Программа пропедевтического курса "Введение в химию", 7-й класс

Разделы: Химия

Класс: 7


Пояснительная записка.

Общее представление о новом школьном предмете учащиеся получают при изучении курса “Введение в химию”. Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами.

Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.

Содержание курса “Введение в химию” должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе всех профилей.

Основные цели пропедевтического курса:

  1. Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
  2. Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.

Задачи пропедевтического курса:

  1. Изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы их правильно применять.
  2. Формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности.

Тематическое планирование пропедевтического курса “Введение в химию”.

  Тема урока Демонстрации Лабораторные опыты

Ведение. Предмет химии. (1 час).

1. Введение. Предмет химии. - Химические вещества нашего дома.

- Таблицы с приёмами работы с лабораторным оборудованием.

- Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.

- Первая помощь при несчастном случае в лаборатории.

Многообразие химических соединений в окружающем мире. (4 часа).

2. Чёрные и благородные металлы. Сплавы. Применение металлов и их сплавов. - Коллекции металлов и их сплавов.

- Образование ржавчины.

- Посеребрение медной монеты.

- Изделия из алюминия.

- Взаимодействие сульфата меди с железом.
3. Неметаллы. Кислород. Водород. Углерод. Фтор. - Фильм “Неметаллы”.

- Получение кислорода в лаборатории и опыты с ним.

- Фильм “Уголь – адсорбент”.

- Взаимодействие цинка с соляной кислотой.
4. Сложные вещества. Вода. Мел. Поваренная соль. Питьевая сода. - Взаимодействие воды с уксусной кислотой. - Нагревание воды.

- Растворение поваренной соли.

- Измельчение мела.

5. Органические вещества. Глюкоза. Сахароза. Жиры. Белки. - Денатурация белка при нагревании. - Качественное определение глюкозы в соках..

- Определение жира в семенах подсолнечника.

Химия и повседневная жизнь человека. (3 часа).

6. Химия и лекарства. - Спиртовой раствор йода.

- Перманганат калия.

- Нашатырный спирт.

- Приготовление раствора перманганата калия для промывания ран.

- Обработка края раны спиртовым раствором йода.

7. Вещества и материалы в нашем доме. - Коллекция пластмасс.

- Коллекция стекла.

- Фильм “Применение пластмасс”.

 
8. Экология жилища и здоровье человека. - Фильм “Подросток и сигареты”.

- Накопление пыли на одежде и мебели.

- Ртутный термометр.

 

Урок

Презентация

Актуальность темы:

Большое разнообразие всевозможных соков привлекает внимание детей и взрослых. Из рекламных роликов мы узнаем, что все соки – “кладовая витаминов”.

Правда это или нет, мы попытались выяснить практически, проведя, простые лабораторные опыты.

Цель: Формирование на базе усвоенных знаний здорового образа жизни..

Задачи:

  1. Обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей и интереса.
  2. Формирование интереса к исследовательской работе.

Средства обучения:

- таблицы - компьютер
- рисунки - диски - натуральные продукты - кассеты
- телевизор

Оборудование для лабораторных работ:

  1. ШТАТИВ С ПРОБИРКАМИ.
  2. СПИРТОВКА.
  3. ДЕРЖАТЕЛЬ ДЛЯ ПРОБИРОК.
  4. ПИПЕТКА.
  5. СОКОВЫЖЕМАЛКА.

Реактивы и материалы:

  1. ЯБЛОЧНИЙ СОК (свежеприготовленный и купленный в магазине).
  2. ДИСТИЛЛИРОВАННАЯ ВОДА.
  3. КРАХМАЛЬНЫЙ КЛЕЙСТР.
  4. РАСТВОР ЙОДА.
  5. РАСТВОР СУЛЬФАТА МЕДИ (II).
  6. РАСТВОР ГИДРООКСИДА НАТРИЯ.

Оформление класса:

  1. ПЛАКАТ
  2. НА ЭКРАНЕ:
    • ОРГАНИЧЕССКИЕ ВЕЩЕСТВА
    • ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ТА ВЕРШИНА, КОТОРУЮ КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПРЕОДОЛЕТЬ САМ.
    • КАФЕ “ЗДОРОВЬЕ”.

Ход урока

I. Организационный момент

I.I. Повторение пройденной темы:

  • Какие ошибки допущены при демонстрации опыта?

Учитель:

Показываю нагревание пробирки с водой на спиртовке. Будут допущены ошибки и учащиеся должны заметить их.

  • На какие группы делятся вещества?

Ответ:

Органические и неорганические вещества.

  • Какие вещества относятся к неорганическим, а какие вещества к органическим.

На столе:

- соль - железо
- сахар - витамины
- масло

Ответ:

Соль, железо – вещества неживой природы, сахар, масло и витамины – вещества живой природы.

Вопрос:

Какие вещества относятся к веществам живой природы или органическим веществам?

