Интеллектуальные игры во внеурочное время

Разделы: Начальная школа


“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений”

Л.Н. Толстой

Дети – это чудо природы. Работа с ними для меня – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. Мои дети в классе очень активные и подвижные, поэтому движение имеет важное значение в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка; двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие, уровень функциональных возможностей, физической подготовленности и работоспособности. Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил. Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от “столкновения” с новым учебным материалом – всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлечённость им. Если учитель хочет достичь лучшей работы мысли нужно заботиться о том, чтобы деятельность стимулировалась эмоционально. Эмоциональная сторона не менее важна, чем мыслительная деятельность, а желание учиться, в конечном итоге, помогает формировать личность любознательную и творческую.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо. Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно? Учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это “новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества” (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что “инкубатором” самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Использование на уроках групповой работы убеждают в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность, дети точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

В целях формирования и развития учебной мотивации старалась создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:

  • быть признанным, принятым;
  • принадлежать к общности, к коллективу;
  • самостоятельно достигать успеха, признания;
  • самореализацию своего “Я”;
  • видеть в учителе друга, союзника и помощника.

Во внеклассной работе использую материал, повышающий интерес к предмету, а также дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки, что создаёт условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся. Стараюсь формировать их средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врождённой любознательностью младших школьников. Занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых “почему” там, где, казалось, всё ясно и понятно на первый взгляд. На мой взгляд, необходимо создавать для учащихся комфортную и, может быть, даже праздничную атмосферу, чётко организовать работу, проследить за тем, чтобы задания были сформулированы грамотно и понятно.

В нашем классе мы стали проводить интеллектуальные игры и расширили поле применения интеллектуальных способностей, знаний, умения работать в группе сменного состава, возможность блеснуть своей эрудицией, показать смекалку, умение соревноваться, возможность творчества. На уроках практиковали проведение минуток отдыха и минуток юмора, когда позволяла тема урока, использовали загадки, кроссворды. Детям на уроках не хватало этого пространства. УМК “Гармония” предусматривает творческие работы детей по окружающему миру. Я провела такие: “Нарисуй растение”, (аппликации)“ Грибы”, “Бабочки”. В классе прошло коллективное обсуждение, как выполнить работу, что можно нарисовать и интересное рассказать об этом растении. У детей было время для домашнего творчества, при необходимости дети консультировались с учителем, находили нужную литературу, выясняли, как лучше нарисовать, сделать аппликацию. Не все родители оказались в стороне от нашего творчества. Но вот работы готовы. Мы заранее обговорили, что размер рисунка (аппликации) – формат А-4. Все работы вложены в папку. Дети рассказали о своей работе, посмотрели рисунки своих одноклассников. Сколько было старания, желания поделиться интересным! При подведении итогов было предложено несколько номинаций: “Оригинальность”, “Техническая сложность”, “Творческий подход”, “Достоверность”, “Энциклопедические знания” и др. Предложено много номинаций для того, чтобы отметить работы как можно большего числа детей. Ведь многие выполняли работу самостоятельно, без помощи родителей, очень старались и хотели, чтобы их усилия были оценены. В подведении итогов принимали участие дети, родители, учителя, работающие в нашем классе. С детьми были обсуждены “сильные” стороны понравившихся работ, рассмотрены типичные ошибки. Всех интересовал вопрос: “Как можно было ещё сделать?”, “Какой материал лучше использовать при изготовлении аппликации?”. Победителям были вручены грамоты по разным номинациям. С родителями заранее обговорили возможную помощь, но самостоятельность ребёнка всё, же на первом месте. (Подробнее об этом можно прочитать в материалах фестиваля “Открытый урок” 2006-2007).

Мои первоклассники стремились к соревнованию, хотели показать свои умения, творческие способности. Первую викторину “Растения” проводили в классе после подведения итогов творческой работы. За правильные ответы дети получали жетоны-цветочки, чтобы легко было подводить итоги. После завершения викторины дети сделали аппликации из полученных цветочков. Каждый ребёнок свою работу вложили в портфель достижений, а победители получили грамоты.

Рисунок 1

В январе 2007 мы провели турнир “Знаете ли вы сказки?”. Соревновались уже две команды (деление на команды проводилось по жеребьёвке). Каждая команда выбрала капитана и название, получила домашнее задание и готовилась к турниру. Учитель консультировал детей, помогал распределить обязанности, объяснял, как лучше выполнить домашнее задание. Дети все хотят участвовать и сразу, поэтому важен был подготовительный этап. Учились мы не только выигрывать, но и проигрывать, а главное – не падать духом, своевременно собраться. За правильные ответы дети получали шарики-кружочки. Снова подвели итоги, разница была в 1 балл. Капитаны получили грамоты.

