Развитие внимания младших школьников на уроках математики

Разделы: Начальная школа


 

Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для более эффективного усвоения материала. Только научив детей быть внимательными, учитель может рассчитывать на успех учебной и воспитательной работы.

По словам психолога А. В. Либина, внимание – один из центральных, «сквозных» психических процессов, связанный со способностью субъекта сосредоточивать свою активность на реальном или воображаемом объекте в данный момент времени. Внимание является необходимым условием выполнения любой деятельности. Если ученик внимателен, то он включен в работу, у него возникает интерес выполнять то или иное задание. Поэтому задача учителя – так организовать занятия учащихся, чтобы побудить младших школьников к работе, вызвать интерес к ней.

Обучение в школе, организация учебной работы в классе ставит ребенка в новые условия, формирующие и воспитывающие его внимание. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться, а, следовательно, и возникновение интереса к деятельности) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению может быть разной.

Есть ученики, которые приходят в первый класс, будучи внимательными от природы, но есть и такие, которые читают текст много раз и не могут его понять, сосредоточиться. Это можно объяснить тем, что произвольное внимание (т.е. сознательно направляемое и регулируемое внимание, при котором субъект сознательно избирает объект) у школьников 6 – 7 лет недостаточно развито. У детей этого возраста преобладает непроизвольное внимание.
На уроках математики в первом классе необходимо использовать задания, способствующие развитию произвольного внимания.
На первом этапе можно предложить учащимся следующее задание:

- Назовите геометрические фигуры, изображенные на рисунке.
- Сколько на рисунке треугольников? Сколько кругов?
- Раскрасьте фигуры в синий цвет.

Далее предлагается следующее задание:

- Назовите геометрические фигуры, изображенные на рисунке.
- Посчитайте, сколько на рисунке кругов? Треугольников? Квадратов?
- Раскрасьте треугольники в зеленый цвет.

На следующем этапе это задание можно усложнить, предложив детям раскрасить фигуры в разный цвет.

- Назовите геометрические фигуры, изображенные на рисунке.
- На сколько треугольников больше, чем кругов?
- На сколько кругов больше, чем квадратов?
- Раскрасьте квадраты красным цветом, а треугольники – желтым.

Данные задания на уроках математики необходимо использовать систематически, придерживаясь принципа «от простого к сложному».
Таким образом, если учитель включает подобные задания в урок математики в 1 классе, он заинтересовывает детей, а, следовательно, развивает произвольное внимание младших школьников.

Список литературы:

  1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие детей на уроках математики// Начальная школа. – 1991. - №7 с. 25 - 27
  2. Гамезо М.В. Психология. – М.: Просвещение, 1982. – 135с.
  3. Тихомирова Л.Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских садов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.
  4. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 224с.