Педагогическая мастерская "Что мешает свободе творчества"

Разделы: Администрирование школы


Цели:

  1. Повышение квалификации учителей;
  2. Помочь посмотреть на себя, на свою работу, на отношение к детям, к уроку и увидеть, осознать то, что не позволяет ни ему, ни ученику создать совместный творческий диалог в Школе совместной деятельности педагогов и детей, работать свободно.

Оборудование:

1. Плакаты с высказываниями известных людей:

“Самое опасное - это растление сознания, уничтожение человеческого Я, превращение личности в обезличенную козявку…”

А.А. Гулыга

“Родиться всегда трудно…
Птица с трудом выбирается из яйца…..”

Герман Гессе

“Вчерашний раб, уставший от свободы,
Возропщет, требуя цепей.”

М. Волошин

2. Карточки с фразами на столах, 5 групп.

3. Учителя садятся по желанию.

Содержание мастерской:

Вступительное слово:

Дети учатся по-старому, по-новому, с радостью и без. А рядом с ними мы, которые по мере сил, шаг за шагом перестраиваем себя и школу. В учительской газете читаем: “Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор”. Свобода выбора – самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор. Если после совместного размышления над нашими проблемами с коллегами возникает желание изменить то, что мешает свободе творчества ребят, совместному диалогу с ними, значит нужно начинать изменять себя.

Наши мастерские учат потихонечку вносить эти изменения.

Возможно, настроить нашу душу на нужную нам тональность помогут строчки Владислава Ходасевича:

Перешагни, перескочи,
Перелети, пере-, что хочешь –
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
Сам затерял – теперь ищи…

1 задание:

Я буду читать тексты, а вы разделите лист бумаги на 2 части и с одной стороны записывайте слова, кусочки фраз, которые отражают, с вашей точки зрения, раскрепощение творческой деятельности, а с другой – то, что ее тормозит. Можно записывать и свои мысли, которые возникнут при обдумывании текста.

“Платон, Шопенгауэр, Ньютон, все эти гении были свободны и были гениями потому, что были свободны. А Декарт, а Спиноза, а Лейбниц? Что делало их гениями? Независимость их вида, свободное состояние дало им возможность сохранить присущую детскому возрасту впечатлительность, способность к синтезу, расположение к схватыванию аналогии: словом, они только сохранили большую впечатлительность и подвижность ума: ум их рассчитан и был чувствительным прибором для улавливания аналогии, законообразности, закономерного постоянства, и потому они ее улавливали там, где не улавливает ее обычный человеческий ум с общей чувствительностью” (Велимир Хлебников).

“В обстановке произвола простой человек терроризирован атмосферой всеобщего подавления, дрожит, даже непосредственно не сталкиваясь с насилием. Замку не нужно ничего специального предпринимать: созданная им система срабатывает безукоризненно” (А.А.Гулыга).

Весенний день горяч и золот –
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова – Я: Я снова молод!
Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле
Я всех чужих зову на “ты”…
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы – в бричку по ухабам!
Скорей бы в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти трава! Цвети сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день.

Игорь Северянин

Сказка о поэте и ребенке:

“Часто сравнивают поэта с ребенком по примете одной невинности. Я бы сравнила их по примете одной безответственности. Безответственности Вов сем, кроме игры.

Когда вы в эту игру придете со своими человеческими (нравственными) и людскими (общественными) законами, вы только нарушите, а может и прикончите игру. Привнесением совести своей – смутите нашу (творческую). “Так не играют”. Нет, так играют.

Либо совсем запретить играть (нам – детям, Богу – нам), либо не вмешиваться. То, что вам – игра, нам – единственный серьез.

Серьезнее и умирать не будем”.

“Разрешите, господин староста, перебить вас вопросом, - сказал К., - кажется вы раньше упомянули о каком – то отделе контроля? Хозяйство тут, как видно, такое, что при одной только мысли, что контроль отсутствует, человеку становится жутко”. (Ф.Кафка).

