Сценарий историко-познавательной программы "В борьбе с врагом едины мы!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание основ гражданственности и патриотизма через приобщение к героическому прошлому народа.

Задачи:

  • формировать осознание значимости народного единства в борьбе с врагом;
  • реализовать потребности детей и подростков в актуальных знаниях, поиске авторитета и смысла жизни;
  • повышать интеллектуально-творческую активность подростков;
  • систематизировать знания о Днях воинской Славы России;
  • побуждать подростков к расширению познавательных интересов; эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному совершенствованию.

Участники: подростки в возрасте 13-15 лет

Оборудование:

Планшеты (5 шт.), ручки (5шт.), карточки с заданиями, репродукция картины А.Кившенко “Воззвание к нижегородцам”, иллюстрации “Памятник К.Минину и Д.Пожарскому”, “Архангельский собор”, “Тысячелетие Руси”, “Казанский собор”, таблицы для записи результатов; оборудование для оформления тематической выставки; государственный флаг России; шары и плакат, с написанным на нем эпиграфом - “А слава тех не умирает, кто за отечество умрет. Г.Р.Державин”.

/Другой вариант с использованием новых информационных технологий –проведение программы с использованием мультимедийного проектора/

В процессе подготовки к программе организуется и оформляется выставка декоративно-прикладных и литературных творческих работ, посвященная Дню народного единства, тематический стенд, несущий дополнительную интересную информацию, оформляется помещение.

Условия и особенности реализации игровой программы.

Разработка игровой программы начинается с выбора темы: будет рассказано о героическом прошлом нашего народа, о значении народного единения в борьбе с врагом. В самом названии “В борьбе с врагом едины мы!” четко представлена тема. То, ради чего создается игровая программа, отражает идея - систематизация знаний о героическом прошлом своего народа, акцент внимания подростков на приоритет единения народа в борьбе с врагом, приобщение к истории и традициям русского народа. Идейное осмысление выражается в непрерывной цепи игр, разыгранных в яркой и осмысленной среде. Для объединения частей программы в единое целое подобраны соответствующие речевые связки, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, приглашение к играм.

Для проведения игровой программы за основу выбрана такая форма, как викторина. Это отвечает самому замыслу игры, единой тематике, целям и задачам.

В целях привлечения внимания и развития интереса подростков к такой форме, как викторина, им в процессе подготовки мероприятия сообщается следующая история возникновения викторины. Оказывается, что 1 января 1928 года в первом номере журнала “Огонек”, редактором которого был Михаил Кольцов, в рублике “Окно в мир”, где помещались сообщения о различных событиях последней недели, появилось интригующее объявление: “Викторина” - новая игра читателей “Огонька”. Название “викторина” образовано от латинского слова “victoria” - победа. Название придумано редакцией “Огонька” в надежде, что игра поможет читателям одержать победу в борьбе за расширение своего умственного кругозора. Так, выяснилось, что такая форма проведения игровой программы, полностью соответствует нашему замыслу.

Проведению программы предшествует определенная подготовительная работа /см.ПРИЛОЖЕНИЕ №1/. Вначале выясняется, о чем хотят узнать подростки, определяется вид викторины, ее форму и сроки подготовки. После тщательного изучения необходимой литературы, информационных материалов, формируется инициативная группа из числа наиболее подготовленных ребят для разработки вопросов викторины и вместе с ними составляются в письменной форме исчерпывающие ответы. При разработке вопросов необходимо исходить их таких позиций: вопросы должны быть содержательными, четко сформулированными. Степень сложности, количество предлагаемых вопросов должны соответствовать возрасту, уровню подготовки, интеллектуальным возможностям подростков. В викторине простые вопросы чередуются с более сложными, что создает у участников хороший эмоциональный настрой.

Весь собранный в процессе подготовки материал композиционно выстраивается следующим образом. Короткий рассказ ведущего о Днях воинской Славы в начале программы (экспозиция) перерастает в завязку, т.е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт ведущего с группой – столкновение знаний о Днях воинской Славы России (отборочный тур). Далее основное развитие действия проходит в нескольких эпизодах (турах) и, нарастая, входит в кульминацию, за которой следует развязка – разрешение конфликта и формирование основной идеи программы.

