Опытно-экспериментальная работа по моделированию инновационной среды ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Управление инновационным процессом в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 47» города Заволжья Нижегородской области осуществляется в ходе трехлетней опытно – экпериментальной деятельности на тему: «Среда как средство формирования творческой активности детей старших дошкольников в процессе художественного ручного труда» под руководством старшего преподавателя кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования – Елены Викторовны Майоровой.

Реализация цели и задач экспериментальной работы проходят в 3 этапа.

Цель эксперимента: разработка стратегии использования средового подхода в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

Существование прочных связей между средой и результатами деятельности ДОУ как и сам факт воздействия на личность, практически не вызывает сомнений.

Изучением вопросов о воспитательном потенциале развивающей среды, ее влиянии на развитие личности ребенка дошкольного возраста занимались многие ведущие известные педагоги и психологи: Божович Л. И, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Макаренко А.С., Новикова Л.И., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т., Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Поддьяков Н.И., Зворыгина Е.В., Новоселова С.Л., Комарова Т.С. и другие.

Среда изучалась с точки зрения разных в науке подходов: системного, деятельностно – возрастного, личностно – ориентированного, средового и пр.

В концепции С.Л. Новоселовой дается понятие ПРС как системы материальных объектов деятельности ребенка. В основе системного, деятельностно – возрастного подхода представлена прямая зависимость оснащения воспитательно – образовательного процесса ДОУ от содержания воспитания, возраста, опыта, уровня развития детей и ведущего вида деятельности.

С.Л. Новоселова отмечает, что РС строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

В Концепции Петровского и его творческого коллектива раскрыты и научно обоснованы принципы построения ПРС с опорой на личносто – ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка - дошкольника.

Опираясь и соблюдая принципы организации ПРС, учитывая требования деятельностно – возрастного, системного подхода, а также следуя рекомендациям научного руководителя Майоровой Е.В. по средовому подходу - коллектив МДОУ в течении 3 лет осуществлял практическую деятельность по преобразованию ПРС. В настоящее время мы считаем, что среда в ДОУ в первую очередь обеспечивает максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создает возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способствует развитию индивидуальности и творчества.

В данном материале представлен опыт нашего коллектива МДОУ, в котором мы постарались особо яркими примерами раскрыть каждый из показателей развивающей среды.

Основой анализа выступают показатели качества ПРС. Они не могут существовать разрозненно друг от друга, они взаимозависимы, взаимодополняемы и созвучны с восемью принципами построения ПРС.

Итак, рассмотрим по каким критериям можно судить о среде – как о средстве развития личности ребенка:

1. Первый показатель – педагогическая адекватность среды.

Среда должна соответствовать статусу ДОУ, приоритетным направлениям деятельности ДОУ, а также имеющемуся в образовательном процессе программно – методическому комплексу. В нашем ДОУ организация ПРС представлена в соответствии с требованиями комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» и ряда парциальных Программ, реализуемых в МДОУ.

2. Яркими показателями деятельностно – возрастной организации ПРС является сочетание центров среды в группах.

Представлены они разнообразным набором центров в соответствии с возрастом и ведущим видомдеятельности детей.

Каждая деятельность служит у ребенка, как и у взрослого удовлетворению каких-либо потребностей.

Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в ПРС, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность.

Задача педагога – ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Педагогу необходимо уметь создавать проблемные ситуации для того, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, а педагог – выявить его личностные особенности. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть хоть чуть – чуть, но выше их сегодняшних возможностей и способностей. Лучшего стимула к личностному росту еще никто не придумал.

3. Показатель информированности включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек.

Качественный ответ по этому показателю дает нам содержание методического пособия «Материалы и оборудование для детского сада» под редакцией Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой.

Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития ребенка – дошкольника, видам деятельности, областям знаний. Они не сковывают творчество наших воспитателей, и в тоже время достаточны для педагогов, привыкших руководствоваться конкретными данными. Они помогают обеспечить комплексность и целостность ПРС, подходят по содержанию к «Программе воспитания и обучения в детском саду», а под парциальные – дополняем необходимым материалом.

Следует отметить, что игровой материал, развивающие пособия должны быть без чрезмерного обилия, но и недостатка – т.е. стремиться к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая будет информативна, сбалансирована, каждый элемент с педагогической ценностью.