“Тургенев, Толстой, Достоевский, Гончаров, целый ряд беллетристов – народников, все с поразительным единством и без какого-либо значительного исключения возводят в перл нравственной красоты и духовности изящества слабого человека, в сущности безжизненного человека, который не умеет ни бороться , ни жить, ни созидать, ни вообще что-либо делать: а вот видите ли великодушно умирает и терпит!!! Это такая ужасная психология!... и, что страшно, она так правдива и из “натуры”, что голова кружится.

От Татьяны сказавшей:

Но я другому отдана

И буду век ему верна-

От этого ужасного слова, в сущности всемирного слова всякого рабства, “всякого оруженосца”, “пажа”, отнюдь не царя и не воина, не самостоятельного “Я” - через “бедных людей” Достоевского, через безвольных людей Тургенева проходит один стон вековечного раба: о том, откуда бы ему взять “господина”, взять “господство” над собой… Это еще от Новгородской Руси: “Придите володеть и княжети над нами” (В.В. Розанов).

2 задание:

Прочтите то, что вы написали, и выделите три момента, которые больше всего символизируют тормоз вашей интеллектуальной свободы.

3 задание:

Выделите одну из причин тормоза творческой деятельности учеников.

4 задание:

Придумайте себе псевдоним, профессию, укажите возраст. И от этого лица напишите, почему указанная вами причина сковывает творчество ребят, и посоветуйте, как избавиться учителю от этого недостатка.

5 задание:

На столе фразы:

“Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам” (Античный афоризм);

“Каждый может легко обрести ее (свободу), если только он умеет ограничиваться и находить самого себя” (И. Гете);

“Ничего так не вредно для нравственного совершенства, как сознание своего преуспевания”;

“Свобода достигается не исканием свободы, а исканием истины. Свобода не должна быть целью, а может быть только следствием” (Толстой);

“Моральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободным: наоборот, самая современная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничего не мешало действовать наилучшим образом” (Г. Лейбниц);

“Вольную волю не приволит никто” (М. Аврелии);

“Свобода совсем не есть познанная необходимость, как хочет Гегель и за ним марксизм, свобода уже скорее есть нежелание знать необходимость” (Н. Бердяев);

“…и будя идея, у которой мы в рабстве, восхитительнейшей, вдохновеннейшей, освежительно мокрой и насквозь солнечной, рабство оставалось бы рабством, поскольку нам навязали бы ее” (В.Набоков).

Каждый читает и объясняет смысл прочитанного и высказывает свое отношение к прочитанному.

6 задание:

Сядьте парами. Определите, кто из вас будет “учителем”, а кто “учеником”.

Напишите на листе : “учитель”, “ученик”, укажите в каком месте мира ваша школа находится. Напишите, что вам в ней нравится, что не нравится, к чему привык “учитель” и “ученик”, какой бы вы хотели ее видеть.

К чему привыкли учителя?

  • Быть подтянутыми, требовательными;
  • Не принимать возражений от учеников;
  • Командовать;
  • Жаловаться на несчастную жизнь;
  • Привыкли к постоянной работе, к отсутствию времени;
  • Обилию работы;
  • Тишине в классе;
  • Административным проверкам;
  • Заседаниям;
  • Лени учеников;
  • Указаниям сверху;
  • Кабинетной системе.

К чему привыкли ученики в школе?

  • К обязаловке;
  • Разговаривать на уроке;
  • Списывать;
  • Бегать на переменах;
  • Отсиживать уроки и ждать звонка;
  • К нравоучениям;
  • Тому, что учитель говорит, а ученик делает;
  • Тому, что учитель все разъясняет;
  • Разговору не на равных.

Что надо сохранить в школе из того, к чему привыкли учителя?

  • Привычку быть подтянутым, требовательным, веселым;
  • Убеждение, что учитель – ученик навечно;
  • Контроль и оценки;
  • Уважение к личности учителя;
  • Кабинетную систему;
  • Радость общения с учениками, заинтересованными нашими предметами;
  • Демократический стиль отношений.

Что надо сохранить в школе из того, к чему привыкли ученики?

  • Товарищескую атмосферу;
  • Уважение к учителям;
  • Возможность общения с друзьями;
  • Возможность спорить с учителями;
  • Право на равных говорить с учителем.

Анализ работ.