Привлечение к чтению с помощью информационных технологий

Разделы: Литература, Информатика, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


“Чтение – только начало.
Творчество жизни – вот цель!”
Н.А.Рубакин

С каждым годом программы обучения усложняются и совершенствуются. Естественно, что в связи с этим повышается роль и значение школьных библиотек. Они становятся центрами информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся, а их сотрудники - партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи. Наша школьная библиотека МОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска, сохраняя традиции, ищет новые, современные формы работы с книгой, в помощь общеобразовательному процессу школы. Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео-фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение книги.

Компьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение последних десятилетий, не могла не затронуть систему народного образования. Персональный компьютер с одной стороны стал объектом изучения учебного процесса, а с другой – сам явился ценным средством обеспечения общего процесса образования.

Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу к его изучению. Чаще всего младшие школьники видят компьютер как интеллектуальную игрушку, а старшие учащиеся мало уделяют времени работе за компьютером в связи с загруженностью другим предметами.

Рассмотрим некоторые приемы и методы повышения интереса к чтению учащихся с применением информационных технологий на разных ступенях образования.

Библиотека провела социологическое исследование “Читатель ХХI века”, чтобы ответить на вопрос: что и сколько читают сегодняшние школьники? Выяснилось, что ученики младших классов читают больше старших товарищей – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе. У старшеклассников же остается очень мало времени на досуговое чтение. А когда есть возможность, они выбирают фэнтези, фантастику, любовные романы и детективы. Из периодических изданий чаще предпочитают “Glamour”, “Cosmopolitan”, “Хакер”, издания пестрящие яркими иллюстрациями, зачастую дети просматривают их не читая.

Анализируя анкетные данные, дневник читательских интересов, наша библиотека поставила перед собой следующие задачи:

  • учить читать,
  • воспитывать творческого читателя,
  • привлекать к чтению подрастающее поколение,
  • формировать у читателей отношение к книге как к источнику человеческого опыта, постоянному партнеру в общении,
  • а также отношение к библиотеке как к информационному центру, как к центру духовной культуры, как к образовательному центру, воспитательному центру.

Медиатека является информационным центром для учителей и учащихся школы. Читальный зал школьной библиотеки расширяет свои функции от обычного места хранения и выдачи книг до места эффективной работы с информацией на различных носителях. Учителям предлагаем для использования на уроках те видео-, аудио- и мультимедийные издания, которые имеются в школьной медиатеке. В читальном зале есть компьютерная зона, 3 компьютера для читателей, сканер, проектор, телевизор, видеомагнитофон, ксерокс, музыкальный центр. Предполагается компьютерная сеть и вход в Интернет.

Создан медиафонд, который насчитывает 661 документов на нетрадиционных носителях информации, создана картотека.

Библиотека постоянно информирует педагогический состав, учащихся о новых поступлениях медиаресурсов (информационный бюллетень, буклеты), в помощь учебно-воспитательному процессу выпускает рекомендательные списки к тематическим классным часам, знаменательным датам, к предметным неделям, к месячнику патриотического воспитания “Дерзайте Отчизну мужеством прославить”, к месячнику по здоровому образу жизни, к месячнику “Школа безопасности”, к месячнику по экологии “Боль земли родной”.

Приложение 1. Буклет “Книги-юбиляры 2008 года”

В читальном зале создан электронный дневник читательских интересов, где учащиеся печатают отзывы о прочитанных книгах, журналах. Дети сами рекомендуют прочитать какую-то книгу своим сверстникам. Они с удовольствием заполняют дневник на компьютере.

Приложение 2. Макет электронного читательского дневника.

Выполняя поставленную задачу - учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение, наша библиотека проводит на базе читального зала библиотечные уроки, познавательные часы: “Спорт, здоровье, настроение”, “С любовью к братьям меньшим”, “Слава тебе, солдат”, “Космос вчера, сегодня, завтра”, “Наша безопасность в наших руках”, “Они сражались за Родину”. После проведения тематических видео-обзоров учащиеся начальной школы закрепляют полученную информацию рисунками.

