Эффективность использования информационных технологий в процессе преподавания филологических дисциплин

Разделы: Русский язык


Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить ее.
Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз,
а если научите ловить, то накормите на всю жизнь.
“Самое главное приобретение, которое необходимо сделать
ребенку в период школьного ученичества – это;
чувство собственного достоинства, вера в себя,
то, что он знает, умеет и может”.
В.А.Сухомлинский

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты). Все это позволяет не только познакомить учащихся с текстами художественных произведений, литературоведческими и искусствоведческими источниками, но и расширить представление о личности писателя, попасть в творческую лабораторию писателя, совершить заочные литературные экскурсии (например, экскурсия по Петербургу при изучении творчества Достоевского), познакомить с интерпретациями литературного произведения в других областях искусства: живописи, графике, архитектуре, музыке.

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.

Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:

  • изучение новых знаний и формирование новых умений;
  • практического применения знаний, умений;
  • обобщения и систематизации изученного;
  • контроля и коррекции знаний, умений;
  • комбинированные (смешанные),

На всех этапах уроков русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования (в качестве источника дополнительной информации по предмету, способа самоорганизации труда и самообразования, возможности реализации личностно-ориентированного подхода в образовании), как электронная домашняя работа, презентации, тесты.

Форма подачи теоретического материала может быть различной.

Лекция, продолжая оставаться традиционной формой обучения в школе, в современных условиях нуждается в обновлении. Информатизация образования развивается на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий. Развитие познавательной активности школьников во многом зависит от умения учителя организовать учебно-познавательную деятельность каждого ученика. И здесь большую роль играет компьютерная визуализация учебной информации, позволяющая поставить изучение филолого-литературных курсов в школе на принципиально новый уровень, который дает возможность не только повысить интерес учащихся к изучению предмета, но и раскрыть их творческий потенциал.

Применение мультимедиа-презентаций в виде опорного конспекта лекции, включающего демонстрацию слайдов, видеофрагменты с текстовыми комментариями позволяет:

  1. повысить эффективность и качество образования за счет внедрения новых информационных технологий;
  2. осуществить индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к обозначенной цели в результате выполнения заданий различной сложности);
  3. формировать информационную культуру школьников, развивать умение осуществлять обработку информации (в процессе совместной, а затем самостоятельной подготовки отдельных тем).

Очень эффективным является наглядное раскрытие содержания правил с помощью схематических таблиц и рисунков, поскольку такая форма наглядности стимулирует познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Варианты использования Microsoft PowerPoint в работе с учащимися:

  1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.(см. Приложение 1)
  2. Наглядная демонстрация процесса:наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование физических опытов, построение географических карт и т. д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.
  3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:
    -подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;
    -создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.
  4. Совместное изучение источников и материалов: совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).
  5. Корректировка и тестирование знаний:
  • проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;
  • работа с тестирующими системами и тренажерами,
  • создание контрольно-измерительных материалов средствами PowerPoint в занимательной форме.

Вариант такого пособия – урок-игра “Город Прилагательного” (см. Приложение 2) по теме “Имя прилагательное. Закрепление изученного. 6 класс”. Цели: способствовать закреплению изученного материала по теме “Имя прилагательное”, проверить качество знаний, развить навыки работы с компьютером, помочь становлению нравственной культуры( самооценка, честность по отношению к себе и окружающим), формирование работы в коллективе(если работа проводится в группах), навыков менеджмента.

Форма проведения: индивидуальная либо групповая под наблюдением стороннего человека, имеющего на руках пакет ответов и способного проверить работу.

Оборудование: компьютер, презентация-игра, маршрутно-оценочный лист, инструкция к применению, карточки-ответы для проверяющего

Методы и приемы: дедуктивный, нетрадиционная форма опроса, задачи исследовательского характера

Ход урока (групповой вариант)

1. Организационный момент. Разбивка на 5 групп по 4 человека + 5 “наблюдателей”(наблюдателей можно протестировать заранее, либо опросить по другой схеме)

2. Целеполагание и создание мотивации (учитель объясняет правила игры, озвучивает цели и задачи урока- н-р : “ Сегодня необычный урок…Ваша цель – набрать наибольшее количество баллов при преодолении препятствий, что ожидают вас в городе и замке. 1 участник группы должен выполнить не менее 2 заданий. Помните, от каждого из вас будет зависеть результат и оценка товарищей по команде. Любая ваша ошибка- снижение баллов всей команде. Но сначала нужно заполнить первую строчку маршрутного листа”.). Заполнение маршрутного листа.

3. Ход игры:

  • преодоление городских ворот: синтаксическая роль прилагательного. Штрафное задание: распознавание прилагательного в тексте (с наблюдателем) – работа в презентации.
  • Центральная площадь: разряды прилагательных ( с наблюдателем).
  • ров (ступеньки лестницы): образование степеней сравнения прилагательных.
  • страж в воротах замка: знание грамматических признаков прилагательного (с наблюдателем)
  • замок. 5 этажей (работа под наблюдением в презентации):
  • Правописание НЕ с прилагательным – 6 баллов,
    Правописание Н и НН в прилагательных – 4 балла,
    Правописание суффиксов К и СК – 8 баллов.
    Правописание сложных прилагательных – 4 балла,
    Правописание гласных после шипящих в суффиксах прилагательных – 8 баллов.

4. Подведение итогов. Выставление отметок. (Для объективности оценки можно предложить самим учащимся оценить друг друга, поставить отметки, обсудив их всей группой).

Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, обеспечивают качественно новый  уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации, с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно быстро проводить разнообразные виды ФОПД: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Информационные технологии в полной мере позволяют учитывать ориентацию класса и индивидуальные наклонности учащихся. Школьники могут выполнять проекты по теме, выбранной самостоятельно или предложенной учителем, с использованием готовых программных продуктов или самостоятельно разработанных компьютерных материалов, с помощью приложений Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. Мультимедиа-презентации предполагают включение вопросов и заданий разных видов, из которых наиболее целесообразны следующие:

  • задания, направленные на анализ иллюстраций, репродукций картин, фрагментов киноверсий с целью более отчетливого представления исторической обстановки, бытовых реалий, характерных для культуры античности, которые с трудом воспринимаются детьми при чтении художественных произведений;
  • задания, нацеленные на сопоставление литературного образа, нашедшего отображение в других видах (в скульптуре, живописи, музыке и т.д.), сравнение репродукций картин разных художников;
  • творческие задания, ориентированные на создание развернутых связных устных и письменных высказываний разных жанров (создание сценария, подготовка рассказа экскурсовода, проводящего экскурсию в картинной галерее или в библиотеке, написание пьесы на сюжет древнегреческого мифа и ее иллюстрирование, отбор произведений для литературных сборников и их оформление, написание к ним вступительной статьи и пр.).

Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект:  восприятие   учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный  аспект:

  • воспитание научного мировоззрения;
  • воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

А использование мультимедиа-презентаций в преподавании способствует:

  • созданию наглядной зрительной опоры для образного восприятия материала школьниками;
  • развитию познавательной деятельности учеников, их творческой активности и самостоятельности;
  • созданию проблемных ситуаций, в результате решения которых осуществляется перенос с обучающей деятельности учителя на познавательную деятельность ученика.

И, в заключение, к несомненным достоинствам такой формы проведения занятий можно отнести:

  • стимулирование интереса к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;
  • исследовательский характер;
  • развитие навыков коллективной работы;
  • сотрудничество между учащимися и учителем.