Материал для проведения семинара-практикума на тему "Эффективное использование тестовой технологии"

Разделы: Общепедагогические технологии


В данной работе представлен практический опыт подготовки и проведении семинара практикума, который не допускает равнодушия, скуки, ожидания окончания “говорильни”, который использует интерактивные формы работы. Это требует от руководителя знаний технологии подготовки и проведения семинара и является большой и напряженной работой.

При подготовке к семинару преподавателям заранее предоставляется теоретический материал для самостоятельного изучения по теме занятия. Вначале семинара обсуждаются теоретические вопросы, затем проводится практическая и заключительная часть. В ходе активной работы в группах преподаватели приобретаю т новые знания и умения, позволяющие в полной мере овладеть данной педагогической технологией.

Цель проведения семинара

Дать необходимые знания, которые помогли бы:

  • отличить хороший тест от плохого;
  • ориентироваться на уже сложившемся рынке тестов;
  • самим правильно составлять тесты.

В своей работе опираемся на материалы, разработанные лабораторией аттестационных технологий (ЛАТ). Все проверки в форме тестов, проводимые в школе, осуществляет эта лаборатория.

План работы

Теоретическая часть:

  • понятие теста в педагогической науке;
  • преимущества тестирования перед другими формами контроля;
  • виды тестов;
  • структура теста;
  • виды тестовых заданий.

Практическая часть:

  • оценка правильности тестовых заданий.

Заключительная часть:

  • разбор практической части;
  • подведение итогов, заполнение отчета.

Теоретическая часть

Понятие теста.

Есть две версии происхождения слова “тест”:

  1. “Тест” — происходит из старофранцузкого языка и имеет синоним “чашка” (этот сосуд использовали алхимики для проведения опытов).
  2. “Тест” происходит от английского слова “test” — испытание, исследование.

Для психолого-педагогической области существует несколько определений понятия “тест”. Эти определения близки между собой и определяют тест как проверку, испытание.

Тест — стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Преимущества тестирования перед другими формами контроля.

Тестирование является одним из методов контроля усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Имеет ряд преимуществ перед традиционными методами контроля, а именно:

1. Обеспечивает объективность контроля.

Исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки, как к кому относимся). Объективен только в том случае, если тест составлен качественно. Предлагается много вариантов, что тоже обеспечивает объективность проверки.

2. Легкая обработка результатов.

Проверять гораздо легче, чем контрольные работы. Экономия времени учителя.

3. Развивает логическое мышление учащихся, внимательность.

Но есть и отрицательные стороны у тестирования:

  • затруднена проверка глубинного понимания материала, хотя и возможна;
  • невозможно проконтролировать случайные ошибки: невнимание учащегося, непонимание задания.

Наилучший эффект дает сочетание тестов с традиционными формами контроля.

Виды тестов

Тест — инструмент для измерения каких-либо свойств личности человека. По тому, какие свойства измеряются, выделяют различные виды тестов:

  • психологические тесты; измеряют психические свойства: интеллект, память, личностные характеристики и т.п.
  • тесты профессиональной пригодности (тесты для пилотов, радиооператоров и т. п.)
  • социологические тесты;
  • культурологические;
    и т. п.
  • педагогические тесты (тесты достижения) — измеряют степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений учащихся.

Структура теста

Интерес к тестам в последнее время заметно вырос, но реальное внедрение их неадекватно интересу.

Для разработки и составления тестов одних только знаний преподаваемой дисциплины недостаточно. Каким бы хорошим учителем вы не были по своему предмету, но без специальных знаний о структуре тестов, о видах тестовых заданий, о принципах построения тестов качественный тест составить нельзя.

Тест — система заданий в соответствующей форме.

Структура теста: раздел курса — тема курса — контролируемый элемент содержания (что конкретно хотите проверить, какое понятие, знание какой формулы, даты и т. п.)

Виды тестовых заданий

Тестовые задания можно классифицировать по уровню сложности и по форме вариантов ответов.

Основное требование к тестовым заданиям: однозначность ответа.