Однако наличие игрушек по перечню не обеспечивает разностороннее развитие детей. Многое в среде нашего ДОУ создано руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность.

От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.

Хочется надеяться, что со временем финансирование позволит приобретать по потребностям оборудование, пособия, игрушки, а педагоги будут освобождены от «ручной работы» и в современных условиях смогут направить педагогические умения и способности на развитие и воспитание детей.

Какими еще мы руководствовались пособиями и документами по организации ПРС? (Приложение 1).

По сравнению с количеством литературы по другим направлениям деятельности их достаточно мало.

4. Следующий показатель:

Обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества.

Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с возрастом, особенностями и интересами детей данной группы, периода обучения и требованиями реализуемых программ.

В понятие наукоемкость среды в первую очередь вложена ориентация на научнообоснованную теорию, соблюдение принципов построения ПРС, а также введение новых элементов ПРС на основе изученой методической и научной литературы.

Например, при подготовке материалов по научно – экспериментальной деятельности творческой и инициативной группой был разработан практический материал по художественному ручному труду на основе принципов развивающего обучения. И появились в центрах групп нашего ДОУ разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления.

В каждой возрастной группе, начиная с групп раннего возраста имеется свой набор схематического материала.

В настоящее время идет подготовка методического пособия под редакцией Е.В. Майоровой с практическим материалом по планированию, организации среды, использованию схематического материала по теме эспериментальной работы.

Социокультурные нормы наиболее полно отражены в документе «Временные примерные требования с содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» в разделах:

«Экологическая культура», « Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие элементарных естественно – научных представлений», в этом показателе находит отражение национально-региональный компонент.

По данному разделу в нашем ДОУ идут активные наработки, уже имеется материал с интересным содержанием.

Особое внимание мы уделяем развитию творчества ребенка в разнообразной деятельности.

Анализируя исходное положение ПРС нашего ДОУ, мы констатировали, что ее содержание и формы организации были традиционными, стереотипными, стандартными. Тематические центры в различных возрастных группах мало отличались по своему содержанию и развивающей направленности, оборудование не отвечало возрастным и психологическим особенностям детей – дошкольников. В группах как раннего, так и старшего дошкольного возраста моделировались конкретные ситуации для сюжетно – ролевых игр, заданные взрослым – педагогом, а не самими детьми. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Что помогает этому? Мы убедились, что в старшем возрасте разнообразные предметы – заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры, бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута. Многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом (или так называемым прикладом), алгоритмы, схемы – образцы, фотографии по сюжетно – ролевым играм, ширмы, картонные коробки, обклеенные самоклеющейся пленкой, атрибутика игр – детализирована, размер игрушек – небольшой - хранятся в закрытых контейнерах, коробках – на которых есть картинка и надпись для узнавания игры и дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть.

В младшем возрасте наоборот – игра только развивается, для детей представлено крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию – внешний стимул (цвет, размер, доступность) и соответствие реальным объектам мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает как образец, эталон, с которым будет сравниваться все увиденное позже.

5. Вариативность материала.

Статичные игрушки, учитывающие только репродуктивную активность ребенка образуют такое содержание пространства, которое не стимулирует творческое поведение.

Наличие материалов, позволяющих удовлетворить разные интересы и предпочтения детей, ощутить ребенку свое собственное «я», полоролевые особенности, соответствие материала его характеристикам (по цвету, величине, фактуре).

Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает возможность педагогам ДОУ возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Среда помогает нашим воспитателям в реализации данного компонента.

В центрах групповых помещений нашего ДОУ каждый ребенок найдет занятие по душе, педагоги учат взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Дети и педагоги стараются бережно и с уважением относиться ко всему личному. Яркое тому подтверждение – в среде ДОУ уголки «Какой я», «Социально – эмоционального развития», «Я расту», «Фотовитрины», «Здравствуйте, я пришел», «Уголки имиджа» (уголки ряженья позволяют ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

В старших группах дети знают, где можно хранить принесенные из дома игрушки, незаконченный рисунок, поделки.