Приложение 3. Слайд-шоу “Что принес нам почтальон”

А также библиотека проводит мероприятия по творчеству отдельных писателей и их произведений: слайд-шоу “Волшебная скрипка поэта” по жизни и творчеству поэта Н.С.Гумилева; литературное путешествие по произведениям С.Я.Маршака “Город, который построил Маршак”.

В Год русского языка школьная библиотека в целях привлечения к чтению учащихся провела устный журнал-альманах, посвященный жизни и творчеству В.И.Даля. Мероприятие подготовили совместно с кружком “Компьютерная графика и анимация”.

Приложение 4. Слайд-шоу “Даль”

В школьной библиотеке дети получили домашнее задание – написать сочинения по пословицам. В ходе мероприятия учащиеся читали свои сочинения, обсуждали смысл пословиц, высказывали свои мнения. В библиотеке была организована книжная выставка “Великий собиратель слов” по следующим разделам: “Писатель, ученый, творец”, “С книгой через века”. На книжной выставке кроме книг о В.И.Дале и его книг, представлены сочинения учащихся в разделе “Сочини сказку по пословице”. Библиотекарь провела обзор по этой выставке. Ребята были ознакомлены с произведениями В.И.Даля ещё и с помощью электронной выставки. Устный журнал-альманах проводился в музыкальном сопровождении, что усиливало восприятие информации, внимание и интерес. Оформление зала “переносило” всех участников в 19 век.

В конце мероприятия библиотека провела анкетирование. По анкетным данным мероприятие вызвало у ребят большой интерес. Получило положительную оценку, понравилось детям. Информация была усвоена учащимися. На вопрос “Что интересного, нового Вы узнали?” ребята ответили: “Я узнала много о Дале”, “Даль создал словарь”, “Я узнала о произведениях Даля”, “Даль был и хирургом, и писателем, и военным”, “Я узнал, что Пушкин А.С. помог Далю в создании словаря”, “Пословицы взяты из жизни народа”…и т.д.

Ещё одна новая форма работы библиотеки в помощь учебному процессу: медиавыставка “От чтения книг – к чтению медиатекстов”. В Год русского языка мы организовали медиавыставку “Мир знаний открыт перед тобой”, на которой представили видео- и мультимедийные издания:

  1. “Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия”;
  2. “Тренажёр по русскому языку; Единый государственный экзамен. Русский язык”;
  3. “Курс русского языка: репетитор-тренажёр”;
  4. “Шпаргалки для старшеклассников. Русский язык;
  5. “Сдай экзамен на “Отлично”! Шпаргалки”;
  6. “Русский язык: весь школьный курс; Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 кл.”

Кроме книжных и журнальных выставок в читальном зале мы создали электронную выставку к юбилейным датам писателей, книги – юбиляры для привлечения к чтению учащихся начальной школы, среднего звена.

Приложение 5. Слайд-шоу “Выставка Маршака”

Такая форма выставки пользуется большим успехом среди читателей. После просмотра выставки спрос на книги возрастает.

Школьники могут не только читать книги, периодику, но и получать доступ к СD-дискам; могут прослушивать и просматривать видеозаписи, используя это для подбора информации к написанию докладов, сочинений, рефератов; для подготовки к урокам, диспутам, семинарам.

Существует прямая зависимость между уровнем чтения и показателями успеваемости учащихся школы. Приобщение к чтению стимулирует процессы социализации и формирования личности. Взаимодействие школьной библиотеки и кружка “Компьютерная графика и анимация” предусматривает совместное решение следующих задач: стимулирование и активизацию у детей устойчивого интереса к книге, библиотеке, чтению; расширение знаний школьников о многообразии мира; формирование стойкой мотивации у детей и подростков, направленной на осмысленный подход к обучению и самообразованию; обеспечение досугового и развивающего характера обучения; совместное использование технических средств во время проведения и подготовки мероприятий, презентаций. При изучении темы “Поэты серебряного века” учащиеся 11 класса подготовили презентации по жизни творчеству поэтов.

В библиотеке создается банк электронных материалов, где собраны работы учащихся, работников библиотеки и учителей.

Активное внедрение в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий оказывает влияние на формы и методы работы с книгой, на содержание образования, меняет систему взаимодействий между его структурами.