Система экологического развития детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Декабрь.

1-я. неделя

2-я. неделя

3-я. неделя

4-я. неделя

Если хочешь быть здоров.

Путешествие на Северный полюс.

Кто главный в лесу?

Путешествие в тундру.

Цикл наблюдений за елью.

“Здравствуй мир!”, стр.189. Занятие №.4.

“Здравствуй мир!”, стр.209. Занятие № 10.

С. Николаева. “Методика экологического воспитания в детском саду” стр.85.

“Здравствуй мир!”, стр.211. Занятие № 11.

Январь

1-я. неделя

2-я. неделя

3-я. неделя

4-я. неделя

Жители тундры.

Путешествие в тайгу.

Пройдет зима холодная.

Путешествие в смешанный лес.

“Здравствуй мир!”, стр.213. Занятие №12.

“Здравствуй мир!”, стр.215. Занятие № 13.

С. Николаева. “Методика экологического воспитания в детском саду” стр.90.

“Здравствуй мир!”, стр.217. Занятие № 14.

Февраль.

1-я. неделя

2-я. неделя

3-я. неделя

4-я. неделя

Ярмарка.

В гости к Городецким мастерам.

Что мы знаем о птицах.

Путешествие в Африку.

Опытническая работа “Наблюдение за луком”.

Ознакомлению детей с окружающим.

Занятие № 25.

“Здравствуй мир!”, стр.224. Занятие № 16.

С. Николаева. “Методика экологического воспитания в детском саду” стр.100.

Ознакомлению детей с окружающим.

Занятие №.30.

С. Николаева. “Методика экологического воспитания в детском саду” стр.79.

“Здравствуй мир!” - Программа “Школа – 2100”, Методические рекомендации Окружающий мир для дошкольников авторов А.А. Вахрушева и Е.Е. Кочемасовой.

Примерное планирование работы по формированию экологической культуры в разных видах деятельности у детей подготовительной к школе группы.

ЗИМА

Время года. Содержание
Зима. 1. Рассматривание нового комнатного растения цикламен.

Дидактическая игра “Узнай по описанию.

2. Экскурсия в зимний парк, с целью увидеть и услышать, есть ли жизнь в нем.

3. Сравнительное наблюдение двух комнатных растений: эпифиллюма и огонька.

4. Сравнительное наблюдение еловой и сосновой веток по листьям, почкам и шишкам.

5. Экскурсия на участок “Узнаем ли деревья зимой?”.

6. Беседа о комнатных растениях, имеющихся в группе.

7. Сравнительное наблюдение за зимующими птицами: снегирем и синицей.

8. Сравнительное рассматривание снега и льда.

9. Описание снежинки.

Целевые прогулки.

  1. Приготовление цветных льдинок для украшения участка.
  2. Участие в устройстве снежной горки и катка.
  3. Наблюдение снегопада и рассматривания снежинок.
  4. Участие в опыте по превращению воды в лед и льда в воду.
  5. Поделки из снега различных зверей для игры “Зоопарк”.
  6. Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке.
  7. Сравнительное наблюдение березы и тополя. Срезать ветки этих деревьев и поставить в воду для распускания.
  8. Сравнительное наблюдение дерева и кустарника (назвать признаки сходства и различия в их строении).
  9. Сравнительное наблюдение за деревьями – елью и сосной.
  10. Сравнительное наблюдение распустившихся веток тополя и березы с нераспустившимися.
  11. Окучивание снегом деревьев, кустарников и многолетних растений.

Дидактическая игра “Угадай, чей след?”.

Объекты для наблюдений.

Неживая природа:

Определение состояния погоды: мороз, холодно, ветрено, снегопад, метель, пурга, гололед, солнечный морозный день, морозные узоры на окнах, пушистый иней на деревьях и других предметах, оттепель.

Живая природа:

Растения:

- Узнавать деревья на участке для прогулок по почкам, расположению ветвей, коры и плодам.

- Наблюдать рябину с яркими плодами.

- Отобрать и рассмотреть семена гороха.

- Посеять семена овса на корм птицам.

- Посадить лук и другие овощи на зелень.

- Внести ветки для распускания.

Птицы и животные:

- Наблюдение зимующих птиц, прилетающих к кормушке

(внешний вид, голос, повадки, питание).

- Беседа с просмотром иллюстраций, видеофильмов, о том, как зимуют дикие звери.

Задания детям к наблюдению.

