Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Предлог и союз"

Разделы: Русский язык


Тип урока: систематизация и обобщение.

Технология: модульная.

Интегрирующая цель.

В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны:

Знать:

  • Предлог как часть речи.
  • Предлоги составные и простые, производные и непроизводные.
  • Союз как часть речи.
  • Союзы простые и составные, сочинительные и подчинительные, группы союзов по значению.

Уметь:

  • правильно применять предлоги и союзы в устной и письменной речи; определять нужный элемент правила на правописание предлогов и союзов.
  • систематизировать полученные знания, отработать навыки употребления производных предлогов, сочинительных и подчинительных союзов.

Развивать:

  • методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль); умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания в рамках темы и раздела программы.

Воспитывать:

  • ответственность за результат своего труда и труда своего товарища; умение работать в коллективе; культуру речи и общения; умение слушать.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Цели и задачи модуля.

УЭ-1 (шаг-1)

  • Постановка цели урока.

УЭ-2 (шаг-2)

  • Сформулировать правила, опираясь на знания, полученные в работе над предыдущим заданием.

УЭ-3 (шаг-3)

  • Уметь видеть, находить изучаемую орфограмму. Использовать в письменной и устной речи слова с данной орфограммой.

УЭ-4 (шаг-4)

  • Обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.

УЭ-5(шаг-5, 6)

  • Подведение итогов и оценка; самооценка учащихся.

Карта учащегося
Мой дорогой друг!

Сегодня учить себя ты будешь сам. Сам оценишь свои достижения в изученной теме. Обрати внимание на выделенные в распечатке крупные буквы:

  • Н - ниже среднего уровня;
  • С -средний уровень;
  • В - выше среднего уровня.

Решай сам, каков уровень твоих знаний. Если тебе нетрудно, при выполнении заданий, помеченных фразой «работа в паре», помоги товарищу, сидящему рядом, или обратись к нему за помощью. Делай это тихо, не мешай классу: сегодня все работают сами. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно литы прочитал пояснения к заданию? Не торопись, думай… Мы уверены, что все в этой работе тебе по силам.

Тебе предстоит нелегкий путь: сегодня ты повторишь и обобщишь изученное по теме "Предлог и союз", научишься с честью выходить из создавшихся нелегких ситуаций, проверишь свои знания на практике и даже выполнишь небольшую контрольную работу, чтобы мы с тобой узнали, не зря ли у тебя прошел этот урок.

Желаю удачи! В добрый путь!

Над модульным уроком работает___________________________________

Шаг первый.

Каждый путешественник, отправляясь в путешествие, всегда ставит перед собой цель, ради которой он преодолевает нелегкий путь и трудности, встретившиеся ему. Конечная цель твоего путешествия - уметь использовать предлоги и союзы в устной и письменной речи, различать служебные и самостоятельные части речи, правильно писать.

Производные предлоги и союзы.

Уметь находить эту орфограммы в словах.

Итак цель определена. Вперед!

Шаг второй.

Этот шаг очень важен: ты должен проверить теоретические знания о предлоге и союзе как частях речи.

Н. Заполните тест. Не торопитесь, думайте, если сомневаетесь или забыли загляните в словарь - справочник, учебник.

  1. В русском языке есть ………………… и служебные части речи.
  2. Служебные части речи - это …………………………………………………
  3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется…………………………
  4. Предлоги выражают различные отношения: временные,……………………
  5. Предлоги бывают многозначными и однозначными. Многозначным называется такой предлог, который…………………………………………………………………….
  6. Производными называются такие предлоги, которые…………………………………………………………………..
  7. Предлоги, состоящие из одного слова, называются…………………., Из двух или нескольких слов называются………………………………
  8. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного называется………………………………………………………………………….
  9. Союзы бывают простыми и……………………………………………
  10. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…………………………………………………………………………
  11. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются……………………………………
  12. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:………………………………………………………………………

(взаимопроверка)

С. Используя теоретические сведения словаря- справочника, учебника (вопросы на странице 162), повторите изученное по теме " Предлог" или " Союз". Свой выбор темы обсудите с соседом по парте. Ваш выбор недолжен совпадать!

Подготовьте связанный рассказ по выбранной теме. ГОТОВЫ?