В феврале в нашей школьной жизни произошло важное событие – мы закончили изучать первую школьную книгу – АЗБУКУ. В этот день проводили в классе конкурс “Буквознайка”. Дети показали знание букв и звуков русского языка, умение читать, отгадывать загадки, знание детских произведений. В этот день проводились игры, мы рисовали забавные рисунки, пели и танцевали. За правильные ответы ученики снова получали “жетончики”. Победители были награждены грамотами и медалями. Родители подарили детям очень интересные книги А. А. Плешакова “Зелёные страницы” и “Атлас – определитель. От неба до земли”. Для многих детей эта книга стала настольной. Дети не только читали сами, но и рассказывали друг другу о прочитанном.

В марте 2007 года провели в классе математическую игру. Играли две команды: “Циркуль” и “Лучи”. Подготовительная работа включала: деление на команды, выборы капитана, распределение обязанностей по выполнению домашнего задания, название команды, подготовка к соревнованию. В упорной борьбе оказалась ничья: сколько переживаний, радости и огорчений пережили ученики. Каждая команда сделала аппликацию из полученных фигурок – жетонов. Снова капитаны получили грамоты.

Рисунок 2

Рисунок 3

Мои дети любят ходить в гости к доброй, весёлой, отзывчивой хозяйке лицейской библиотеки Елене Степановне Рязанцевой. В уютном читальном зале читали первоклассники детские журналы: “Мурзилка”, “Весёлые картинки”. Конечно, были и такие, которые только смотрели картинки, отгадывали загадки и разгадывали кроссворды. Елена Степановна обаятельный человек, умеет заинтересовать своих маленьких читателей, находит время, чтобы побеседовать о прочитанной книге. Дети с радостью приходят в библиотеку. В мае 2007 года провели очередной конкурс “Знаете ли вы сказки А.С. Пушкина?”. У нас соревновались две команды: “Белочка” и “Рыбка”. В этот раз команда “Рыбка” немного растерялась и стала проигрывать, а два игрока: Никита и Ярослав, заявив, что они будут играть до конца, смогли команду свою вывести вперёд. После игры мы, конечно, обсудили результаты и выяснили ошибки команд, предложили пути их устранения. В этот раз помимо награждения команд были отмечены и отличившиеся игроки медалями “За волю к победе”.

При проведении командных соревнований есть несколько советов:

  • разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить продукт своего труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе не приходится ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. В результате работы приходишь к выводу, что

  • организация групповой работы:
  • создает комфортные условия для общения учащихся;
  • способствует развитию способности в группе решать сложные задания, вплоть до построения новых заданий, повышению уровня самооценки, а значит, самореализации своего “Я”;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  • сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

На команды мы пробовали делить по желанию, по жеребьёвке, по месту посадки. Лучший результат был, когда команды формировались по жребию. Трудности были с переживаниями победы и особенно проигрыша. Бурно ученики радовались победе, не всегда соблюдали уважение к сопернику, поэтому в классе обговорили и ввели правила честной игры и состязаний:

  1. Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выиграть и добиться победы нечестным путём. Только честная борьба, иначе и победа неинтересна.
  2. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
  3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись, ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть произошло поражение.

Правила дружной работы в команде:

  1. Распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто, что будет делать. Учитывайте, кто что хочет и умеет делать.
  2. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше. Нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе.
  3. Каждый выполняет работу на совесть.
  4. По ходу работы узнавай, как идут дела у других. Помоги, научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа; учись сам пользоваться советами других.

Правила вежливости:

  1. Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
  2. Будь всегда приветлив.
  3. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Проводили разбор ошибок. Не всё получалось сразу, но мы упорно вели кропотливую работу. Почему мы работали только в этом направлении? Наши первоклассники уже с сентября занимались вне школы в секциях и кружках, посещали музыкальную школу, изостудию и т. д.

В конце учебного года мы подвели первые итоги нашей работы. Дети представили собственные достижения в папках достижений, рассказали о своих успехах на занятиях кружков и секций. В нашем классе есть свои художники, спортсмены, певцы. Мы пришли к выводу: все наши первоклассники стали учениками. Дети получили “Свидетельство об окончании 1 класса”, “медали” за особые успехи в разных видах деятельности.

Рисунок 4

Без помощи родительского комитета трудно было бы одному учителю вести такую работу. Родители поддержали наши с детьми начинания, многие стали активными помощниками в работе. В классе мы старались создать максимально благоприятные условия для раскрытия способностей и дарований учащихся. Смыслом нашей работы с родителями становилось развитие ученика.

Литература

  1. “Азбука нравственного воспитания”, под ред. Каирова И.А. и Богдановой О.С., Москва, 1979 г.
  2. Богоявленская Д.Б. “Интеллектуальная активность как проблема творчества”. Ростов-н/Д, 1993.– с. 225
  3. Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995. – с. 202
  4. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997.
  5. Букатов В.М., Ершова А. П. “Я иду на урок”. Хрестоматия игровых приёмов обучения, Москва, “Первое сентября”, 2002
  6. Тихомирова Л.Ф. “Математика в начальной школе”. Развивающие игры, задания, упражнения. Творческий Центр, Москва, 2001.