Открытый урок по русскому языку по теме "Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи"

Разделы: Начальная школа


Тема: Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи.

Цели:

  • формирование умения выделять главные члены в предложениях, в которых сказуемое выражено разными частями речи;
  • продолжить работу над каллиграфией и орфографической зоркостью для закрепления навыков правильного начертания и написания букв;
  • воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность ведения записей в тетрадях.

Оборудование урока: учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, тетради, таблица, картинки для ребуса, картинки с изображением оленей, магнитофон, диск с записью.
Ребус: попугай, рыба, ель, дом, ложка, очки, желуди, ель, нитки, индеец, ель.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Оформление тетрадей;
  3. Постановка темы и целей урока;
  4. Чистописание;
  5. Словарно-орфографическая работа;
  6. Упражнение в определении главных членов предложения (определение сказуемого, когда оно выражено не только глаголом, но и другими частями речи);
  7. Физкультминутка;
  8. Работа по учебнику;
  9. Итог урока;
  10. Дополнительная информация (выступление детей);
  11. Домашнее задание (инструктаж).

Оформление доски:

Восемнадцатое октября.
Классная работа.

Картинки для ребуса

попугай

рыбка

ель

дом

ложка

очки

желуди

ель

нитки

индеец

ель

______________________________________________
______________________________________________
Сп . ши, но не сп . ши!___________________________

Самоанализ урока.(Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сначала поприветствуем гостей, спасибо. Глубоко вздохнули, сделали выдох. Тихо сели.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
Мы за парты сели ровно
И к работе все готово.

II. Оформление тетрадей

– Открываем тетради. Записываем: Восемнадцатое октября. Классная работа.

III. Сообщение темы и целей урока

– О чем будем говорить, вы скажите, когда разгадаете ребус. Для этого нужно сложить вместе первые буквы изображенных на картинках предметов и прочитать полученное слово. (Предложение)
– Тема нашего урока «Предложение». Будем повторять все о предложении, продолжим учиться определять в предложении главные члены, узнаем, какими частями речи может быть выражено сказуемое.

IV. Чистописание

– Запишем тему урока в строке для чистописания:

__________________________________________
Предложение   предложение__________________
__________________________________________
Сп . ши, но не сп . ши!_______________________

– Подчеркните буквы на месте твердых согласных звуков.
– На второй строке запишите предложение: Спиши, но не спеши!
– Какое это предложение?
– Какие еще бывают предложения?
– Объясните правописание пропущенных орфограмм.

V. Словарно-орфографическая работа

– Словарные слова будете записывать так, чтобы слово начиналось с букв в названии темы (например: пенал, рябина, ежевика, дорога, лопата, одежда, животное, енот, народ, Ивантеевка, егерь).

VI. Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули – на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

VII. Упражнение в определении главных членов предложения

– Вернемся к теме урока. Что такое предложение?
– Как найти подлежащее?
– Как найти сказуемое?
Продолжим эту работу по учебнику стр. 54, № 6.
– Прочитайте. Определите, сколько здесь предложений.
– О чем говорится в 1-м предложении?
– Что говорится о ночи?
– Найдите подлежащее и сказуемое.
– Если в предложении нет глагола, то его роль, роль сказуемого выполняет другая часть речи, например краткое прилагательное. Поэтому слово тиха – сказуемое, которое подчеркнем                .
– О чем говорится во втором предложении?
– Что говорится о небе?
– Найдите главные члены предложения.
– Какое слово является сказуемым?
– Как подчеркнем? (             )
– Назовите главные члены 3-го предложения.
– Какою частью речи выражено сказуемое?
Сделайте вывод: всегда ли сказуемое бывает выражено глаголом? (Сказуемое может быть выражено не только глаголом, но и другими частями речи)
– Запишите эти три предложения, подчеркните главные члены.

VIII. Продолжение работы по теме

– Найдите следующее упражнение № 7. Прочитайте задание, подготовьтесь отвечать.
– Какой это текст – описание или повествование?
– На какой вопрос отвечает текст, в котором «рисуют» картины животных? (Какой?)
– Объясните правописание пропущенных орфограмм.
– Прочитайте еще раз 1-е предложение.
– О ком в нем говорится? (Об олене)
– Что говорится об олене?
– Какою частью речи является слово – животное? (Существительным)
– Если оба главных члена предложения выражены именами существительными в И.п., то между ними ставится тире.  Тогда первое слово будет подлежащим,  а второе существительное – сказуемым.
– Найдите в тексте еще одно предложение, в котором сказуемое выражено существительным.
– Запишите эти два предложения, подчеркните главные члены.
Вывод: Какими частями речи может быть выражено сказуемое? (Сказуемое может быть выражено глаголом, существительным и другими частями речи)

IX. Дополнительные сведения по уроку

– Из текста вы узнали как выглядят олени. Но ведь об этих удивительных животных слагают целые легенды и истории. Послушайте одну из них.

Прослушивание звукозаписи «Лесной олень». (Приложение 2)

Выступления детей с сообщениями об оленях. (Приложение 3)

Х. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению упражнения.

– Спасибо за урок!