Ответ:

- белки

- жиры

- углеводы (крахмал, глюкоза, сахароза, клетчатка)

III. Изучение новой темы.

Сегодня наш класс превращается в исследовательскую лабораторию. Нам поручено определить содержание глюкозы в различных соках. И продолжаем наш химический практикум. Любое вещество можно определить с помощью качественной реакции.

1. Выполнение лабораторной работы.

ОПЫТ № 1.

“ОБНАРУЖЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ В ЯБЛОЧНОМ СОКЕ”.

В пробирку налить 1 мл яблочного сока и добавить несколько капель раствора сульфата меди (II) (CuSO4) и несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH). Если раствор приобрел сине-фиолетовую окраску и при нагревании стал оранжево-красным, значит, продукт содержит глюкозу.

2. Выступление учащегося.

Глюкоза – основной источник энергии в живой клетке, поэтому она широко применяется в медицине при лечении самых различных заболеваний, особенно при общем истощении организма. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Полученный из глюкозы сорбит используется при сахарном диабете в качестве заменителя сахара. В кондитерской промышленности глюкоза используется при изготовлении мармелада, карамели пряников

3. Беседа.

Какое отношение имеют зеркало, елочные игрушки к глюкозе?

Ответ:

Глюкоза применяется при изготовлении и елочных украшений.

Продолжаем исследования яблочного сока.

Учитель:

  • Для полноценного питания нужны не только белки, жиры и углеводы, но и присутствие витаминов. Из рекламных роликов мы узнаем. Соки – “кладовая витаминов”. Правда это или нет, мы выясним практически, проведя простые лабораторные опыты. Совпадут ли выводы рекламы с нашими результатами исследованиями соков?
  • Проверяем присутствие витамина С.

4. Выполнение лабораторной работы.

В пробирку налить 1 мл яблочного сока. К исследуемому раствору влить немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавить 5%-ный раствор йода до появления синего окрашивания.

Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

5. Выступление учащегося.

Витамин С - аскорбиновая кислота (сообщение учащегося)

  • Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Знаменитый русский мореплаватель В. Беринг умер от цинги. 18 марта 1914 года погиб от цинги герой –полярник Г. Л. Седов. При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов.

6. Сообщение учителя.

  • Перед учеными нашей страны в 1941-1945 годах возникла проблема сохранения жизни которая особенно остро и трагично проявила себя в блокадном Ленинграде. Где было взять в условиях блокады необходимые витамины. Выход нашли ученые химики, которые разработали технологию промышленного производства витаминного напитка на основе сосновой хвои, как источника витамина С. Голод, холод,обстрелы. болезни требовали железной воли и мужества защитников Ленинграда. В условиях блокады хвою заготавливали в лесу, который находился за Пискаревским кладбищем. Все пищевые заводы вырабатывали больше 2 млн. доз хвойного настоя. В день одному человеку требовалось 20 мг. витамина С. Это содержалось в 200 г. хвойного настоя. Все жители города употребляли этот настой либо на работе, либо дома, так как рецепт регулярно передавали по радио.

7. Сообщение учащегося.

Витамин А

При недостатке витамина А ухудшается зрение. Замедляется рост молодого организма. особенно рост костей. Витамин А –это витамин роста. Витамин А особенно много в печени морских животных, рыбьем жире, в сливочном масле,молоке. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины—каротины Из каротина образуются молекулы витамина А.Каротина больше всего в моркови,красном перце, помидорах.

Сохранность витаминов в пище (сообщение ученика).

В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, от способа их хранения. Наименее устойчивы витамин А. В вареной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом.Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С поэтому для варки лучше пользоваться эмалированной посудой.

Вывод

В соке, купленном в магазине, часть витамина С разрушается в результате долгого хранения и термической обработки.

Знаете ли вы…

  1. Известно, что в теле взрослого человека, массой около 70 кг, содержится примерно
    • 40 кг. воды,
    • 15 кг. белка, 7 кг. жира,
    • 3 кг. минеральных солей,
    • 0,7 к.г углеводов.
  2. Что в среднем за 70 лет жизни человек
    • Выпивает 50 т. воды,
    • Съедает 2,5 т. белка,
    • 2,3 т. жира,
    • Свыше 10 т. углеводов,
    • Почти 300 кг. поваренной соли.

8. Закрепление:

  1. В каких продуктах много глюкозы? (Мед, апельсин, яблоко, морковь)
  2. Какой витамин содержится в моркови? (А)
  3. Какой витамин разрушается при взаимодействии с воздухом? (С)
  4. Какой витамин вызвал смерть многих полярных исследователей? (С)
  5. Какой витамин содержится в шиповнике? (С)
  6. (на экране) Закончите предложение: Глюкоза и витамины – это…

Д/з

Проверить содержание витамина С в настое из шиповника.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы сегодня научились, проведя практическую работу?

Пригодится ли вам это в жизни?

Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас!