Преподавание литературы в аспекте формирования личности одаренного ребенка

Разделы: Литература


Один из авторов книги «Одаренные дети» Кэрол Тэкэс пишет: «Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей» [1]. Не соглашаясь со словом «исключительно» в данном контексте, мы, тем не менее, убеждены, что и «прогресс цивилизации» вообще, и самые большие надежды на улучшение жизни и будущее нашей страны, в частности, зависят от одаренных, творчески мыслящих людей (прежде всего - молодых людей). Поэтому с самого начала своей деятельности Новомосковский лицей в качестве одной их основных поставил задачу - способствовать восстановлению и формированию интеллектуального и нравственного потенциала России путем предоставления наиболее способным и одаренным учащимся оптимальных возможностей для реализации их индивидуальных способностей, дарований, талантов. Мы отдаем себе отчет в том, что воспитать всех детей одинаково талантливыми невозможно. Главное, как нам кажется, общая организация школы, педагогические методы, технологии, создание условий, которые могут дать простор выявлению индивидуальностей, позволяют предоставить ребенку возможность деятельности, привлекающей его. Попытаемся показать, как мы реализуем эти задачи на примере преподавания одного предмета - литературы.

Известно, что неотъемлемым качеством одаренного ребенка являются творческие способности. Усилия преподавателей литературы нашего учебного заведения (обучение в нем ведется с 8 по 11 класс по двум направлениям - гуманитарному и естественно-математическому) сосредоточены на том, чтобы через творческое постижение литературы развивать у наших питомцев творческие начала, формировать у них черты творческой личности (именно так формулируется общая научно-методическая проблема лицея).

Мы убеждены, что в настоящее время способность к творчеству так же важна, как интеллектуальный уровень и специальные знания. Известно, что в США первые исследования по проблемам творческости (креативности) начались сразу же после Второй мировой войны как часть проектов обеспечения национальной безопасности и повышения эффективности системы образования (обратим внимание на этот своеобразный оксюморон!).

Уже при приеме в наше учебное заведение, на вступительном собеседовании, мы обращаем внимание на то, насколько ученику интересны вопросы и задания творческого характера, обращаем внимание на его готовность отвечать на подобные вопросы и выполнять подобные задания. К примеру: «Порекомендуйте нам, учителям, прочитать «Гарри Поттера» так, чтобы нам захотелось прочесть эту книгу. Или: «Постарайтесь художественно, выразительно описать букет, который стоит в этом кабинете», «Попытайтесь сочинить стихотворение на заданные рифмы: в след - повадки - свет - загадкой - в ночи - молчим» и т.п.

С удовлетворением отмечаем, что во многих из поступающих к нам школа развила интерес к творчеству и способность мыслить неординарно. Нам же предстоит четырехлетняя работа по развитию творческого мышления, творческих способностей учащихся, по воспитанию их творческими людьми. Важнейшим способом обретения творческого опыта является решение проблемных задач, создание проблемных ситуаций, которые моделируют условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления. Принцип создания проблемных ситуаций последовательно осуществляется в 3-х основных сферах нашей деятельности: в процессе обучения (в учебной деятельности), во внеклассной образовательной и во внеурочной деятельности.

Выявляют ли наши ученики роль какого-либо эпизода в художественном произведении, составляют ли они сами сценарий литературного вечера, осуществляют ли поэтический перевод стихотворений Киплинга, Гюго, Гейне, инсценируют ли стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся», пушкинского «Гробовщика», брехтовского «Доброго человека из Сезуана» (выступая при этом в роли продюсеров, режиссеров, актеров, авторов декораций, журналистов, критиков), сопоставляют ли поэтический текст стихотворения Лермонтова «Парус» с его музыкальным воплощением - романсом А. Варламова «Белеет парус одинокий», - они решают проблему, требующую творческого напряжения, творческого поиска. Общеизвестно, что у творчески одаренных детей должны быть творческие наставники, которые способны создать атмосферу, где таланту каждого из учеников нашлось бы свое, достойное место. Известно, что лучший способ для учителя воспитывать творчество в детях - это самому быть творческой личностью. Творческая деятельность наших преподавателей реализуется в создании учебных пособий, методических разработок, цель которых, по слову Декарта, «усовершенствовать ум», развивать творческое мышление, творческие способности наших воспитанников; в написании научно-методических статей [опубликованных, к примеру, в журнале «Литература в школе», «Учительской газете», газете «Литература» (Приложение к газете «Первое сентября») и др.]; в разработке различных форм, типов урока (урок-спектакль, урок-творческий отчет, урок-презентация писателя (книги), урок-семинар, урок-практикум, круглый стол и т.п.).

Важнейшая задача, которую решает наш преподаватель литературы на уроке, - превратить изучение литературы «в познание, повинность (долг, обязанность, средство самоутверждения и т.п.) - в страстность мышления, в потребность в размышлении, в способность быть чувствительным к красоте мыслей, творческого поиска и его результата» [2].