Неживая природа:

- Наблюдение снегопада и рассматривание снежинок

- Откуда взялись сугробы и почему они только с одной стороны?

- Поделки из снега.

- Участие в опыте по превращению воды в лед и льда в воду.

- Приготовление цветных льдинок для украшения участка.

- Сравнительное наблюдение снега и льда.

- Рисование снежинок.

- Игра “Угадай, чей след?”

Живая природа

Растения:

- Сравнительное наблюдение “Узнаем ли мы наши деревья зимой?”

(по цвету, строению, форме, окраске ствола, ветвей).

- Дидактическая игра “С чьей ветки – детки?”.

- Оживление в тепле веток тополя, вишни смородины, сравнить с теми, что на улице.

- Устройство огорода на окне. Наблюдение за всходами и развитием моркови, овса, лука.

- На участке окучить снегом все деревья, кустарники, многолетние цветы.

- Сравнительное наблюдение дерева и кустарника.

- Сравнение веток сосны и ели.

- Внести новые (1-2) цветущие комнатные растения: цикламен, эпифиллюм, сравнить их с уже растущими в группах растениями.

Птицы и животные:

- Каждому ребенку изготовить кормушку и повесить в саду или дома.

- Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке.

- Сравнительное наблюдение воробья и вороны, снегиря и синицы.

- Рассматривание в парке дятла.

- Игра “Угадай, чей след?”.

 

МЕСЯЦ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ЗАДАЧИ
ДЕКАБРЬ Наблюдения за долготой дня.

Отметить в календаре самый короткий день – 22 –декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря по народным приметам, наступают сильные холода. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад “иголочками”. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Зарисовать в дневнике наблюдений за снежинками.

Наблюдения за следами на снегу:

Следы зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учатся определять, свежий снег или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах.

Опыты:

1. Повторить опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

2. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

3. Выявление механизма образования облаков. Побрызгать из пульверизатора на листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю. Объяснить детям, что таким же образом собираются в небе облака.

4. Выявление плавучести предметов.

Цель: Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают.

Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Если вода проникает в предмет, он утонет. Опустить в воду две одинаковые бутылочки с пробками. Одна бутылочка – с плотно закрытой пробкой, она будет плавать. Другая бутылочка не плотно завинчивается пробкой. Дети увидят, что вода попадает внутрь бутылочки, она утонет.

1.С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц.

2.Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца (22 декабря – день солнцеворота).

3. Формировать знания об экологической системе “лес”. Развивать умение выделять экологические цепочки в лесу.

4. Продолжать знакомить детей с человеком

как с биологическим существом (пищеварительная система).

5. Воспитывать интерес к народному календарю.

Скороговорки.

  • Зимой поле белое – промерзло – заледенелое.
  • Хитрую сороку поймать морока,
    А сорок сорок – сорок морок.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ БЕСЕДЫ ТРУД В ПРИРОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
“Кто где живет”.

“К названному дереву беги”.

“Угадайте!”.

“Найди, что не верно”.

“Угадай, какой наш дом”.

“Где рождается снег и иней?”.

“Елкины иголки”.

“С кем ель дружит”.

“Декабрь – полночь года”. Обобщить наблюдения детей о декабре, обсудить результаты зарисовок измерения долготы дня в течение месяца.

В уголке природы:

Уход за комнатными растениями. Смена воды в аквариуме. Сортировка семян.

В природе:

Уборка участка, расчистка от снега, утепление снегом молодых деревьев. Сбор ягод рябины, сбор семян ясеня и вяза для подкормки птиц. Изготовление и установка кормушек.

Уголок природы:

На панно поместить модели существенных признаков животных (рыбы, птицы, звери, насекомые).

Книжный уголок:

Поместить книги согласно перечню художественной литературы. Репродукции И. Грабарь “Зимний пейзаж”,

И. Броцкая “Лес зимой в снегу”.

Уголок художественно – творческой деятельности:

Поместить раскраски животных, трафареты для обводки и раскрашивания. Экологические игры: лото “Кто где живет”, “Живое домино”.

Уголок экспериментальной деятельности.

Пополнить за счет разнообразных бутылочек с пробками (для определения плавучести предметов).

Народный календарь.