По уровню сложности:

  1. Задания фактического уровня (задания, где требуется умение прочитать, формулировать, идентифицировать).
  2. Задания операционно-алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчет по формуле, описать технологию применения).
  3. Задания аналитическо-творческого уровня (задания, где требуется классифицировать, интегрировать результаты, вывести следствия, определить смысл)

Пример: математика

1. Вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности:

а) всегда острый; б) всегда прямой; в) всегда тупой; г) острый или тупой в зависимости от диаметра окружности.

  1. Окружность, описанная около прямоугольного треугольника с катетами 3 и 4 см, имеет диаметр а) 3 см; б) 4 см; в) 5 см; г) 7 см
  2. Окружность, описанная около тупоугольного треугольника. Ее центр расположен: а) внутри треугольника. б) вне треугольника; в) на одной из сторон треугольника; г) внутри или вне треугольника в зависимости от диаметра окружности.

Пример: иностранный язык

Учебная цель: прочитать и понять текст.

  1. Подчеркните даты в тексте, назовите имена.
  2. Расположите факты в смысловом порядке.
  3. Укажите связи между фактами.

По форме вариантов ответов:

1. Задания открытого типа:

  • вместо многоточия вписать только одно слово или знак, символ и т. п.;
  • вместо многоточия вписать словосочетание, фразу, предложение.

Формулировка задания: закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. п.

Правила составления таких заданий:

  • использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1—2;
  • дополнять нужно наиболее важное — то, что проверяем;
  • дополнение лучше ставить в конце предложения;
  • вопрос формулируем четко;
  • ответ должен быть четким и однозначным.

Эти задания нравятся детям, снижают утомляемость.

Наибольшая трудность при составлении — наличие однозначного ответа.

Пример:

вопрос: Биосфера — это...

ответ: часть геологической оболочки земли, населенная живыми организмами.

(неверно сформулировано)

Лучше так: Часть геологической оболочки земли, населенная живыми организмами называется...

2. Задание закрытого типа альтернативный ответ

Дается два варианта ответов: да/нет или правильно/ неправильно.

Формулировка задания: Верно ли высказывание; отметьте только верные высказывания и т. п.

Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к простому тестированию.

Пример: Багдад — столица Ирана. Да — Нет. (Не очень хорошо, лучше: Столица Ирана — ....)

Подходят такие задания для проверки усвоения сложных определений, сложных процессов, графиков, диаграмм, таблиц, схем, которые могут быть разбиты на части.

Пример:

В определение биосферы входят следующие утверждения:

  1. ... это часть геологической оболочки земли да/нет
  2. ... это часть биологической оболочки земли да/нет
  3. ... это часть гидрологической оболочки земли да/нет
  4. ... это часть, где присутствует воздух да/нет
  5. ... это часть, населенная организмами да/нет
  6. ... это часть, где возможна жизнь да/нет (да-нет-нет-нет-да-нет)

Прямоугольный параллелепипед есть правильная призма да/нет.

(Хороший вопрос, проверяет глубокое усвоение понятия, умение сопоставлять и делать выводы.)

Правила составления таких заданий;

  • вопрос должен содержать одну законченную мысль;
  • в вопросе надо избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе (“иногда”, “обычно” и т. п,)
  • вопрос должен быть четко сформулирован, избегать слов “мало”, “много”, “меньше”, “больше” и т. п.
  • не должно быть пространственных выражений и вопросов типа “Не считаете ли вы, что...”
  • число ответов “да” и “нет” в тесте должно быть приблизительно равным, чтобы исключить тенденцию отвечать одинаково.

3. Задание с множественным выбором

Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формулируется задание и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было не менее 3 правдоподобных ответов, похожих на правильные.

Правила составления таких заданий:

  • вопрос должен содержать только одну мысль или утверждение;
  • все ответы должны быть грамматически согласованы с основной частью задания;
  • как можно реже использовать отрицание в основной части;
  • ответ не должен зависеть от предыдущих ответов;
  • лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ;
  • место правильного ответа не должно повторяться из вопроса к вопросу;
  • если ставится количественный вопрос, то ответы располагаются от меньшего к большему;
  • правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.
  •  

4. Задания на соответствие

Это задания где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков.