В учебной деятельности наших преподавателей преобладают уроки, построенные по диалогическому типу, при котором преподаватель и учащиеся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, обсуждают альтернативные варианты решений. Мы стремимся к тому, чтобы это диалогическое общение «сознаний» Учителя и Ученика происходило почти на каждом уроке, чтобы на каждом уроке устанавливалась атмосфера общения, предполагающая соревнование умов, ставящего в равные отношения Учителя и Ученика, которые вместе ищут ответ на вопрос, решают проблему, совершают открытие.

Примечательно, что сами дети испытывают острую потребность в творческой мыслительной деятельности на уроке как потребность в самореализации.

Процитирую наших учеников: «Надеюсь, что на наших занятиях будет много общения». «Главное, чтобы интересно было обеим сторонам, т.е. учителю и учащемуся». «Я считаю, что именно на уроке литературы у нас должна быть возможность выразить свое личное мнение по поводу прочитанного. Пусть будет больше диалогов и даже споров между учениками и учителем, ведь в разумных спорах рождаются замечательные мысли». «На уроке надо затрагивать также глубокие философские и политические темы. Не надо думать только, что «дети» малы для этого. Если человека не развивать с детства, у него никогда не появятся глубокие мысли, он никогда не сможет аргументировано доказать свою правоту».

Литература, как, может быть, никакой другой школьный предмет, позволяет детям быть душевно и интеллектуально активными, формирует способность выразить свою позицию, свой взгляд на то или иное явление, свое понимание доброго и дурного, высокого и ничтожного, прекрасного и безобразного.

Напомню, несомненно, известный многим преподавателям литературы факт. Замечательный педагог 19 в. В.И. Водовозов как-то читал своим маленьким ученикам басню

Крылова «Стрекоза и Муравей» и хотел, чтобы дети оценили мудрость трудолюбия, а легкомыслие осудили. Но ученики оказались растроганы судьбой бедной стрекозы: «Муравей такой жестокий. Конечно, он прав, что заранее подумал о том, что будет зима, он трудился. Но стрекоза такая красивая. И что плохого она сделала? Пела все лето и прыгала. Так ведь весело было. Летом «под каждым ей листком был готов и стол и дом». Водовозов был потрясен этим сочувствием детей бездумной стрекозе. А ведь дети были по-своему правы, ибо «отсутствие однозначной единственной оценки события ли, поступка ли человека - верный и обязательный признак настоящего искусства»[3], настоящей литературы. Именно умение вести свою партию в многоголосом хоре мнений мы и стремимся сформировать в наших питомцах.

Педагоги знают, как независимы, неконформны одаренные дети. Каждого из них необходимо рассматривать как личность, индивидуальность, требующую уважения. В этой связи чрезвычайно важным представляется нам прямое обращение с помощью литературы к «Я» нашего ученика. Весьма эффективными и интересными для подростков являются задания, в которых звучат эти слова: «Я», «Мое». Приведем примеры подобных заданий:

  • составьте рассказ от лица заговорившей музы: «Я - Эвтерпа - муза лирической поэзии
    и музыки», «Я - Полигимния - муза торжественных песнопений», «Я - Талия, муза
    комедийного искусства» и т.п.;
  • расскажите о жизни какого-либо героя (героини) пьесы «Гроза» от своего собственного имени («Я – Катерина», «Я - Марфа Игнатьевна Кабанова», «Я - Кулигин» и т.п.);
  • представьте свою трактовку «Грозы» Островского и ее героев, инсценируйте в
    соответствии с этой трактовкой отрывки из произведения;
  • составьте сценарий литературного вечера «Русской классической литературе
    посвящается», включающий различные эссе по вашему выбору «Мой Пушкин», «Мой
    Лермонтов», «Мой Фет», «Моя Катерина», «Моя Наташа» и т.п.;
  • нарисуйте иллюстрации к интересному для вас художественному произведению;
  • подберите цитатный материал, который пригодится вам в различных ситуациях жизни:
    «Я цитирую Грибоедова»;
  • напишите свое посвящение любимому вами писателю, поэту.

Выполнение заданий подобного рода развивает у детей воображение, артистизм, склонность к сопереживанию, формирует умение найти оригинальное решение, изобретательность в использовании материалов, умение выразить себя.

Вот такое посвящение Пушкину написала ученица 9 кл. Наташа В.:

Певец блистательный любви,
Поэт безумной первой страсти,
Меня в край неги призови Звездой
пленительного счастья!
Веди меня по струнам лиры,
Любви небесный соловей,
И с музой пламенной сатиры
Глаголом жги сердца людей.
Бывали дни - мои печали
В ночной томились тишине...
Тревоги душу омрачали,
И не являлась Муза мне...
Но томик твой храню я вечно,
Храню его, как талисман -
Моих мечтаний бесконечных
Недосягаемый обман.
И, пребывая в жажде томной,
С пустой поникшею главой,
Рукой несмелой, робкой, скромной
Я приоткрывала томик твой...
С небес спустилось озаренье!
О, Пушкин мой, вернулись вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь!
Пусть для кого-то он хранитель
Свободы плачущих сердец.
Но Пушкин мой, мой покровитель -
Любви блистательный певец.

