Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Образовательные:

  • Рассказать о причинах, основных событиях и итогах русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

Развивающие:

  • Развивать умения логически мыслить, делать выводы, работать с картой, анализировать текст;

Воспитательные:

  • Показать мужество и героизм русских солдат и офицеров;
  • Воспитание патриотизма и любви к Родине.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, контурные карты, презентация, DVD-диск с художественным фильмом “Турецкий гамбит” или отрывки из него представленные в приложениях 2-5, фотографии М.Д. Скобелева и И.В. Гурко.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2. Проверка домашнего задания по теме: “Внешняя политика России при Александре II”

Учащимся предлагается заполнить пропуски в предложениях, которые высвечиваются на экране.

Министром иностранных дел при Александре II был . Главная цель, которая стояла перед Россией в это время, была доиться отмены статей мирного договора года. Главным союзником для России стала . важную роль во внешней политике играло среднеазиатское направление. Среди причин этого можно выделить следующие: войны, а также рост влияния . В результате, к России были присоединены К..к..ндское, Х…нское и Б…рское ханства.

Ответы:

1. Горчаков; 2. Парижского; 3. 1856; 4. ; 5. Междоусобные; 6. Великобритании; 7. Кокандское, Хивинское, Бухарское.

3. Постановка проблемы.

Учитель: послушайте отрывок из песни и ответьте на вопрос: что мы будем проходить сегодня на уроке (звучит первый куплет песни группы “Ногу свело” – Идем на Восток. Текст песни может быть продублирован на экране).

Молчит полумесяц и снова с Востока таинственный ветер подул
Молчит полумесяц и снова идут на войну Петербург и Стамбул
Висит старый месяц, не хочет, проклятый, никак превращаться в луну.
Мы слушаем песни, печальные песни о тех, кто томится в плену

Ученики: Русско-турецкая война.

Учитель: на какие вопросы будет необходимо ответить при изучении этой темы?

Ученики: причины войны, ход боевых действий, итоги (возможны другие варианты)

После ответа учащихся, тема записывается в тетрадь.

Учитель: чтобы лучше представить ход военных действий и чтобы дома было легче подготовиться, мы с вами на уроке восстановим события войны на контурной карте (если нет контурных карт, то можно откопировать карту для каждого ученика. Все последующие передвижения русской и турецкой армий фиксируются на карте.) <Рисунок1>

4. Балканский кризис 1875-1876 гг.

Учитель рассказывает о событиях на Балканах, предшествующие началу войны (восстание в Боснии и Герцеговине, в Болгарии). И задает вопрос: как бы Вы поступили на месте простых жителей нашей страны того времени, на месте императора Александра II? (ученики должны придти к мысли о необходимости начала войны)

5. Начало войны.

На карте рисуется расположение русской и турецкой армий. Рядом со значком, обозначающим русскую армию, делается надпись “12 апреля 1877 г.” (дата начала войны) <Рисунок2>

Русская армия перешла границу в районе города Ясы и начала движение на Бухарест. <Рисунок3>

В июне 1877 г. русские войска освободили древнюю столицу Болгарии – г. Тырново. <Рисунок4>

Учитель: что же в это время предпринял турецкий паша? Для ответа на этот вопрос просмотрите отрывок из фильма и ответьте на следующие вопросы:

  • Что предпринял осман-паша в ответ на действия русской армии?
  • Какова была его цель?

Воспроизводится фрагмент фильма (<Приложение2> или 7:50 – 8:20 с DVD-диска), и дети отвечают на поставленные вопросы. Движение турок к Плевне фиксируется на карте. Сюда же движутся русские войска.

<Рисунок5>

6. Осада Плевны и оборона Шипкинского перевала.

Показывается отрывок из фильма (<Приложение3> (можно получить у автора статьи) или 1:05:11 – 1:07:00 с DVD-диска). Ученики должны ответить на следующие вопросы:

  • Чем закончился первый штурм Плевны?
  • Что такое “шрапнель” и как она действовала?

После неудачи первого штурма началась осада Плевны, которая продолжалась до ноября (дата июль-ноябрь 1877 г. подписывается рядом с Г. Плевна на карте). Во время осады отличился “белый генерал” М.Д. Скобелев (на экране появляется его фото- <Рисунок 6, 7, 8>). О судьбе прославленного офицера рассказывает один из учеников, заранее подготовивший короткое сообщение.

Примерно в это же время началась оборона Шипкинского перевала (июль-декабрь 1877 г.). <Рисунок9> здесь русскими войсками командовал другой знаменитый генерал И.В. Гурко (фото на экране). <Рисунок10>

7. Перелом в ходе войны.

После победы под Плевной русская армия продолжила свое наступление на Стамбул. Как это происходило, давайте с вами посмотрим фрагмент фильма (<Приложение4> или 1:39:20 – 1:40:30 с DVD-диска). Движение русских войск отображается на карте. <Рисунок11>

Подойдя вплотную к Константинополю, до которого оставалось буквально несколько километров, русские столкнулись с новой проблемой. Какой? Давайте выясним с вами вместе. Смотрим фрагмент фильма (<Приложение5> или 1:44:10 – 1:45:10 с DVD-диска), и после просмотра ответьте: почему действия Скобелева угрожали победе русской армии?

8. Сан-стефанский мир.

Вскоре после этих событий турецкий султан запросил мира и 19 февраля 1878 г. в местечке Сан-Стефано был подписан мирный договор (дата наносится на карту).

Условия мирного договора ученики самостоятельно находят на странице в учебнике и выписывают их и тетрадь в правую колонку. В левую колонку записываются итоги Берлинского конгресса. Затем ученики сравнивают их.

9. Подведение итогов.

Ученики при ответе могут придерживаться следующего плана:

  • Какую тему изучали на уроке?
  • Какие были причины войны?
  • Кратко рассказать о ходе войны (по составленной на уроке карте).
  • Когда и где война закончилась?
  • Кого можно считать героями этой войны? (генералы Скобелев и Гурко, русские солдаты)

Приложение №1 здесь!