Формулировка задания: установите стрелочками соответствие и т. п.

Подходят эти задания для выяснения фактической информации. Главный “минус” этих заданий — тривиальность (простота) тестирования.

Для усложнения заданий и исключения угадывания длина списков не должна совпадать.

Пример: Укажите буквой, какому автору принадлежат книги, указанные в следующем списке (оставить не заполненной графу напротив книги автор, которой не указан в левом списке).

Автор Произведение Буква
А)Диккенс Ярмарка тщеславия  
Б) Скотт Уэверли  
В) Смолетт История двух городов  
Г) Теккерей Утерянный рай  
  Памелла  
  Гамфлри Клинкер  
  Лунный камень  
  Черный карлик  
     

Правила составления таких заданий:

  • число данных одного списка не должно превышать 10;
  • все списки должны помещаться на одной странице;
  • все ответы по конструкции должны быть однородны.

Итог теоретической части

1. В тесте должны использоваться различные виды тестовых заданий для лучшего восприятия, избежания утомляемости.

2. Задания в тесте должны идти по каждой теме от простого к сложному.

3. При составлении заданий или при оценке имеющегося теста необходимо, чтобы соблюдались правила, предъявляемые к различным видам заданий.

4. Необходимо избегать тривиальности тестовых заданий.

Практическая часть

Творческая группа разбивается на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается найти недостатки в предложенной формулировке задания и исправить их.

Задание 1

Найдите недостатки в приведенном задании и предложите пути их устранения.

Вместо многоточия впишите пропущенные слова:

Имя ... — самостоятельная часть речи, которая обозначает ... и отвечает на вопросы ...? ...?

(Ответ: существительное, предмет, кто, что.)

Задание 2

Найдите 2 недостатка в приведенном задании альтернативных ответов и предложите пути их устранения.

Обведите кружком тот вариант ответа “да” или “нет”, который вы считаете правильным.

Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает ...

  • число да\нет
  • количество предметов да\нет
  • порядок предметов при счете да\нет
  • отвечает на вопрос сколько? который? да\нет (Ответ: да, да, да, да)

Задание 3

Найдите 3 существенных недостатка в приведенном задании и предложите пути их устранения.

Как известно, сахар является одним из важнейших продуктов питания. Какие из перечисленных стран являются крупными экспортерами сахара:

а) США; б) Китай; в) Бразилия; г) Куба.

(Ответ: в) Бразилия, г) Куба)

Задание 4

Найдите 2 существенных недостатка в приведенном задании и предложите пути их устранения.

В каком году основаны города С.Петербург и Рязань?

а) 1095 и 1703; б) 1078 и 1713; в) 1705 и 1805; г) 1090 и 1701

(Ответ: а) 1095 и 1703)

Требования к составлению тестовых заданий

Задание должно:

  1. Содержать одну законченную мысль.
  2. Быть однозначным (недопустимо двусмыслие или неточность формулировки).
  3. Быть по теме контроля.
  4. Быть кратким.
  5. Быть независимым от других заданий теста.
  6. Иметь простую структуру текста задания.
  7. Не содержать вопроса с Подвохом.
  8. Быть согласованным по грамматической форме.
  9. Содержать в основной части больше слов, чем в тексте ответа.
  10. Не иметь возможности догадаться при выборе ответа:
    а) вербальные ассоциации;
    б) содержать однородные слова в ответе;
  1. Иметь случайное расположение правильных ответов.
  2. Иметь не зависимые друг от друга ответы.
  3. Не содержать двойного отрицания.

По окончании семинара каждому участнику может быть предложен раздаточный материал типа памятки “Требования к составлению тестовых заданий”, “Виды тестовых заданий” и др. Также предлагаю использовать презентацию для более наглядного восприятия материала. Внимание! Смена слайдов в презентации осуществляется при помощи кнопки клавиатуры “вправо”. Успехов вам, коллеги!

Приложение 1.ppt

Литература

  1. Е.В. Советова “Педсовет. Практическое руководство для директора школы”, Ростов-на Дону, издательство “Феникс”2005 г.
  2. М.Н. Недведская “Кто поможет молодому педагогу?”, Москва 2005 г.