Программа занятий "Дошколенок"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылкам успешного обучения.
  • Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение.
  • Помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей старших дошкольников, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Задачи курса:

  • Диагностировать уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
  • Формировать коммуникативные способности детей во взаимоотношениях: ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребёнок - родители.
  • Способствовать развитию произвольности психических процессов, становлению самооценки и самоконтроля формированию положительной школьной мотивации.
  • Развивать восприятие, воображение, наглядно-образного, наглядно-действенного мышления.
  • Оказать помощь родителям в подготовке детей к школе.

Основные методы работы:

  • Элементы социально-психологического тренинга.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Психогимнастика.
  • Дидактические игры и упражнения.

Организация занятия.

Курс из 12 занятий проводится школьным психологом продолжительность занятия 25-30 мин. Занятие состоит не менее чем из четырех частей, каждая из которых представляет собой диагностическое, развивающее или тренировочное упражнение-игру. Занятие проводится в присутствии родителей и с их участием. Группа детей состоит из 10-12 человек.

Предварительно с родителями проводится встреча, на которой завуч знакомит родителей со всей программой подготовки детей к систематическому обучению в школе-интернате. Психолог запускает анкету для родителей. (Приложение№1.)

Краткое содержание занятий:

Занятие №1

Тема занятия (краткое содержание) Цель Домашнее задание Инструментарий
  Давайте познакомимся Помочь детям быстро адаптироваться к новой обстановке. Создать в группе положительный эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество. Способствовать самораскрытию каждого ребёнка. Для детей:

Вспомнить ласковые и добрые слова, которыми вас называют дома. Принести фотографию своей семьи. Сделать рисунок “Школа, в которой я буду учиться”.

Для родителей.

Творческое сочинение “ Мой ребенок”

 
1 Давайте познакомимся

Дети по кругу передают мяч, называют свое имя.

Мяч
2 Приветствие имен.

Ведущий называет имена детей, все приветствуют их аплодисментами.

Вручаются сувениры - памятные открытки.

Сувениры памятные открытки
3 Снежный ком

Каждый ребенок называет последовательно имена предшествующих ребят.

Мяч
4 Поменяются местами.

Поменяются местами те, кто пришел в школу с хорошим настроением, пришел с мамой, кому нравятся наши занятия, кто приобрел здесь новых друзей, кто прейдет в следующий раз.”

Музыкальное сопровождение
5 Расставание. “Подарим улыбку друг другу”. Дети и родители сидят (можно стоят) в кругу передают игрушку сердце говорят слова благодарности и дарят свою улыбку. Музыкальное сопровождение Сердце

Занятие 2

Тема занятия (краткое содержание) Цель Домашнее задание Инструментарий
Дом, в котором я живу Способствовать становлению внутренних контактов доброжелательной спокойной, искренней обстановке в группе.

Продолжить изучение межличностных отношений будущих первоклассников с родителями

Для детей:

придумать рассказ “Если бы я был(а) волшебником”.

 
1 Приветствие “Мои новые друзья”

Дети по кругу бросают мяч друг другу, называя имя того, кого лучше запомнил.

Мяч
2 Добрые и ласковые слова

Дети бросают ведущему мяч и называют добрые и ласковые слова. В упражнении принимают участие и родители.

Мяч
3 Беседа “Моя семья” по усмотрению можно взять “Семья зверей” (“Школьный психолог” №20 2007 ст.6)

Выставка фотографий “Моя семья”.

Фотографии
4 Рисунок “Моя семья” Бумага А4, карандаши
5 Расставание. “Подарим улыбку друг другу”. Мягкая игрушка

Занятие№3

Тема занятия (краткое содержание) Цель Домашнее задание Инструментарий
Старая сказка на новый лад Активизация творческих способностей детей, выявление умений подчинять свои действия определенным правилам, точность выполнения указаний учителя. Для детей: творческий рассказ “Счастливое заключение сказки “Колобок”

Для родителей: помощь в составлении Новой сказки

 
1. Приветствие участников.

Передают мяч находящемуся слева участнику, приветствуют его каким-то способом.

Мяч или сердце
2 Если бы я был волшебником Сказочный халат и колпак
3 Игра-драматизация сказки “Колобок”

Распределяются роли между всеми участниками занятия, и разыгрывается сказка

Сказка “Колобок”

костюмы

4 Графический диктант

Под диктовку психолога нарисовать дорожку, по которой шел Колобок и встречал зверей

Листы в клетку, простые карандаши.

Приложение №3

5 Расставание. “Подарим улыбку друг другу”.      

Занятие№4

Тема занятия (краткое содержание) Цель Домашнее задание Инструментарий
Грустный радостный веселый Развивать у детей коммуникативные способности, продолжить учить взаимодействию друг с другом, выражению различных эмоциональных состояний Для детей

Приготовить рассказ о ком-либо (маме, папе, друге, бабушке или дедушке). Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого человека.

Для родителей

Приложение № 4

 
1 Приветствие участников.

Передают мяч находящемуся слева участнику, приветствуют его каким-то способом.

Мяч
2 Мимическая гимнастика Пиктограммы с выражением эмоций
3 “Зеркало” Дети синхронно повторяют за ведущим его движения. Акцент переносится с физического действия на мимику лица и пантомимику тела.