  • В декабре низкие, хмурые облака дочиста рассеялись.
  • 3 декабряПрокл. Каков день, таков и июнь.
    Если в этот день идет снег, то 3 июня пойдет дождь.
  • 4 декабряВведение. Введение пришло – зиму привело.
    Если на введение мороз, то все грядущие праздники будут морозными.
  • 9 декабряЮрьев день.
  • С 17 декабря наступают Варваринские морозы. Трещит Варюха – береги нос и ухо.
  • 22 декабря Солнцеворот. День зимнего солнцестояния.
    Самый короткий день в году.
  • 31 декабря - Год кончается, а пылкой зиме только начало кладет.
    Если на Новый год небо звездное – к хорошему урожаю.

Поговорки.

  • У зимы с летом ладу нету.
  • Снег глубок – год хорош.
  • Снег земле – кормилице что теплый кожух.
  • Снег поля удобряет.
  • Январь – вершина зимы.
  • Зима не лето: в шубу одета.

Скороговорки.

  • Зимой поле белое – промерзло – заледенелое.
  • Хитрую сороку поймать морока,
    А сорок сорок – сорок морок.
  • Три сороки тараторки тараторили на горке.

Пословицы. Приметы.

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Дым столбом – к морозу.
  • Кошка в печурку, стужа – на двор.
  • Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
  • Зимой вьюга - летом ненастье.
  • Если синичка с утра начинает пищать – ночью будет мороз.
  • Ворона нос под крыло прячет – к холоду.
  • Зимой солнце садится в облака – к снегопаду.
МЕСЯЦ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ЗАДАЧИ
ЯНВАРЬ Наблюдения за температурой воздуха.

Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Наблюдения за состоянием снега:

Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревья могут сломаться.

Наблюдения за поведением птиц на кормушке:

Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Наблюдения за деревьями.

После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Опыты:

1.Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождения сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одном месте снег глубокий, а в другом его почти нет.

2. “Почему не тонут корабли?”

Цель: подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

Содержание: в емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

1.Совершенствовать навыки поисковой деятельности детей: измерение глубины снега и температуры воздуха, измерение направления ветра. Развивать умение устанавливать связь между направлением ветра и между свойствами снега и состоянием погоды.

2.В наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц. Выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т. д.

3. Расширять кругозор детей за счет обобщения знаний детей о природе севера России. Учить выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания.

4. Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к человеку. Сформировать элементарные представления о сердечно – сосудистой системе.

Народный календарь.

  • Если на Новый гол небо звездное – к хорошему урожаю.
  • Солнце выше – мороз крепче.
  • Снег пухом валит (если падают легкие пушистые снежинки).
  • В старину Новый год на Руси праздновали сначала 1 марта, потом 1 сентября.
    1 января его стали праздновать только с 1700 года. А по крестьянскому хозяйству
    Новый год всегда отмечался в конце декабря, в день зимнего солнцеворота.
  • 18 января – Крещенский сочельник.
    Если в ночь на Крещение на деревьях много инея, год будет урожайный.
  • 19 января – Крещение. Начало крещенских морозов – самых сильных в году.
  • 22 января – Тимофей – полузимник. Ползимы прошло.
  • 23 января – День Летоуказатель. Иней – к сырому лету, сухая погода – к жаркому лету.
  • 28 января – Петр – Павел. Петр – Павел – дни прибавил.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ БЕСЕДЫ ТРУД В ПРИРОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
“Отгадай и прочитай”.

“Найдите и подкормите зимующих птиц”.

“Каждую птицу - на свое место”.

“Ни сорока, ни ворона”.

“Северные олени”.

“Может ли мороз убить дерево?”.

(по рассказам В. Бианки “Лес зимой”).

“Народный календарь о январе”.

“Как зимуют животные севера”.

В уголке природы:

Подкормка комнатных растений и уход за ними.

Подготовка инвентаря, ящиков с землей, семян и организация огорода.

В природе:

Уборка снега на участке, заливка дорожек для катания. Ежедневная подкормка птиц. Изготовление новых и ремонт старых кормушек. Стряхивать снега с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада.

Изготовление цветных льдинок и украшение ими участка.

Уголок природы:

Иллюстрации, модели на тему” приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера”. Картинки с изображениями различных зимующих птиц.

Книжный уголок:

Поместить репродукции картин:

А. Саврасов. “Зимний пейзаж”,

В. Токарев. “Зимушка - зима”, Н. Ульянов. “Снегири”.

Уголок художественно – творческой деятельности:

Поместить природный материал для изготовления поделок на тему “птицы” (перышки, палочки и т.д.). Для коллективного творчества детей поместить на доску лист ватмана для свободного рисования детей на тему “Огонь”.

