем не выражено, и промежуточные баллы (от -3 до +3) – в случае меньшей или большей степени выраженности.

Задание это трудоемкое, но благодарное. Выберем для сравнения два заполненных столбца, например, второй и третий. Будут ли они похожи? Указанные типы детей неодинаковы и, видимо, даже противоположны друг другу. Можно предсказать, что большинству положительных оценок в левом столбце будут соответствовать отрицательные в правом; например, если агрессивность в столбце 3 оценивается баллом – 2, то в столбце 2 агрессия оценивается в -1.

На психологическом языке такое явление обозначено как “отрицательная корреляция”. Корреляция – это взаимосвязь. Коэффициент корреляции характеризует тесноту взаимосвязи и принимает значения от -1 до + 1;“-1” означает что события исключают друг друга; “+ 1” – что они всегда сопутствуют друг другу; “О” ставится при отсутствии какой-либо взаимосвязи.

После этого небольшого разъяснения начинается самое интересное. Сравните столбцы 1 и 3. Не беремся предсказать, что получится у вас лично, но результат, полученный на большой группе испытуемых, вызвал буквально шок. Коэффициент корреляции между столбцами оказался неправдоподобно высоким.

Что же это значит? Оказывается, для большинства педагогов (а именно им предлагалась эта методика) ребенок, в котором я вижу личность – это ребенок, как все. Более того, выяснилось, что ребенок, такой как все, – это то же самое, что идеальный ребенок (К = 0,91). Можете себе представить каково беспокойство психологов на этот счет? Стоит задуматься над этим самым серьезным образом.