Классное руководство в классе по программе VII вида (ЗПР)

Разделы: Классное руководство


“...Нельзя воспитывать по чужой педагогической системе как бы ни была она стройна и хорошо обдумана...” К.Д. Ушинский

Планирование воспитательной работы является существенным звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Составить план - значит, продумать и представить себе, в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, ее организацию и результаты. Поскольку класс является компонентом воспитания, а классный руководитель - ключевой фигурой воспитательного процесса, внутриклассная деятельность выдвигается на первый план. Она чрезвычайно важна потому, что самым непосредственным и быстрым образом выходит на личность ребенка. Воспитательная работа имеет свою специфику в зависимости от особенностей класса.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, а в сознании многих - вакуум. Воспитывая детей, мы обращаем их взор к доброму, вечному, благому. Средства массовой информации - это мощнейшее средство воздействия на человека, а на ребенка тем более. В этих трудных условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания детей, раскрыть ее духовные качества, раскрыть нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор. Вот это является главным в работе с детьми. Изгнание пионерских и комсомольских организаций из школ в конце 80-х годов лишило школы ядра, вокруг которого вращалась воспитательная деятельность. Постепенно рассыпались и все воспитательные системы. На государственном уровне концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений была предложена в 1999 г. В течение этого времени была некая неопределенность, растерянность, даже полное отрицание разумности, воспитательной деятельности. Функции классного руководителя снизились до контроля над успеваемостью учеников, ведения классного журнала и проведения один раз в четверть родительских собраний по итогам успеваемости. В моем классе 10 человек, из них 9 мальчиков и 1 девочка. Двоим из детей 7 лет, после детского садика, остальным 8 лет, которые уже учились в первом классе. В первые дни занятий в школе была проведена психологическая диагностика. Результаты были следующие не умение слушать взрослого, выполнять простейшие указания, не умеют дружить, не желают участвовать в коллективных творческих делах класса (на среднем уровне – 3 ч., на низком уровне - 7 ч.). Анкетирование родителей дало мне сведения о психических и физических особенностях их детей. Все дети имеют различные заболевания. Исходя из данных анкет, я получила сведения о социальном статусе семей: в классе есть неполные семьи, есть многодетные, малообеспеченные семьи. Полученные данные позволили мне сформулировать цель воспитательной работы: создать в классе такие условия, чтобы в конце учебного года дети меньше болели, были дружными, любили школу, охотно учились, с удовольствием принимали участие в делах школы и класса.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • прививать детям любовь к труду, навыки культурного поведения, соблюдение личной гигиены;
  • оказывать помощь в учении и в разумной организации досуга;
  • осуществлять совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья;
  • поддерживать постоянную связь с родителями;
  • способствовать участию детей в секциях, в кружках.

В воспитательной работе моего класса осуществляется самоуправленческая деятельность в разных видах:

а) ежедневное чередование поручений;

6) игры-путешествия;

в) участие в общешкольных мероприятиях;

г) дежурство по школе;

д) участие в работе классных мероприятиях.

Использую разные формы, методы, приемы воспитания: это занятия творческого характера; ролевые игры; дидактические сказки; КВН; викторины; конкурсы. Все это направлено на создание отношений товарищеской заботы, представление раскрыть свои способности, чтобы каждый ребенок с удовольствием и радостью ходил в школу. С целью оценить полученный результат, я разработала критерии:

  • Влияние воспитательной работы на формирование индивидуальности.
  • Удовлетворенность родителей (благополучие в классе)
  • Конкурентоспособность (анализ результатов на основе изменений в своем классе)

Класс является учебной группой пониженного уровня обучения 7 вида (задержка психического развития). Все дети были зачислены в этот класс на основании результатов медико-психолого-педагогической комиссии при управлении образования г. Добрянки. В своей деятельности я реализую идеи и принципы успешного обучения, применяю в учебном процессе систему дифференциации, использую в учебной и внеклассной деятельности творческую работу, развиваю интеллектуальность, нравственность, коммуникативность, эстетичность и физический потенциал личности каждого учащегося. Отношение к ученикам доброжелательное, со вниманием, стараюсь верно, оценить педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант ее решения. При помощи интуиции чувствую изменения в личности ребенка и выбираю адекватные способы педагогической поддержки или коррекции этих изменений. Потребность в более глубоком и детальном познании психолого-педагогических закономерностей и формирования личности ребенка, являются для меня наиболее значимой. Свой педагогический арсенал постоянно пополняю новыми идеями, подходами, формами, методами и приемами, хотя следует подчеркнуть, что новшество не самоцель, а прежде всего обогащать воспитательное пространство класса, в котором развиваются ученики. В своей практической деятельности я стремлюсь действовать в соответствии с парадигмой гуманистического личностно - ориентированного образования и воспитания. Особое внимание меня привлекла идея использования системного подхода в воспитательной работе. С этой целью я внимательно изучала научно- методическую литературу, получала консультации у руководителей методических объединений. В деятельности по моделированию воспитательной работы могу выделить три основных направления:

  • первое “Давайте познакомимся” (изучение индивидуальных характеристик учащихся, родителей);
  • второе “Давайте жить дружно и интересно!” (деятельность по сплочению коллектива и развитию класса);
  • третье “Давайте помечтаем!” (совместная работа педагога и родителей по проектированию перспектив).