По своему содержанию викторина является исторической. Она проводится в форме предъявления участникам рисунков, иллюстраций и постановки вопросов. В процессе викторины перед участниками ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме.

Для определения участников викторины “В борьбе с врагом едины мы!” проводится очный отборочный тур, хотя по желанию организаторов, участников викторины можно определить и заранее, с помощью специальной письменной викторины, по результатам которой жюри и произведет заочный отбор участников.

Перед началом викторины ведущий обязательно должен познакомить участников с правилами ее проведения. В ходе проведения викторины важно создать определенный психологический настрой, атмосферу заинтересованности, при этом нельзя допускать, чтобы вопросы и ответы потерялись в шуме. Вопросы должны задаваться громко, отчетливо, а желающие ответить поднимать должны руки и с разрешения ведущего давать на них ответы. В случае, когда участники викторины затрудняются дать ответ на поставленный вопрос, необходимо навести их на правильный ответ дополнительным вопросом, а если и в этом случае никто не сможет ответить, то ведущему надо самому дать правильный ответ.

Каждый ответ участников викторины оценивается жюри по 2-х бальной системе. За правильный и полный ответ присуждается два очка, за правильный, но не полный ответ – очко. Затем все очки суммируются и определяются победители.

Объявление результатов и награждение удобнее проводить после окончания викторины, чтобы не отвлекать внимание подростков. Поощрение победителей викторины осуществляется грамотами и самодельными сувенирами. По итогам проведения мероприятия целесообразно опубликовать заметку в стенгазете или на страницах районной периодической печати, по возможности предоставить видеоматериал на телецентр.

Сценарий проведения игровой программы.

А слава тех не умирает,
Кто за отечество умрет.

Г.Р.Державин.

Ведущий I:

В 1612 году силами народного ополчения Москва была освобождена от иноземных интервентов. В ознаменование этого события в России приказом президента РФ В.В.Путина установлен новый праздничный день – 4 ноября. Это День народного единства.

Ведущий II:

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Федеральный закон “О Днях воинской Славы (победных днях) России” устанавливает дни славы русского оружия – Дни воинской Славы России. Это дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории нашей Родины, и в которых российский народ снискал себе почет и уважение современников, благодарную память потомков. Наш святой долг – знать и уважать Дни воинской Славы.

Ведущий I:

День освобождения Москвы силами народного ополчения один из Дней воинской Славы России. В честь праздника – Дня народного единство мы проводим историко-познавательную программу “В борьбе с врагом едины мы!”.

Ведущий II:

Сегодня мы узнаем новые исторические факты, приобщимся к подвигу народного ополчения и поговорим о величии русского воина. Историко-познавательная программа “В борьбе с врагом едины мы!” предполагает участие 5 игроков в 4 турах. Для начала, дорогие друзья, определим участников. Участниками программы будут ребята, которые быстро и верно ответят на вопросы ведущих.

Ведущий I:

Для определения участников и победителей программы будет работать жюри в составе:________________________________________________________

Ведущий II:

Поприветствуем их! Оценивать ваше участие в игре жюри будут по 2-х бальной системе. За правильный и полный ответ присуждается два очка, за правильный, но не полный ответ – очко. Затем все очки суммируются и определяются победители.

Ведущий I:

Итак, отборочный тур. Внимание!

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены.

Ведущий II:

Тема отборочного тура – “Дни воинской Славы России”. Ваша задача - внимательно выслушав вопрос, определить о каком из Дней воинской Славы идет речь. Действует правило поднятой руки.

/Далее ведущие поочередно задают вопросы, определяя 5 участников дальнейшей программы/

1. 21 сентября этого года исполнилось 625 лет со дня окончания одной из героических битв. О какой битве идет речь? /Куликовская битва, 1380 год. 21 сентября – день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо – татарскими войсками/

2. День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году является Днем воинской славы России и установлен … Продолжите фразу. /23 февраля. Это день защитников Отечества/

3. Год 2005 – юбилейный! В мае этого года мы отметили славную годовщину – 60-летие победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. За годы этой войны было много героических битв. Дни некоторых из них стали днями воинской Славы России. Назовите эти дни. /5 декабря 1941 года – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистких войск в битве под Москвой; 2 февраля 1943 года – День разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск в Сталинградской битве; 23 августа 1943 года - День разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск в Курской битве; 27 января 1944 года – День снятия блокады г.Ленинграда/

4. 9 августа 1714 года – День первой победы русского флота. О какой победе идет речь? /Это победа русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут/.