А теперь расскажите друг другу выбранные вами темы. Не забудьте поставить оценку за ответ своему товарищу.

У вас все получилось? Вам поставили отличную оценку?

Тогда вы можете шагать дальше!

(работа в паре)

В. Попробуйте составить план ответа по теме " Сходство и различие предлогов и союзов". Если вы готовы, то свертесь сначала с работой товарища, а затем можете заглянуть в контрольный лист учителя.

Выставляя оценку соседу по парте, будьте справедливы!

(взаимопроверка)

Шаг третий.

Используя знания, полученные в работе над предыдущим заданием, проверьте свои теоретические знания, выполнив следующие задания:

Н. Выполните упражнения в большой тетради №77, 84, 88.

С. Выполните упражнения в большой тетради №76, 86.

Выполняете упражнения по заданию большой тетради.

Желаю удачи!

В. Ваша задача усложняется. Вам необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

  1. Времени мало что (бы) мне сказать отцу что (бы) он успокоился.
  2. В ответ на его приветствие она так (же) ему поклонилась и ушла.
  3. (И) так все осталось(по) прежнему.
  4. С кем поведешься (от) того и наберешься.
  5. К обеду мы сильно проголодались по (тому)повернули и возвратились домой по (тому)же пути.
  6. Решили погулять по (этому) отправились в лес.
  7. (От) чего ты меня не пожалеешь.
  8. Заячьи следы заворачивали (за) то дерево.
  9. Идти оставалось неделю (при) чем по хорошей дороге.
  10. Наступила тишина (за) то мы услышали (в) дали соловья.

Если вы сомневаетесь в правильности выполнения упражнения, загляните в контрольный лист учителя.

У вас все получилось? Поздравляю! Смело шагайте дальше!

Шаг четвертый.

Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.

Н. Выполни упражнения в большой тетради № 90, 91.

С. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях:

  1. Няня не смотря на свою нежную привязанность ко мне, ней упускала случая рассказать о моих выходках.
  2. В тоже время я с неописуемым удивлением смотрел на парящей в воздухе остров населеный людьми.
  3. В продолжении пяти дней ветер поднявшейся не ожидано гнал нас в открытое вселяя в наши души отчаяние.
  4. Пожалованую нить носят в виде пояса обматывая ее дважды вокруг талии.
  5. Утро было безветреное и день обещал быть нестерпимо жарким.

(Работа в парах. Взаимоконтроль.)

В. Попробуйте составить связанный текст (от 5 до 10предложений), используя в каждом предложении слова, с изученными орфограммами по темам "Предлог", "Союз".

Помните, что за помощью вы всегда можете обратиться к учителю.

(Взаимоконтроль.)

Отлично! Ты делаешь большие успехи! Молодец! Ты преодолел трудный этап!

Шаг пятый.

(рефлексия, осмысление)

Настало время осмыслить полученные знания, а для этого вернись на 5 шагов назад (к шагу 1).Достиг ли ты поставленной цели? Еще раз повтори правило и загляни в таблицу.

Шаг шестой.

Проверь свои знания. Выполни эту работу самостоятельно.

Выполни один из вариантов контрольной работы в большой тетради.

Свой выбор обговорите со своим товарищем. Варианты не должны совпадать.

(самоконтроль)

Сверься с контрольным листком учителя.

Определи свой уровень знаний:

0 ошибок - В; 1- 2 ошибок – С; 3 и более – Н.

Поздравляю! Ты готов показать свои знания учителю.

Шаг седьмой.

Выбери работу по своему уровню.

Если ты выполнил все задания, ты отлично ориентируешься в сложнейшей русской орфографии и хорошо изучил раздел морфологии "Служебные части речи, знаешь все, что положено и еще чуть-чуть… Умница!

Ничего страшного в том, что какие-то из заданий с пометкой В не выполнены.У тебя еще есть время для совершенствования.

Ты не смог сделать задания, помеченные буквой С?Это настораживает. Задумайся! Не кажется ли тебе, что русский язык более сложный предмет, чем ты думаешь? Почти ничего не получилось? Конечно, печально. Скорее берись за учебники. В конце концов это же твой родной язык!

И последнее … Честно- честно поставь себе отметку!

Я ставлю себе ____________________