Литературно-творческая игра "Школа, которую построил Маршак" (к 120-летию со дня рождения С.Я. Маршака)

Разделы: Внеклассная работа


Цель: развивать творческий потенциал детей и родителей.

Задачи:

  1. Развивать логическое мышление, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы.
  2. Формировать нравственную сторону развития личности ребенка посредством детских художественных произведений.
  3. Помочь родителям и детям лучше узнать друг друга.
  4. Воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование:

  1. Выставка книг С.Я. Маршака.
  2. Портрет С.Я. Маршака.
  3. Иллюстрации детей к произведениям С.Я. Маршака.
  4. Презентация мероприятия.
  5. Пятерки, вырезанные из красного картона, которые получает каждая группа за правильные ответы.
  6. Фонограмма и текст песни “На далекой Амазонке…”
  7. Белая бумага, ножницы, клей.
  8. Аттестаты об окончании школы Маршака.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами пришли учиться в необычную школу, в школу, в которой преподает Самуил Яковлевич Маршак. Эта школа построена в начале двадцатого века, в этом заведении получали знания ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Повезло и вам стать учениками школы Маршака почти с рождения.

Да-да, именно вам основоположник детской литературы рассказывал о том, откуда стол пришел, как работает почта, как тушат пожар, как продают мороженое. Не забывал Самуил Яковлевич и проверять полученные на уроках знания, сочиняя веселые стихи-загадки. Я надеюсь, что мы справимся со всеми заданиями любимого детского писателя. А так как учениками этой школы являются и наши родители, то в состав классов будут включены и папы с мамами.

Разделимся на три класса, названия которым вы выберете сами. Непременное условие - название, должно быть связано с героями Маршака. (Варианты: “Три зверолова”, “Друзья-товарищи”, “12 месяцев”…)

(Деление на классы и выбор названия).

Каждый из классов будет получать индивидуальное задание по предметам школьной программы. Правильные ответы оцениваются в пять баллов. Какие нас ждут предметы – мы узнаем из расписания.

  1. Литературное чтение.
  2. Русский язык.
  3. Математика.
  4. Окружающий мир.
  5. Музыка и сценическое мастерство.
  6. ИЗО и труд.

Звенит звонок – начинается урок литературного чтения.

На уроке вы станете коллегами Самуила Яковлевича Маршака, который говорил: “Сочинять – это большая радость”.

По заданным рифмам каждому классу надо сочинить стихотворение.

1. Свечка – словечко, в ней – свечей, бесстыдно – не видно.

2. Зевота – ворота, окна – дверей, говорила – поскорей.

3. Перрон – вагон, чемоданы – диваны, окном – сном.

Послушаем и сравним ваши стихотворения с оригиналом.

1.

Стеариновая свечка
Робко вставила словечко:
- Вы сказали, будто в ней
Пятьдесят горит свечей?
Обманули вас бесстыдно:
Ни одной свечи не видно! (“Вчера и сегодня”)

2.

Бродили по дороге Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота,
Заглядывала в окна
И в щелочки дверей
И детям говорила:
- Ложитесь поскорей! (“Дремота и Зевота”)

3.

… Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном… (“Вот какой рассеянный…”)

Звенит звонок – начинается урок русского языка.

На уроке русского языка надо письменно ответить на загадки Самуила Яковлевича Маршака, записать без ошибок, выделив известные вам орфограммы.

(Участники вписывают по порядку ответы на загадки, которые читает учитель.)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь).

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки).

Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая под крышей –
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят! (Почтовый ящик).

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. (Пила).

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью. (Сапоги).

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь).

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч).

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы).

Самый бойкий я рабочий в мастерской.
Колочу я что есть мочи день-деньской.
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка –
Чуть видна его фуражка. (Молоток и гвоздь).

Проверим правильность ответов и их безошибочное написание.

Все вы помните стихотворение Самуила Яковлевича “Знаки препинания”. Сейчас каждый класс получит по загадке, вам предстоит ответить на вопросы при помощи мимики и жестов, то есть ответить пантомимой. А остальные участники должны догадаться, о каком знаке препинания идет речь.

(Загадки распечатаны для каждого класса)

1. Чудак, который никогда не молчит и оглушительно кричит. (Восклицательный знак).

2. Девицы завитые, живущие в диктовке на каждой остановке? (Запятые).

3. Кривоносый знак, который задает всем вопросы? (Вопросительный знак).

Звенит звонок – начинается урок математики.

Чтобы получить хорошие оценки по математике, нужно только вспомнить стихотворения С.Я. Маршака.

1. Сколько мышат-матросов плавало на корабле? (14).

На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы –
Четырнадцать мышат. (“Кораблик”).

Сколько церквей съел Робин-Бобин? (5).

Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен, -
Да еще и недоволен. (“Робин-Бобин”).

2. Сколько мешков муки украл славный король Артур на праздничный пирог? (3).

Артур был славным королем,
Был милостив и строг.
Украл он три мешка муки
На праздничный пирог. (“Королевский пирог”).

Сколько свинок без шляп и ботинок в половине шестого разгуливает по Англии? (2).

Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово! (“Честное слово”).

3. Какая цифра красовалась на фуражке почтальона? (5).

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? (“Почта”).

Сколько дней искала старушка исчезнувшего пуделя? (14).

Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель по комнате бегал за ней. (“Пудель”).

Да, вы доказали, что в классах учатся великие математики.

Звенит звонок – начинается урок окружающего мира.

Мы отправимся на экскурсию в зоосад. Но, к сожалению, таблички на вольерах исчезли. Узнать, какие звери и птицы представлены, мы можем только по стихам – загадкам Самуила Яковлевича.

(Каждому классу предлагается по три вопроса, после обсуждения дается ответ)

1.

Дали туфельку…
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре! (Слон).

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (Жираф”)

У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа.
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой! (Белые медведи)

2.

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки от копыт до головы. (Зебры).

Взгляни на маленьких … -
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят. (Совята).

Я - … молодой,
Заносчивый и гордый,
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой,
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею. (Страусенок).

3.

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду. (Пингвин).

Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце! (Лебеденок).

Бедный меленький …:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра! (Верблюд).

Молодцы, и с этим заданием вы справились на “отлично”.

Звенит звонок - начинается урок музыки и сценического мастерства.

1. Под фонограмму исполняется песня “На далекой Амазонке…” 2. Инсценировка стихотворения “Книжка про книжки”.

Звенит звонок – начинается урок трудового обучения.

Вам предстоит отремонтировать книжки, сбежавшие от Скворцова Гришки, также аккуратно, как это сделал Митрофан Кузьмич из стихотворения Маршака “Книжки про книжки”.

(Участники ремонтируют библиотечные книги.)

Если бы книги могли говорить, то вы услышали от них: “Спасибо!”

Звенит звонок – подведение результатов.

(Подсчитывается количество полученных пятерок.)

Какой сегодня прекрасный день у нашего учителя – Самуила Яковлевича Маршака. Каждый из его учеников справляется на “отлично” со всеми заданиями. Все учащиеся школы Маршака получают аттестаты с отличием.

(Каждому участнику вручается аттестат со словами С.Я.Маршака “Пожелание друзьям”.)