Литературное кафе "Давайте наши души сохраним"

Разделы: Внеклассная работа


(Звучит песня “Изгиб гитары желтой…”)

УЧИТЕЛЬ: “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…” А собрались мы, чтобы поговорить о месте человека на Земле, об умении общаться, дружить, любить.

Нелегок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей,
Работа эта – быть среди людей…

Александр Межиров прав: быть среди людей – это, действительно, нелегкий труд.

В жизни по-разному можно жить
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.

Согласитесь, что сделать это может только человек большой души. Ч.Колтон писал: “Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души”. Вы никогда не задумывались, почему? У поэта Эдуарда Асадова есть ответ на этот вопрос:

УЧЕНИЦА:

О. как же скоро вянет красота!
Красивое обычно быстротечно.
Совсем иное дело – доброта,
Все доброе светло и долговечно,
Причина в том, наверно, заключается,
Что красота, как правило, берет,
А доброта - берет и отдает,
В ней, так сказать, обмен не нарушается.

УЧИТЕЛЬ: Что же такое доброта? В первую очередь, наверно, - умение откликаться на чужую боль, всегда быть там, где ты нужнее.

(Звучит песня “Доброта”)

УЧЕНИЦА:

Если друг твой в словесном споре,
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все прости.
В жизни всякое может случиться,
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
И, чтоб после себя не корить,
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только трусости не прощай,
И предательства не прощай
Никому: ни любимым, ни другу.

УЧИТЕЛЬ: Вы, конечно, понимаете, что быть чутким, душевным, искренним нужно не только к тем людям, которых хорошо знаешь, любишь, ведь вокруг нас столько одиноких людей, которым тоже требуется наше внимание, наше участие.

УЧЕНИЦА:

Падает снег, падает снег,
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека – обида и боль.
В зрачках два черных тревожных зрачка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек ,
И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,
Пусть дрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!

УЧИТЕЛЬ: Но как же много среди нас таких, которые видят только себя, думают только о себе. Б.Ясенский сказал однажды:

“Не бойся друзей – в худшем случае они могут предать!
Не бойся врагов – в худшем случае они могут убить!
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства!”

УЧЕНИЦА:

Мне равнодушный страшен, как чума,
Боюсь безгрешных. Гладеньких. Скользящих.
Молчащих. И всегда ненастоящих,
Не смейте их пускать в свои дома.
Все мимо них. И радость. И беда.
И зимний день. И с вешнею пыльцою.
У них в глазах стоячая вода
С холодною голубенькой гнильцою.
Такие ходят молча. Не спеша,
Апостолы с улыбкою немою.
И там, где помещается душа –
У них дыра, наполненная тьмою.
А вы кого любили? Кто ваш враг?
Какой вы предпочтете вид оружья?
Вы – кто предаст любой на свете флаг,
Прикрывшись белым флагом равнодушья.

(Песня “Не остуди свое сердце, сынок”)

УЧИТЕЛЬ: Есть интересная закономерность: чем добрее человек, тем больше добрых людей его окружает, тем больше у него друзей. А дружба ценилась у всех народов во все времена. “Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг”, - писал в ХП веке Шота Руставелли. Нет народа, у которого не было бы легенд, песен, стихов о дружбе. Вот как писал об этом великий Шекспир:

УЧЕНИК:

Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без лишних слов,
Он помочь тебе готов.

УЧИТЕЛЬ: Знаменитый философ Вольтер утверждал, что “ глаза дружбы редко ошибаются”. С настоящим другом мы делимся и радостями, и печалями, потому что испытываем желание найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая при этом что-то свое, а если потребуется, о и жизнь.

