Урок русского языка по теме "Употребление в речи глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цель: отрабатывать практические умения и навыки в нахождении, произношении, употреблении и написании глаголов.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся о глаголе;
  • сообщить исторический, научный, познавательный материал о самоваре, традициях чаепития;
  • обогащать словарный запас учащихся новыми словами, выражениями;
  • развивать устную и письменную речь, творческие и познавательные способности, смекалку, воображение;
  • создавать на уроке благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, сотрудничества;
  • воспитывать бережное отношение к историческим ценностям и традициям русского народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, кассета с записью мелодий, самовар, индивидуальные сборники (книжки-самоделки) -20 штук, толковый словарь С.И.Ожегова, Карточки (10 X 30): СЛУШАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ, ОТВЕЧАТЬ, РАЗГАДЫВАТЬ, СОЧИНЯТЬ, СОЗДАВАТЬ, ЗАГАДКА, САМОВАР, КОЛЛЕКЦИЯ, ОТДЫХАЛ, ПРИКАЗАЛ, СОГРЕТЬ, ПОДНЯЛСЯ, УПАЛО, ПОТЕМНЕЛА, НАЧАЛ ИСХОДИТЬ, ВЫПИЛ, ПОЧУВСТВОВАЛ,, ЗАРОДИЛСЯ, ПИТЬ, ГЛАГОЛ, ЧАСТЬ РЕЧИ, ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА, ВОПРОСЫ, ЧТО ДЕЛАЕТ?,ЧТО ДЕЛАЮТ? ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К УРОКУ.

Задачи: учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию с использованием различных источников; работать в группах; готовить презентацию для сопровождения собственного доклада; анализировать и оценивать собственные творческие способности и возможности.

  1. Программа «Вести для класса».
  2. Стихотворение «СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ».
  3. О традициях чаепития на Руси.
  4. Иллюстрации к сказкам.
  5. Буклет «Все о глаголах».

I. Организационный момент (2-3 мин.)

Учитель:

Слышите, звенит звонок!
Говорит, начнем Урок!

Учитель: Какое у вас настроение?

Ученики высказывают свое мнение. (Выслушать ответы всех учеников.)

Учитель: У меня тоже прекрасное настроение, потому что вижу всех вас.

Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбку гостям. Улыбнитесь мне. Мне нужна ваша поддержка.

Улыбнитесь Уроку улыбкою радости познания.

Каким бы вы хотели видеть сегодняшний Урок?

Ученики: Интересным, занимательным, познавательным, творческим, добрым и т.п. (Выслушать ответы всех учеников.)

Учитель: Пусть ваши желания исполнятся. И пусть этот Урок несет радость общения, наполнит наши средства благородными чувствами. Вы обязательно поделитесь с нами и с Уроком своими чувствами и мыслями после проведенных минут общения. Садитесь.

Учитель: Я предлагаю вам следующее построение урока. (Зачитать план с доски.)

  1. Предсказания.
  2. Сюрприз учителя
  3. Сюрприз учеников.
  4. Мы стихотворцы.
  5. Программа «Вести для класса».
  6. Сердце, согретое теплом.
  7. Творческое задание.
  8. Мы учителя.
  9. Познай себя.
  10. Смешная история.
  11. Мы вдумчивые слушатели.
  12. Мы соавторы.

Учитель: Согласны ли вы с таким планом урока?

Ученики соглашаются.

II. Постановка темы, задач урока (1 мин.) 1. ПРЕДСКАЗАНИЯ.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами сделаем еще один шаг в познании русского языка, окружающего мира, традиций Руси, и познании себя.

Каждый из вас на уроке будет (карточки со словами помещаются на доску) слушать, познавать новое, рассказывать, отвечать на вопросы, разгадывать, сочинять, создавать новое.

Постарайтесь свою речь делать точной, красочной, выразительной, полной, правильно употреблять в речи глаголы. Уважительно относитесь к словам. Слово – печать мысли.

III. Введение в тему урока (1 мин.) 2. СЮРПРИЗ УЧИТЕЛЯ.

Учитель: Прочитайте запись на доске. Жужжащее чтение.

Ученики читают.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,

Учитель: Такую же запись вы можете прочитать в этом сборнике под №1. (Демонстрирует сборник.)

Учитель: Сегодня мы будем соавторами этого сборника. Это мой сюрприз.

Попробуйте сформулировать задание к этой записи.

Ученики: Дополнить запись словами.

IV. Проверка домашнего задания (2 мин.) 3. СЮРПРИЗ УЧЕНИКОВ.

Учитель: Только не простыми словами, а словами той части речи, которую вы дома зашифровали, приготовили нам сюрприз. (Указывает на конверт с творческими работами учащихся, выбирает любую работу.)

Расшифруйте слово (например, галааагаоала; лгалог и т.п.).

Ученики предлагают варианты ответов учителю на ушко. (Выслушать ответы 5-6 учащихся и попросить всех произнести ответ вслух.)

Ученики: Глагол.

Учитель: Молодцы! Интересные формы шифровки придумали. У нас будет время на уроках русского языка для раскодирования шифровок. Спасибо за творчество.

V. Упражнения в нахождении, произношении, употреблении и написании глаголов вречи(18-20 мин.) 4. МЫ СТИХОТВОРЦЫ.

Учитель: Дополните запись №1 подходящими по смыслу глаголами. Работайте в парах.

Когда рядом друг вы становитесь сильнее и мудрее. Прислушивайтесь друг к другу.

Ученики работают в парах постоянного состава, предлагают свои варианты учителю на ушко. (Предложить двум учащимся, угадавшим слова, оформить запись на доске.)

На доске:

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

Учитель: Прочитайте.

Ученики читают хором.

Учитель: Дополните в сборнике запись под №1 словами.

Ученики записывают слова всборниках.

Учитель: Что это за запись?

Ученики: Это загадка. (Поместить на доску карточку.)

Учитель: Почему?

Ученики: Перечислены действия предмета, а сам предмет не называется.

Учитель: Назовите отгадку.

Ученики: Самовар. (Поместить на доску карточку.)

Учитель: А что означает слово самовар?

Ученики: Самовар…

Высказывают предположения.

Учитель: Я предлагаю найти значение слова в толковом словаре. (Оказать помощь.)

Ученики зачитывают.

Учитель: Что вы можете сказать о словах, которыми дополнили загадку?

Ученики: Это слова – глаголы, они отвечают на вопрос что делает? и обозначают действия предмета – самовара.

Учитель: А для чего нужны глаголы?

Ученики: Без глаголов наша речь была бы непонятной и бедной, а глаголы – делают ее яркой и понятной. Глаголы любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные. (Поместить информацию на магнитную доску «ПОВТОРИ».)

Учитель: Прочитайте хором загадку, постарайтесь ее запомнить.

Ученики читают.

Учитель: Давайте все дружно хором расскажем.

Ученики рассказывают загадку по памяти.

Учитель: В будущем кто-то из вас обязательно станет поэтом.

5. ПРОГРАММА «ВЕСТИ ДЛЯ КЛАССА».

Учитель:

Самовар свистит, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар.
Наш красавец, самовар.

(Демонстрирует самовар.)

Учитель: Андрей и Настя - ведущие программ ''Вести для класса'' подготовили для вас интересный материал. Смотрите, слушайте, запоминайте. (Приложение 1)

Учитель: Что нового вы узнали от наших корреспондентов?

Ученики высказывают свои впечатления.

Учитель: В Поярковском краеведческом музее вы видели разные по форме, объему, внешнему виду самовары.

Как можно назвать, одним словом собрание каких–то вещей?

Ученики: Коллекция (Поместить на доску карточку со словом КОЛЛЕКЦИЯ.)

Учитель: Я очень довольна работой корреспондентов и тем как вы познаете новое.

6. СЕРДЦЕ, СОГРЕТОЕ ТЕПЛОМ.

Учитель: Прочитайте текст №2

Читают ребята с первого и второго ряда цепочкой по одной строчке.

Все внимательно следят по тексту, обращают внимание на глаголы.

Самовар.

САМ горел самовар,
САМ гудел самовар,
САМ шипел самовар,
САМ кипел самовар,
САМ свистел,
САМ сверкал,
САМ пыхтел,
САМ дым пускал.
САМ урчал,
САМ бурчал,
САМ чайком нас угощал.
Сердце наше согревал.
Самовар недаром
Зовется – САМОВАРОМ!

М. Пляцковский.

Учитель: Назовите глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо.

Докажите, что названное вами слово является глаголом.

Ученики называют, объясняют

Учитель: Подчеркните глаголы.

Ученики подчеркиваю глаголы. (Контролировать работу учащихся.)

Учитель: А теперь представьте, что вдруг исчезли все глаголы…

Прочитайте это стихотворение без глаголов.

Ученики читают.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Прочитайте 3 последние строчки. Как вы понимаете?

Ученики высказывают мнение.

Учитель: Я довольна вашими ответами. Ребята, в старину самовар являлся неодушевленным членом каждой семьи, и его ласково называли ''Дедушка'' или ''Иван Иваныч''.

Я надеюсь, что в ваших сердцах всегда будет место доброте и теплоте.

О самоваре речь идет и в сказках. А какие сказки вы знаете, где говорится о самоваре?

Ученики перечисляют сказки. (Приложение 2, Приложение 2(а))

Учитель: О самоваре говорится не только в сказках, стихах, загадках, но еще и в пословицах.

Учитель: Найдите текст №3. Прочитать вполголоса. Найти и подчеркнуть глаголы.

Объясните смысл поговорок, в которых есть глаголы.

  • В Тулу со своим самоваром не ездят.
  • С самоваром чай важнее и беседа веселее.
  • Самовар кипит, уходить не велит.

Ученики выполняют задание.

Учитель: Объясните смысл поговорок, в которых есть глаголы.

Ученики аргументируют вариант ответа: называют глаголы, указывая на действия предмета; объясняют смысл поговорок.

7. МЫ ВДУМЧИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ.

Учитель: И нам наш самовар велит продолжать работу.

Сейчас в нашем классе работа кипит,
Так пусть же для лени не будет минутки.
Пусть наш самовар для гостей закипит,
О нашем радушье пусть каждый узнает.

Что же это за напиток такой – чай?

Знаете ли вы, какая страна является родиной чая?

Учитель: Опустите головы. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в необычном лесу. Послушайте легенду. Постарайтесь запомнить глаголы. (Включить фонограмму. Звучит китайская мелодия.)

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, и от нее начал исходить тонкий, приятный аромат.

Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Учитель: Назовите глаголы. Как вы определили? Найдите карточку со словом. Поместите карточку на доску. Объясните.

Ученики выполняют задание.

На местах учащиеся проверяют работу детей, сигналами указывают на правильные и неправильные ответы.

Учитель: Назовите историческую родину чая?

Ученики: Китай.

Учитель: Послушайте продолжение истории чаепития.

Ученик: На Руси ''Заморская трава'' впервые появилась лишь в 1638 году. Московский посол Василий Старков привез в дар царю Михаилу Федоровичу от монгольского Алтын – хана четыре пуда чайного листа.

Царь, по приданию, отведав необычного напитка, изрек:

''Питие доброе, а когда привыкнешь, гораздо вкусное''.

Учитель: Вы очень внимательные слушатели.

8. СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ.

Учитель: Беднякам чай был не доступен, так как стоял очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать.

Ученик:

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить?
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел.
И, отправил на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посалить.

Учитель: Аплодисменты артисту. Вот такая смешная история. Только по прошествии многих лет чай стал всем доступен.

9. ПОЗНАЙ СЕБЯ.

Учитель: Про чай еще говорят: ''Кто чай пьет, сто лет проживет''. А почему так говорят, прочитаем в тексте № 4.

Ученики читают текст глазами за учителем.

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. В древнем трактате говорится: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело».

Учитель: Так как же чайный напиток влияет на здоровье человека? Зачитайте глаголы с именами существительными. Докажите, нужны ли в этом тексте глаголы.

Ученики выполняют задание. (Обобщить ответы учеников, сделать вывод.)

10. МЫ УЧИТЕЛЯ.

Учитель: Задание №5. Запишите стихотворение, дополняя его подходящими по смыслу словами.

Самый красивый человек в мире – это мыслящий человек.

Чай вам жажду ________,
_________, ________.
Он ___________все болезни
Нет напитка ведь полезней.

Слова для справок: излечит, утолит, успокоит, ободрит.

Ученики выполняют задание.

Учитель: Проверим выполнение задания. Взаимопроверка. Текст на доске. Результаты.

Кто из учителей может сегодня гордиться учеником? Скажите слова благодарности.

Ученики делятся впечатлениями.

VI. Творческая работа (7-8 мин.) 11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель: Выполнив задание №5, составив из слов предложения, вы узнаете, чем привлекателен чай.

Ученики выполняют работу самостоятельно. (Контролировать работу учащихся.)

  1. чай, женщины, Собирают, только.
  2. женских рук, Аромат, не портит, чая, запах.
  3. издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
  4. травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

Учитель: Прочитайте текст.

Ученики проверяют работу одноклассников и сигналят о результатах.

Назовите самый интересный факт из текста?

Ученики называют интересные факты.

Учитель: Назовите глагол, в котором 8 букв.

Ученики: Собирают.

Учитель: Наши ребята собрали все сведения о глаголе и сейчас вам все расскажут и покажут. (Приложение 3)

Учитель: Пока мы с вами узнавали новое, закипел самовар.

VII. Домашнее задание (2 мин.) 12. МЫ СОАВТОРЫ.

Учитель: В сборнике на последней страничке есть задания. (Зачитать и прокомментировать.)

- Рассказать родителям о традициях чаепития.

- Стать соавтором сборника, презентация которого пройдет через две недели на заседаниисемейного клуба Школа Жизни», где вы получите оценку всех присутствующих.

- Написать сочинение ''Традиции нашей семьи''.

А какое домашнее задание зададите мне вы?

Ученики предлагают подготовить для них интересные задания.

VIII. Итог урока (2-3 мин.).

Учитель: Я не сомневаюсь, что через две недели мы сможем увидеть презентацию новых интересных работ, потому что вы талантливые ребята.

Слова, какой части речи помогли больше узнать о самоваре, чаепитии, о традициях на Руси?

Ученики: Глаголы.

Учитель: Что вы можете рассказать друг другу о глаголах?

Ученики рассказывают друг другу сведения о глаголе.

Учитель: Прочитайте слова на карточках. Чем они интересны и всё ли вы успели сделать на Уроке?

Ученики читают хором: слушать, познавать, рассказывать, отвечать, отгадывать, сочинять, создавать.

Высказывают свое мнение. Оценивают работу одноклассников.

Учитель: Спасибо Уроку. Спасибо Вам, знатоки и мудрецы, за сотрудничество.

Я думаю, что сегодня каждый из вас организует для своих родных вечернее чаепитие и расскажет о том, что нового вы узнали, прожив еще один день.