Спланировать воспитательную работу невозможно без глубокого и детального изучения потребностей, интересов, склонностей и других личностных качеств учащихся. Поэтому в плане воспитательной работы предусмотрены дела, направленные на познание личности, на знакомство их друг с другом, на проявление индивидуальных особенностей учеников и их родителей.

В первый учебный день, в форме урока “Давайте познакомимся” приняли участие первоклассники и их родители. Учащиеся рассказывали о себе, о своих интересах, увлечениях. Так непринужденно знакомились мы друг с другом. Я внимательно наблюдала за учащимися и получила о них важную и полезную информацию, которая дополнила материалы МППК:

  1. Состояние здоровья;
  2. Развитие речи, мышления, памяти;
  3. Характерные особенности поведения;
  4. умения контролировать свои действия;
  5. Связность речи;
  6. Рекомендации для учителя, логопеда и психолога школы.

Новые сведения об учащихся я получала при посещении их на дому. В течение первого полугодия я посетила все семьи. Во время общения старалась создать атмосферу откровенности, доверия, открытости к диалогу и сотрудничеству, чтобы глубже понять ребенка и его родителей, отчетливо представить обстановку, условия, среду формирования личности. Не упускаю возможности в получении новых знаний о своих учениках при проведении внеклассных мероприятий. Часто включаю диагностические элементы в занятия по валеологии, этической грамматике. Важную информацию я получила при проведении конкурса рисунков “Моя семья”, “Цветок настроения”, “Давайте жить дружно!” Чтобы построить такую жизнедеятельность в классе нужно потрудиться. В течение десяти дней на коррекционных занятиях проходили курс “Введение в школьную жизнь” разработанный известными учеными- психологами Г. А. Цукерман, К.Н.Поливановой. Учащиеся на этих занятиях играли с удовольствием в дидактические игры на конструирование, классификацию, смекалку, запоминание, внимание. Осваивали сложные умения и навыки сотрудничества, общения с учителем и одноклассниками. В результате

этого первоклассники значительно быстрее и менее безболезненно прошли адаптационный период. Сплочению коллектива способствовала разнообразная и интересная внеклассная деятельность: “День знаний”, “В первоклассники”, “Осенние именины”, “Новый год”, игра “Если вы вежливы”, “Поле чудес”, “День здоровья”, конкурсы рисунков, поделок, соревнования “Веселые старты”.

За первое полугодие проведено десять тематических классных часов, восемь валеологических занятий, восемь занятий по ОБЖ, восемь библиотечных часов, восемь занятий по этической грамматике и развитию творческих способностей. Очень хочется, чтобы каждый ребенок попробовал свои силы и нашел любимое дело. Иногда провожу занятия, которые специально посвящены выработке взглядов на будущее. Совместная деятельность педагога, учащихся и родителей помогает целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных проблем. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности достижению более существенных результатов в духовном, физическом развитии учащихся, в формировании индивидуальности.

В результате проводимых мероприятий исчезла агрессия, конфликты, они стали чувствовать себя комфортно, заметны успехи в обучении и воспитании, родители удовлетворены этими результатами. Стало заметно, что ученики стремятся помочь друг другу, познать новое, поучаствовать в мероприятиях класса, школы, да и просто пообщаться.

В заключении хочу перечислить педагогические технологии и инновационное содержание образования, используемые в работе с детским коллективом: курс “ Введение в школьную жизнь” адаптационно-развивающий, курс “Речь и культура общения” - коммуникативно-коррекционный. Курс “Я и мое здоровье” - забота о своем здоровье. Курс “Занятия развитием” - психолого-коррекционный и коммуникативно-коррекционный. Курс “Изобразительное искусство” - развивающий мелкую моторику рук. Курс “Ритмика” - развитие физической культуры. Психолого-коррекционное сопровождение учащихся, логопедо-коррекционное сопровождение учащихся, социально-защитное сопровождение учащихся.

Предполагаемые результаты работы классного руководителя:

  • знание и понимание детьми основных праздников;
  • перенесение игр в повседневную деятельность;
  • охотное, без принуждения, участие в деятельности класса, школы;
  • развитие личности;
  • нравственная ориентация школьников;
  • степень соответствия реального облика ученика образу выпускника первой ступени.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. Проведение родительских собраний: “Создание комфортных условий для ребенка в дни учебы”. “Особенности семейного воспитания”.
  2. Индивидуальные беседы с родителями. Знакомство родителей с режимом ГПД.
  3. Привлечение родителей к проведению бесед, культурно-массовых мероприятий.
  4. Привлечение родителей к учебно-воспитательной работе.