Конкурсный урок по теме "Австралия. Географическое положение и история открытия материка"

Разделы: География


Тип урока: ФЗУ

Цели урока:

учащиеся должны

Знать: Уметь:
  1. определение понятия географического положения материка (II);
  2. особенности географического положения Австралии (II);
  3. историю открытия Австралии (I);
  4. крайние точки материка (II).
  1. давать определение понятия географического положения материка;
  2. определять особенности географического положения материка;
  3. называть первооткрывателей материка Австралии;
  4. показывать крайние точки Австралии.

ОУУН:

  • формирование умения выявлять причинно – следственные связи;
  • продолжить формировать умение сравнивать и делать выводы;

Воспитательная цель: экологическое воспитание обучающихся на примере отношения австралийцев к своей стране, людям, природе.

Оборудование:

  1. Физическая карта Австралии.
  2. Карта географических открытий.
  3. Учебная картина “Открытие Д. Куком восточного берега Новой Голландии (Австралии) 29 апреля 1770 г.”.
  4. Мультимедиа. Электронная версия учебника по курсу “География материков и океанов” - “Электронные уроки и тесты”, ЗАО “Новый диск”,2006 г.
  5. Ж. Верн “Дети капитана Гранта”. Екатеринбург, 1992 г.
  6. Презентация с фотографиями и иллюстрациями австралийских животных.
  7. Фильм об Австралии – “Кораллы”.
  8. Аудиозапись со стихотворением об Австралии Г. Усовой.
  9. Кораллы (скелет), морские звёзды (засушенные экземпляры) и морские раковины.
  10. Посылочный ящик.
  11. Контурные карты.
  12. Календарики с изображением Австралии.
  13. Учебник В. А. Коринская, И.В, Душина, В.А. Щенёв “География материков и океанов”, 7 класс, Москва, 2002 г.
  14. Атласы “География материков и океанов”, 7 класс.
  15. Цветные листки-стикеры для оценивания результатов работы на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Дорогие ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и скажите, о каком материке идёт речь? (Г. Усовой “Австралия”):

Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье...

2. Получение посылки.

Дорогие ребята! Нам прислали посылку из самой Австралии наши друзья – географы! В посылке письмо. В письме сообщается следующее:

“Дорогие ребята из далёкой Сибири! Мы очень любим свою страну и хотим, чтобы вы узнали об Австралии много нового и интересного. Приглашаем вас совершить воображаемое путешествие по материку. В посылке лежат те предметы, которые помогут вам в создании яркого запоминающегося образа Австралии. Желаем вам успехов в изучении природы и населения нашей замечательной страны. С уважением ваши друзья”.

- Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда в путь!

- А что нам необходимо знать и уметь в первую очередь о той стране, куда мы направляемся?

Правильно, географическое положение, историю открытия этой страны, особенности природы.

Поэтому основной задачей урока будет определение географического положения материка, истории открытия и главных особенностей природы, т.е. создание образа Австралии.

3. Определение географического положения материка: учащиеся открывают

стр. 6 -7 в атласе и стр. 311 в учебнике, работают с картографическим материалом по плану в учебнике, воспринимают материал, изложенный в мультимедийном пособии “Электронные уроки и тесты”);

А) на градусной сетке (в атласе) - относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов;

- На что влияет пересечение тропиком?

Учащиеся смотрят форзац учебника “Климатические пояса мира” и определяют преобладающий тип климата на материке (тропический). Делают выводы:

1) Австралия – самый сухой материк.

2) Материк – пустыня (называют пустыни Австралии).

Б) определяют крайние точки материка и их координаты, наносят на контурную карту, определяют протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток;

Крайние точки Австралии:

северная– мыс Йорк – 10° ю. ш., 142° в. д.;
южная – мыс Саут – ист - Пойнт – 39° ю. ш., 147° в. д.;
западная – мыс Стип-Пойнт – 26° ю. ш., 113° в. д.;
восточная – мыс Байрон – 28° ю. ш., 153° в. д.

Учащиеся измеряют протяженность Австралии:

1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:

а) 153°–113°=40° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км);
б) 100 км Х 40* =4000 км;

2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:

а) 39°–10°=29°;
б) 111 км Х 29* = 3219 км.