Маленькие дети познают не только окружающий природный и предметный мир, но и людей в том числе и себя. В группах раннего возраста в уголках «Какой я» и социально – эмоционального развития располагаются картинки, фотографии, на которых изображены люди разного возраста, пола, эмоционального состояния, с разной внешностью, а также сами дети в окружении их родственников - рядом зеркало (а в помещении групп раннего возраста у нас не менее 4) – каждый малыш видит себя, наблюдает, сравнивает.

6. Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание чего – то нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей.

К вариантам новых компонентов среды можно отнести:

  • тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг и пр.).
  • минимузеи (картин, игрушек, открыток и др.).
  • оформление по сезону.
  • выставки детского творчества – как элемент новизны имеют огромное общеразвивающее и воспитывающее значение.

Дети видят каждый свое произведение среди других, могут понять их достоинства. Это побуждает их творческую активность. Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, не способен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда.

Разнообразные работы детского творчества оригинально представлены в среде нашего ДОУ:

  • на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство.
  • в файлах на шкафчиках.
  • в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества.

А поделки по художественному ручному труду – размещены практически во всех миницентрах: музыкальном, игровом, конструкторском, изодеятельности.

7. Обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей.

Р.Б. Стеркина отмечала, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого – педагогических требований должна строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разнообразных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми.

Личность дошкольника развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с участниками воспитательно-образовательного процесса.

По мнению С.Л. Новосёловой – среда это не только «базисные компоненты» групповых помещений, но и другое функциональное пространство.

Обогащающим фактором детского развития в нашем ДОУ является следующее макропространство среды (Приложение 2).

8. Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности.

В первую очередь это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности, правильный выбор расположения учебной зоны с соблюдением требований по подбору и расстановке мебели.

Соответсвие оборудования санитарно – гигиеническим требованиям, правилам безопасности первостепенные задачи в нашем ДОУ. Большая мебель, шкафы, прочно крепятся к стенам, между собой, острые углы изолируются, закрываются.

По нашему мнению, требованиям безопасности, многофункциональности в полной мере соответсвуют изделия из пластмассы: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы – не нарушая гармонию, очень хорошо вписываются в интерьер любого помещения и расставляют особые акценты:

  • легкость (разнообразная светлая цветовая гамма в старших группах, для раннего возраста – по четырем основным цветам);
  • экономия места (от 3 – 5 до 7 секций расположены вертикально или «ступенообразно»);
  • нет загромождения;
  • создают уют;
  • легко трансформируются, безопасны при перемещении самим ребенком;
  • подлежат обработке.

Используем мы это оборудование по разному функциональному назначению, как::

  • разделители пространства;
  • емкости для хранения атрибутов;
  • маркеры игрового пространства;
  • мебель для различных центров;
  • площадки демонстрации детского творчества.

Ширмы, выкатные этажерки, контейнеры, цветные шнуры, складные заборчики – помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Такое оборудование работает для ребенка с целью его развития, а для педагога – помогает в организации деятельности.

9. Обеспечение эстетической и здоровьесберегающей направленности.

Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уютной группе, в которой все гармонично, функционально, насыщено.

Но как реализовать эту мечту, ведь вместить необходимое с учётом всех требований кажется нереальным? Наши педагоги постарались. Было трудно перестроиться, понять требования.

И благодаря творческому подходу, увлечённости, профессиональной компетентности, высокому художественному вкусу, инновационным педагогическим приёмам управления, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения педагоги ДОУ смогли реализовать принципы построения ПРС: здоровьесбережения, развивающей, эстетической направленности.

И в заключении необходимо сказать про использование в работе принципов средового подхода, автором которого является Ю.С. Мануйлов. Основа подхода - система управленческих действий со средой, превращающих её в средство развития ребёнка и ту живую лабораторию, которая, с одной стороны, изучает дошкольника и его силы и потребности, с другой – организует среду, наиболее соответствующую потребностям возраста и задачам современного воспитания (Флёрина Е.А.).

Осваивая и изучая достаточно сложный, но интересный вопрос средового подхода – подхода к ребенку со стороны среды, и реализуя его в дальнейшем, у Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 47» города Заволжья есть интересное и перспективное направление инновационной деятельности, дальнейшего сотрудничества с Нижегородским институтом развития образования, что поможет успешно развиваться МДОУ современных условиях в новом статусе – Центр развития ребенка.