Как отмечает К. Тэкэс, мозг одаренных детей «отличается громадным «аппетитом» - да еще и гаргантюанской способностью переваривать интеллектуальную пищу»[4]. Широкие возможности для формирования и развития интеллектуальной сферы одаренных детей дает внеклассная образовательная деятельность, в процессе которой они утоляют свойственную им неистребимую жажду познания, тягу к стимулированию разума.

Особую роль здесь играет учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа учащихся, ориентируемая на максимальное развитие индивидуальности ребенка. В начале учебного года научно-методический совет лицея утверждает творческий коллектив: авторов - учащихся, тематику их работ, научных руководителей, консультантов-педагогов лицея. Индивидуальный преподаватель-профессионал в данном случае играет для ученика центральную роль. Формируя и углубляя способности ребенка, научный руководитель учит своего питомца ставить цель, наблюдать, выдвигать гипотезы, анализировать, классифицировать, систематизировать, сопоставлять; учит, как делать научную, исследовательскую работу, как оформлять ее. Чрезвычайно важно при этом не нарушать принципа «целенаправленного невоздействия», «нащупать и организовать «зону свободного самообразования» важных качеств ребенка и ограждать эту зону от внешних воздействий» [5]: преподаватель не должен сдерживать независимость взглядов юного исследователя, не должен делать за него то, что он способен сделать самостоятельно.

Наиболее интересные, серьезные исследовательские и творческие работы представляются на различные конкурсы, конференции городского, областного, федерального уровней. Наши лицеисты активно участвуют в различных проектах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», которая стала победителем Российского конкурса, проводимого Минобразованием РФ (в фестивале «Творчество - XXI», в конкурсах «Познание и творчество», «Восхождение к образу», в конференции «Первые шаги в науку»). В течение 9 лет лицеисты участвуют в открытой Российской конференции учащихся «Юность. Наука. Культура». «Какое искусство нужно сегодня - элитарное, «поп», народное?»; «Есть ли будущее у провинциального театра?»; «Нравственные идеалы А.Т. Болотова и их отражение в пьесе «Нещастные сироты»; «Время и пространство в «маленькой трилогии» А.П. Чехова»; «Пусть ночь. Домчимся». (Лермонтов - Россия - Демон)»; «Музыка как важнейший элемент художественного мышления И.С. Тургенева» - таковы названия лишь некоторых исследовательских работ по литературе наших лицеистов, ставших лауреатами и участниками конференции «Юность. Наука. Культура». Очевидно, что уже сами эти названия, публикация работ в весьма солидных изданиях многое говорят об их «всамделишности», о серьезности творческих, исследовательских исканий юных авторов. Не случайно, что те, кто в школьные годы вкусил сладость творческого поиска, познал радость победы в интеллектуальном состязании, выбирают путь, связанный с творческой и научной деятельностью.

Такие общественные события, как конкурсы, концерты, интеллектуальные и творческие состязания чрезвычайно важны для склонных к соревновательности одаренных детей. В лицее мы ежегодно проводим конкурс «Эврика» на лучшую творческую, исследовательскую работу, который является мощным стимулятором самореализации наших воспитанников, активизации их интеллектуальных, художественных, творческих способностей. Лицеисты представляют на этот конкурс, сборники стихов, поэтических переводов с немецкого, французского, английского, подборку газетных публикаций, сценарии литературных вечеров, учебные видеофильмы, литературоведческие исследования, методические разработки уроков по литературе, пособия (!) к учебнику по литературе.

На традиционном вечере «Наше творчество» они представляют лицейской аудитории свои творческие достижения (читают свои произведения, демонстрируют отрывки из видеофильмов, вечеров по своим сценариям, свою режиссуру и сценическое воплощение известных художественных произведений и т.п.).

Подводя итог сказанному, отметим, что вся деятельность учителей литературы Новомосковского лицея (как, впрочем, и всего педагогического коллектива) характеризуется приоритетом личного развития, она помогает одаренному ребенку выработать особое отношение к себе, своим способностям и дарованиям, максимально использовать, развивать и совершенствовать их, помогает ему, в конечном итоге, творить, созидать себя и свою жизнь.

Литература:

  1. Одаренные дети / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991, с. 111.
  2. Заславская О.В. Учебный процесс и воспитательная система школы. - В кн.: Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - М., 1996, с. 40.
  3. Маранцман В.Г. Литература: Учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1996, с.4.
  4. Одаренные дети / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991, с. 17.
  5. Меринец А.В. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования (из опыта работы научного общества учащихся). -«Дополнительное образование», март 1999г., с.24.