Б) устанавливают размеры (сравнивают размеры разных материков в учебнике на странице 7) и форму материка;

- Во сколько раз Австралия меньше Евразии? (в 6 раз), Африки? (более, чем в 3 раза)

В) описывают характер береговой линии - острова и полуострова (надписывают названия перечисленных объектов на контурной карте);

Г) моря и океаны, омывающие Австралию (надписывают названия перечисленных объектов на контурной карте);

Е) учащиеся определяют положение Большого Барьерного рифа, наносят на контурную карту, слушают краткое описание Большого Барьерного рифа.

Размеры его настолько велики, что можно увидеть с поверхности Луны.

В теплой морской воде на небольшой глубине живут кораллы – колонии небольших морских животных. Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых и состоят многочисленные острова и выступы Большого Барьерного рифа. Риф отделен от берегов Австралии проливом шириной до 150 км и служит волноломом, о который разбиваются громадные волны Тихого океана.

На Большом Барьерном рифе выступает 600 островов и более 2000 рифов.

Рассматривают экспонаты кораллов, морских звёзд и морских раковин.

Просмотр фрагмента фильма о кораллах.

Разминка - изобразить движения животных и растений Австралии: эвкалипт, пингвины, кенгуру, страусы.

4. Из истории открытия материка

Учитель:

Название Австралия произошло от латинского austral is - южный – самый маленький материк на Земле. За небольшие размеры ее иногда называют материком-островом. Образ - “ Фасоль в океане”!

Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был как бы оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света.

За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.

Итак, ребята, предоставим слово вашим одноклассникам.

Так кто же открыл Австралию? Откройте карту на стр. 2-3 в атласе и стр. 12-13 в учебнике.

Ребята заслушивают сообщения учащихся, рассматривая портрет Д. Кука и картину “Открытие Д. Куком восточного берега Новой Голландии (Австралии) 29 апреля 1770г”.

Из истории открытия Австралии

В XVI в. картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии огромную “Неведомую Южную Землю”. Открытая Магелланом “Огненная Земля” считалась одним из выступов этой “Неведомой Южной Земли”, а северные берега острова Новая Гвинея представлялись другим ее Участком.

В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп - Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям на Филиппинах о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Только после захвата Манилы англичане нашли в архивах сообщение Торреса. Его опубликовали лишь после того, как Джеймс Кук в XVIII в. вторично прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария.

В первой половине XVII в. голландцы открыли северный, западный и часть южного берега Австралии, которую до начала XIX в. называли Новой Голландией. Этот массив суши сначала объявили частью Южной Земли, но в 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии.

В XVIII в. между Англией и Францией началось соперничество за первенство открытия нового континента.

Летом 1768 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле “Индевор” (“Попытка”) отправилась экспедиция под командованием уже известного к тому времени мореплавателя Джеймса Кука. В инструкциях, которые Кук получил перед уходом в плавание, ему предписывалось для поисков Южного материка проследовать от берегов Таити до 40° ю. ш. Если континент не будет открыт, Куку предлагалось отправиться на его поиски к западу, следуя между 40° и 35° ю. ш. до тех пор, пока экспедиция не откроет его или не достигнет восточного берега земли, открытой Тасманом.

В октябре 1769 г. с “Индевора” заметили на горизонте землю. Это был новозеландский берег. Здесь Кук определил, что Новая Зеландия представляет два острова. Таким образом, программа исследования была выполнена.

Обратный путь Джеймс Кук предложил пройти через мыс Доброй Надежды, следуя на запад. 1 апреля 1770 г. “Индевор” взял курс на запад, а 19 апреля экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности. 28 апреля на 34° ю. ш. состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов при виде пришельцев скрылась в лесу. 29 апреля был обнаружен большой залив. Местность вокруг была замечательная: на берегу рос густой лес, воздух в нем был удивительно свеж, и крепкий смолистый запах чуть кружил голову. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, а залив был назван Ботаническим.

До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного побережья. В конце мая “Индевор” вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки (она была названа Индевор) пришлось остановиться для ремонта. “Индевор” очень медленно шел среди рифов и мелей, которые Кук назвал Лабиринтом. В рифах был найден проход, который Кук назвал проходом Провидения. Следуя этим узким проливом, экспедиция 21 августа 1770 г. вышла к северной оконечности пятого материка, которому Кук дал название Кейп-Йорк. На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи.