5. О громкий век военных споров
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

В этом отрывке из стихотворения “Воспоминания о Царском селе” А.С.Пушкин воспевает подвиг русских воинов, называет поэтов восславивших героев.

Ваша задача – внимательно прослушать отрывки из произведений разных авторов, и определить о каком сражении идет речь.

Сразились. Русский - победитель!
И вспять бежит надменный галл;

/Это отрывок из стихотворения “Воспоминания о Царском селе” А.С.Пушкина в котором воспевается подвиг русского народа в битве с французами под Бородино. 8 сентября 1812 года – день Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией под командованием Наполеона/

Дрожит земля, дождь искр течет;
Клокочут реки рдяной славы:
О, росс! Таков твой образ славы,
Что зрел под Измаилом свет!

/Г.Р.Державин при получении известия о штурме “в первом восторге о сей победе дал слово радостному вестнику написать оду, которую и написал”. Это отрывок “Русские воины” из оды “На взятие Измаила”, в котором воспевается подвиг русского народа под командованием А.В.Суворова во время взятия турецкой крепости Измаил в 1790 году. 24 декабря – День воинской Славы России/

Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор – и враг бежит:

/ Это отрывок из героической поэмы “Полтава” А.С.Пушкина, в котором воспевается подвиг русского народа над шведами в Полтавском сражении в 1709 году. 10 июля – День воинской славы./

Ведущий I:

Итак, дорогие друзья! По итогам отборочного тура определилась следующая группа участников нашей программы, это:_________________________

Ведущий II:

Продолжаем программу. Одним из Дней воинской Славы России является День освобождения от польских интервентов. Следующий тур викторины “Герои ополчения”. Уважаемые участники, внимательно прочитайте вопросы по данной теме и предлагаемые к ним ответы. Выберите верный.

  • Выходцем из какого города был Кузьма Минин: а/Нижний Новгород; б/Москва; в/Ярославль
  • Назовите имя и отчество князя Пожарского – предводителя второго дворянского ополчения против поляков: а/Дмитрий Михайлович б/Михаил Федорович в/Дмитрий Иванович
  • Кем был Кузьма Минин: а/князем б/казаком в/старостой
  • С каким из праздников, почитаемых Русской Православной церковью, совпадает День народного единства: а/Рождеством Богородицы б/Днем Казанской иконы Божьей Матери /см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2/ в/Покровом

Ведущий I:

Следующий тур игры “Воззвание к народу”. Внимательно рассмотрите репродукцию картины А.Кившенко “Воззвание к нижегородцам” (1611 год) /см. ПРИЛОЖЕНИЕ№3/. Напишите, какое историческое событие она отображает. Время для выполнения задания – 5 минут.

/Примерный комментарий к ответам участников см.ПРИЛОЖЕНИЕ №4/

Ведущий II:

Пока участники выполняют задание зрителям предлагается составить как можно больше слов (существительных в ед.числе) из слова “ЕДИНСТВО”.

Ведущий I:

Продолжает программу тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”. Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре, воздвигая различные памятники, строя часовни и храмы. Внимательно рассмотрите иллюстрации /см. ПРИЛОЖЕНИЕ №5/ и определите, что на них изображено. Соотнесите иллюстрации со следующими названиями: памятник Минину и Пожарскому; Архангельский собор; Казанский собор; памятник “Тысячелетие России”.

Ведущий II:

Заключительный тур викторины “Исторические ошибки”. Задача участников – внимательно прослушать текст и выписать исторические ошибки. Внимание, текст!

В конце 1611 года Киевское (Московское) государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки (поляки) взяли Смоленск; турецкий (польский) отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны (шведы) заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский (московский) престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятующуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные (политические) силы, начинают пробуждаться силы политические (религиозные и национальные), которые пошли на выручку гибнувшей земле.

/Подведение итогов. Комментарии жюри. Награждение./

Ведущий I:

Сегодня мы с вами еще раз перелистали героические страницы истории нашей родины и убедились в том, что сила России – в ЕДИНСТВЕ НАРОДА, “а слава тех не умирает, кто за отечество умрет”!

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

ПРИЛОЖЕНИЕ №7