Пример урока по развитию логического мышления в первом классе. Тема урока: "Цвет предметов"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Научить определять цвет предметов.
  2. Научить классифицировать предметы по их цвету.
  3. Научить выяснять закономерности в чередовании цветов.
  4. Обратить внимание ученика на значимость того или иного признака объекта для выполнения задания.
  5. Развивать логическое мышление.

Оборудование урока:

  1. Мяч.
  2. Предметы или картинки с предметами различных цветов.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объяснение темы.
  3. Работа с тетрадями.
  4. Работа за компьютером.
  5. Задание на дом.

Ход урока

Предлагаются задания на выделение признаков у одного или нескольких объектов и на опознание этих признаков, на группировку объектов по выбранному признаку (цвет, размер, форма и т.п.).

Задание 1:

Учитель показывает детям предметы или картинки с предметами и просит назвать цвет предметов.

Можно использовать предметы, имеющиеся в классе: какого цвета классная доска, мел и т.д.

Игра «Назови цвет» (с мячом).

Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет.

Пример:

  • апельсин – оранжевый;
  • снег – белый;
  • солнце – желтое.

Задание 2:

Раскрась картинки по заданию:

а) Раскрась фигуры правильным цветом.

б) Раскрась одинаковые фигуры одним цветом.

Задание 3: Запиши общий признак, которым обладают все рисунки.

Общий признак _________________________________

Задание 4: Первокласснику предлагается выполнить замену фигур и нарисовать ту же картинку заново. Кроме замены фигур, нужно произвести замену цвета по заданию.

Игра «Что такого цвета?»

Учитель загадывает классу любой цвет и предлагает детям назвать как можно больше предметов этого цвета.

Пример:

  • красный – помидор, клубника,..
  • желтый – цыпленок, солнце, лимон,..
  • оранжевый – белка, лиса, апельсин,..
  • коричневый – медведь, картошка,..
  • белый – сахар, мел, снег,..
  • серый – мышь, волк,..
  • черный – дельфин, пингвин, ночь,..

Задание 5: Работа на компьютере в графическом редакторе.

Определи, что меняет робот. Нарисуй фигуры и раскрась так, как их меняет робот:

Игра «Бывает – не бывает»- физкультминутка.

Учитель называет цвета предметов. Ученики остаются сидеть за своими партами, если такой цвет у предмета в природе бывает, и встают, если этого не бывает.

Пример:

  • рыжий кот (бывает);
  • зеленый тигр (не бывает);
  • красный крокодил (не бывает);
  • белый медведь (бывает).

Учитель может загадывать цвета, которые встречаются изредка (сезонно) или зависят от вида животного или овоща.

Пример:

  • желтый лист (осенний);
  • белый заяц (зимой);
  • черный лебедь;
  • белый медведь;
  • красная, черная, белая смородина.

Задание 6: Загадки, задачи–шутки.

Выполнение задания может проводиться в виде физкультпаузы: кто первый угадает – встает и дает ответ.

Зимой белый, летом – серый.

(Заяц).

Желтый одуванчик
По двору идет,
Желтый одуванчик
Зернышки клюет.

(Цыпленок).

Зимой и летом одним цветом.

(Ель).

По небу лебедь черный
Рассыпал чудо – зерна.
Черный белого позвал,
Белый зерна все склевал

(Ночь и день).

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью этим зверям отдаю.

(Рот и зубы).

Скатерть бела, весь свет одела.

(Снег).

Черная корова весь свет поборола, а белая – подняла.

(Ночь и день).

В красном домике черные братья живут,
Все друг на друга похожи.

(Арбуз).

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.

(Мел).

Рассыпалось к ночи золотое зерно.
Глянул утром – нет ничего.

(Звезды на небе).

Разноцветное коромысло над рекою повисло.

(Радуга).

Дополнительные вопросы:

  • Сколько цветов у радуги?
  • Какие они?

Задание 7: Работа на компьютере в текстовом редакторе.

Вставьте в каждом слове одну букву так, чтобы получилось новое слово:

Роза, Рубка, Лапа, Дар, Шар, Стол, Клад, Укус.

Например: Роза – Гроза, Проза.

Домашнее задание.

Каждый ученик получает лист с изображенными на нем предметами. Надо раскрасить каждый предмет подходящим цветом, а затем вырезать все изображения и разложить их (т.е. расклеить), сгруппировав по некоторому признаку. Лучше не уточнять, по какому признаку следует разложить предметы, а предоставить решение этой задачи детям.

Литература:

  1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс в 2-х частях. Учебник – тетрадь, часть 2. – М.: «Баласс», 2002.- 80 с.;
  2. Белошистая А.В., Левитес В.В. Тетрадь для развития логического и алгоритмического мышления в 1-м классе. М.:Классик – Стиль, 2005;