22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом.

Так завершилось открытие пятого континента Земли – Австралии.

Д. Кук был великим мореплавателем VIII века! Он совершил три кругосветных плавания. Во время его плаваний ни один моряк не болел цингой (мучительная болезнь от нехватки витаминов), так как Джеймс Кук всегда запасался большим количеством квашеной капусты. А в ней, как известно, содержится целая кладовая различных витаминов. Советую вам кушать чаще капусту – очень полезно для здоровья! Но, к сожалению, жизнь великого первооткрывателя Австралии трагически оборвалась на Гавайских островах при схватке с туземцами (стр. 3 в атласе).

Найдите место гибели Кука на карте и укажите дату.

5. Заполняют подготовленные таблицы по истории открытия Австралии на основе подготовленных картосхем и сообщений учеников (приложение1).

III. Закрепление изученного материала.

Учитель:

Что делает Австралию Австралией: пыль и зной пустыни или яркие краски Большого Барьерного рифа, “плюшевые медвежата” коала или замечательные прыгуны кенгуру, одичавшие кролики или бесчисленные стада овец. Но главное, конечно, сами австралийцы, их жизнь, быт, нравы и характеры. В книге английского писателя-юмориста есть любопытные строки: “Семь – слышите, не шесть, не восемь, а именно семь! - семь универмагов, в различных городах Австралии были показаны мне с аттестацией “самого большого магазина во всем южном полушарии”. Я насчитал пять стадионов, каждый из которых был “самым крупным в южном полушарии”. Меня познакомили с очень высоким рыжеволосым джентльменом, владельцем фабрики консервированных бобов. Когда он ненадолго отлучился, мой спутник заметил, что он самый высокий рыжий директор во всем южном полушарии...” (Дж. Микеш).

Шутка, но она передает колорит пятого континента: ведь во многом Австралия, вправду, самый... материк. “Самый... Какой?”

Во-первых, самый маленький материк. Площадь Австралии с Океанией составляет всего 9 млн. км2, что, например, в 6 раз меньше Евразии (54 млн. км2). Однако Австралия – единственная в мире страна, занимающая целый материк. И как страна она примерно в 33 раза крупнее Великобритании. Материк-остров!

Во-вторых, самый сухой материк: ведь большую часть его территории занимают пустыни. Материк-пустыня!

В-третьих, самый удаленный материк, именно поэтому Австралия позже других была заселена и освоена европейцами.

В-четвертых, самый малонаселенный материк, т. к. численность населения материка сопоставима с численностью крупнейших городов мира: в Австралии проживает приблизительно 20 млн. человек, в Токио – 12 млн. человек.

И, наконец, самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь больше нигде на земном шаре. Австралия - материк реликтов - животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох.

- Самый низкий

Самый спокойный - здесь нет действующих вулканов.

- Самый плоский

Весь материк занимает одно государство. Материк-государство.

IV. Рефлексия обучающихся.

А сейчас, ребята, я попрошу вас дать оценку нашей совместной деятельности на уроке, используя цветовую гамму самоклеящихся этикеток-стикеров:

  • красный лист – тему урока понял, могу рассказать родителям, друзьям;
  • зелёный лист – тему урока понял, но расскажу с помощью учителя;
  • жёлтый лист – тему урока не понял.

- Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке? Какой образ запомнился вам лучше всего?

Я зачитаю вам вдохновенную речь Жака Паганеля - героя романа Ж. Верна “Дети капитана Гранта” (стр. 268 -269) - с тем, чтобы на следующих уроках вы смогли обсудить достоверность приведенных в ней примеров и фактов.

“А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте себе,

друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например у ехидны и утконоса, что заставило ученых выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины. ...Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!” (Ж. Верн).

IV. Домашнее задание: составить рекламу об Австралии для туристов: “Туристическое агентство приглашает провести каникулы в Австралии” с рисунками и иллюстрациями.

Благодарю всех за сотрудничество на уроке. Было очень интересно работать с вами! На память об уроке друзья из Австралии дарят вам календарики с изображением Австралии!