Дети и взрослые в парах выполняют этюды по выражению удовольствие и радости:

“Идет теплый дождь”, “Цветок”, “Ласка”, “Вкусная конфета”

Зеркало
4 Дети по команде ведущего строятся по: росту, цвету волос, цвету глаз, по длине прически Музыкальное сопровождение
5 Расставание. “Подарим улыбку друг другу”. Музыка

Занятие №5

Тема занятия (краткое содержание) Цель Домашнее задание Инструментарий
Самооценка Определить самооценку ребенка, в упражнениях показать родителям и детям как можно помочь ребенку лучше осознать себя и сформировать положительное отношение к себе.   Сердце
1 Приветствие

Передают сердце друг другу и говорят приятные слова.

2 Диагностика самооценки [4]   Приложение №8
3 Жмурки с голосом

Водящему завязывают глаза, раскручивают. Дети разбегаются произнося слова “Найди меня”. Пойманного ребенка водящий должен узнать по голосу.

  Платки, для того чтобы завязать глаза детям.
4 Я и другие

Дети рассказывают то, что приготовили дома затем рассказать о себе.

   
5 Пошли письмо

Играющие стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон в центре круга От говорит: “Я посылаю письмо от С к Л”. С начинает передавать письмо. Пожимая в какую либо сторону соседа за руку. Цель почтальона перехватить письмо. Угадать у кого оно.

    Музыка

Буквы

6 Прощание “Аплодисменты”     Музыка

Занятие№6

Тема занятия (краткое содержание) Цель Домашнее задание Диагностический инструментарий
Учимся думать размышлять Работать над развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления, способность устанавливать причинно-следственную связь. Для детей и родителей:

Придумать две задачи со спичками и палочками

 
1 Приветствие участников (передают сердце по кругу и приветствуют друг друга) Игрушка “Доброе сердце”
2 Четвертый лишний

Ребята перед вами 5 карточек, на которых изброжены по 4 предмета, подобранных таким образом, что только три из них Связанны между собой. Ваша задача - внимательно посмотреть и положить в конверт ту картинку, которая не подходит.

Конверты с заданиями 4 картинки в конверте
3 Работа со спичками

Сделай из 4 спичек квадратик, из трех треугольник. Из 10 спичек домик как у меня. Требуется повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички.

Спички (рассказать технику безопасности работы со спичками)
4 Пальчиковая гимнастика Музыка
5 Бывает - не бывает

Я называю ситуации и бросаю мяч. Вы должны его поймать только в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет мя ловить не надо. Ситуации (см. Приложение № 5)

Мяч
6 Расставание. “Подарим улыбку друг другу”.   Песенка “Улыбка”

Занятие№7

Тема занятия (краткое содержание) Цель Домашнее задание Инструментарий
Внимание Работать над развитием произвольности внимания, концентрацию, распределение, переключение внимания, зрительно моторную координацию, способности переключать, распределять внимание Для детей.

Пройди лабиринт. Найди отличие в рисунках

Сердце
1 Приветствие участников (передают сердце по кругу и приветствуют друг друга. Вариант снежного кома)
2 Будь внимателен!

Дети шагают под “Марш” С.Прокофьева. затем на слове “зайчики”, произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово “Лошадки”- как бы ударять “копытом” об пол, “раки”- пятиться, “птицы”- бегать, раскинув руки в стороны, “аист” стоять на одной ноге.[6]

Музыка

Марш” С. Прокофьева

3 Зашифруй письмо

Ребята мы отправим сейчас с Вами шифрованное письмо инопланетянам. И расскажем о нас с вами.[5]

  Приложение №6
4 Хлопай в ладоши [5]   Приложение№7
5 Подведение итогов. Прощание.      

Занятие№8

Тема занятия (краткое содержание) Цель Домашнее задание Инструментарий
Память Показать родителям, как можно работать над развитием произвольного запоминания и непроизвольного, кратковременной и долговременной памяти, а также развитием различных свойств памяти Для детей

Приготовить загадки о природе.

Зайчик
1 Приветствие
2 Сделай правильно

Все встают в круг выполняют инструкцию ведущего.

Услышав название цветка - хлопок в ладоши. Название птиц-взмахи руками. Название дерева руки на колени.

Приложение №9
3 Картинки

Рассматриваем картинки и выполняем задания ведущего

“Тесты на готовность к школе ребенка шести-семи лет” автор Соколова Ю. ст 13-19.
4 Разведчик

Выбирается “разведчик”. Остальные дети по команде ведущего застывают на своих местах. При этом каждый запоминает свою позу, а “разведчик” старается запомнить позу всех остальных. Выходит за дверь. Позы меняются. “разведчик” старается угадать, что изменилось.

   
5 Подведение итогов. Прощание     Музыка

Литература.

  1. Айзман Р., ЖаровГ., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М: Изд-во НЦЭНАС, 2006.
  2. Дьяченко О, Веракса Н., Веракса А. Как развивается дошкольник? О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям.- Школьный психолог №2 (14), 2007.
  3. Лосева В. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М.: А.П.О.,1995.
  4. Мазепина Т., Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. - Изд-во “Феникс”,2002, ст.10,11.
  5. Мазепина Т., Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. - Изд-во “Феникс”,2002 , ст.20, 21.
  6. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6-7лет.- М.: Изд-во “Эксмо”, 2003.
  7. Чистяков М. Психо-гимнастика.- М: Изд-во “Просвящение”,1990 ст.51.