Дидактические игры: “Где чей хвост”, “Найди хозяина”, “Где чье гнездо?”

Уголок экспериментальной деятельности.

Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупы для рассматривания. Для продолжения исследования плавучести предметов приготовить жестяные банки и мелкие металлические предметы.

Поговорки.

  • Зима лето пугает, да все равно тает.
  • Два друга – мороз да вьюга.
  • Без шубы и валенок – зима без конца.
МЕСЯЦ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ЗАДАЧИ
ФЕВРАЛЬ. Наблюдения за продолжительностью светового дня:

Дети замечают заметное прибавление светового дня, для этого продолжается фиксация времени включения и выключения электрического света в дневнике наблюдений.

Наблюдения за осадками:

Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, поземку, метель – в чем сходство и различие (в направлении, силе и равномерности ветра).

Наблюдения за снежным покровом:

Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу, предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы и у клена. Закрепить в представлении детей понятие “наст”, когда он появляется и почему.

Наблюдения за деревьями.

По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья:

дуб (крепкий ствол с шероховатой корой, ветки отходят под прямым углом), береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), липа (нижние ветки прогибаются, как на качелях).

Наблюдения за птицами: В конце месяца дети фиксируют оживление в поведении птиц.

Опыты:

1. Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется.

Содержание: На вечерней прогулке, в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Воспитатель обсуждает с детьми, почему это произошло, подводит детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

2. Цель: Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.

Содержание: Предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов (металл, дерево, пластмасса). Подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опыта зарисовать.

1. В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определять силу ветра и его направление. Сравнивать зимние явления: вьюга, поземка.

2.Закрепить знания детей о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток.

3. Развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представления о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе.

4. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых). О правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Закрепить представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что все нужны друг другу, что вредных животных не бывает.

Поговорки.

  • Февраль силен метелью, а март капелью
  • Февраль зиму выдувает, а март ломает.
  • Февраль воду подпустит, а март подберет.
  • Февраль силен метелью, а март капелью.
  • Февраль зиму выдувает, а март ломает.
  • Февраль воду подпустит, а март подберет.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ БЕСЕДЫ ТРУД В ПРИРОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
“Пищевые цепочки”.

“Лисы и зайцы”.

“Хищник - добыча”.

“Какие бывают растения?”.

“Северные олени”.

“К названному дереву беги”.

“Кто в лесу вредный, а кто полезный?”.

“Что помогает животным выжить?”.

“Рождение леса”.

В уголке природы:

Уход за растениями уголка, посадка семян перца и овса.

В природе:

Окучивание снегом кустов и деревьев, уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.

Уголок природы:

Поместить картинки зверей и птиц. Деревьев (дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина). Иллюстрации лекарственных растений.

Книжный уголок:

Поместить репродукцию картины: А. Саврасова “Иней”, книги о зиме.

Уголок художественно – творческой деятельности:

Выложить материалы для рисования деревьев восковыми мелками. На доске творчества по желанию детей, - разнообразные оригами “Лесные животные”. Раскраски о животных, экологические игры.

Уголок экспериментальной деятельности.

Поместить магниты и различные мелкие предметы из разных материалов (скрепки, крышки от бутылок, ножницы, расчески и т. д.), альбомы для зарисовки результатов опытов.

Народный календарь.

  • 4 февраля – Тимофей полузимник. Тимофеевский мороз ползимы с собой унес.
    Если в этот день метель, вся неделя будет метельной.
  • 6 февраля – Аксинья. Перелом зимы. Метель – к весне запоздалой. Какова Аксинья, такова и весна.
  • 14 февраля – Трифон. На Трифона снег – весна будет дождливая, на Трифона звездно – весна придет поздно.
  • 15 февраля – Сретенье. С давних времен этот день считался первой встречей весны.
    У дня больше света, у ночи меньше стужи. Если в этот день оттепель, значит, весна будет ранняя, теплая; коли холода вернутся – весна холодная.
  • 17 февраля - Никола Студеный. Студеный день – шубу снова надень.
    Редкий год на Руси в этот день не было морозов.
  • 21 февраля – Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
  • 27 февраля – Прокоп – дорогорушитель.
    Дорогу прокапывает (начинаются оттепели).
  • 28 февраля – Василий – капельник (с крыш начинает капать капель).
  • В феврале зима с весной встречаются впервой.
  • Февраль – “снежень”, “вьюговей”, “лютень”, “бокогрей”.
  • Молния зимой – к буре, гром – к сильным ветрам.