УЧЕНИК:

У парня был хороший друг,
Задорен и смешлив.
Был друг, как друг,
Но как-то вдруг
Стал тих и молчалив.
Поведал парень: у него
Был тяжко болен сын.
-Держись! – сказал он. – Ничего,
Ведь ты же не один.
Он продал мотоцикл без слов
Какому-то дельцу.
Кровь подошла? Даешь и кровь
Курносому мальцу.
Потом, когда прибой похвал
Приветственно гудел.
Он лишь плечами пожимал,
Сердился и краснел,
Как будто людям говорил:
За что хвалить его?
Он просто искренне дружил,
Он настоящим другом был
И больше ничего!
Друг раз кого-то зло поддел
И смяв, перешагнул.
И парень вспыхнул, не стерпел.
Он друга взял и вздул.
Когда же кто-то упрекал
Потом в толкучке дел,
Он лишь плечами пожимал,
Сердился и краснел.
Как будто людям говорил:
Зачем корить его?
Он просто искренне дружил,
Он настоящим другом был,
И больше ничего!
Зимой пошли на лыжах в лес.
Вот мостик и разъезд.
Вдруг, охнув, друг упал на рельс,
А в ста шагах – экспресс!
Уж бьет прожектор по глазам!
Он к другу подлетел,
Он друга вниз столкнул, а сам
Не спрыгнул. Не успел…
Потом был час, нелегкий час,
Прощанье и венки,
И митинг, и десятки глаз,
Застывших от тоски.
В речах сказали, что герой,
Что храбро пролил кровь,
А он лежал простой-простой,
Чуть приподнявши бровь,
Как будто людям говорил:
Зачем хвалить его?
Он просто искренне дружил,
Он настоящим другом был,
И больше ничего!

УЧИТЕЛЬ:

Средь всех наград наш многодумный век
Не учредил пока еще медаль:
“Правдивый и сердечный человек” –
А жаль!
Не каждый из нас может сказать, что у него есть настоящие друзья, но если они есть –
берегите их.

УЧЕНИК:

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг - и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!

(“Песня о друге” сл. и муз. В.Высоцкого)

УЧИТЕЛЬ: Испокон веков мерилом нравственности служила совесть. Сократ высказывался на этот счет так”. Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда!” В словаре Даля вы найдете такое определение слова “совесть”: это чувство, побуждающее к истине и добру, это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение поступка; это чувство,отвращающее от лжи и зла,

УЧИТЕЛЬ: Совестливый человек не пройдет равнодушно мимо чужой беды, не увильнет трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду. Он не совершит поступков, которые уронят его в глазах людей даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает, потому что он живет именем совести.

УЧЕНИК:

Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днем, ни ночью – никогда!
И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как не дарила бы соблазнами –
Взгляни на все глазами ясными
И через совесть пропусти.
Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды
С укором совести своей.
Мы вправе жить не по приказу
И выбирать свои пути,
Но против совести ни разу,
Нельзя по жизни нам идти!
Нельзя нив радости, нив горести,
Ни в зной и ни в колючий снег,
Ведь человек с погибшей совестью
Уже никто, не человек!

УЧИТЕЛЬ: Совесть проявляется и в большом, и в малом. Вспоминается случай…Жаркий день, битком набитый автобус. Под табличкой: “Места для инвалидов и пассажиров с детьми” сидит девочка лет двенадцати, а вокруг стоят пожилые люди. Одна женщина не выдерживает: “Вот так у нас повелось: в семнадцать – сидят, а в семьдесят – стоят. Вон родители какую дочь вырастили, а совесть вложить в нее забыли, а человек без совести – нравственный калека, ему вроде сидячее место положено”. А вот физически больные люди подчас оказываются терпимее, душевнее здоровых людей.

УЧЕНИЦА:

Людей не видя пред собой,
Не замечая в сквере лавочки,
По улице идет слепой,
Потрагивая землю палочкой.
Его толкнут, пройдут вперед
И, тотчас торопясь вмешаться,
Какой-то зрячий призовет
Быть чуткими и не толкаться.
Но слышу голос я его
Негромкий в человечьей гуди:
Толкайтесь, это ничего,
Я буду знать, что рядом люди.

УЧИТЕЛЬ: Чингиз Айтматов говорил: “Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь, Добру человек у человека учится!” И, как удар, звучат слова Р.Тагора, индийского поэта:

“Человек хуже зверя, когда он зверь!”
Нож занесен был над головой,
Нож заглаженный и кривой…
Ветер тенью повел косой
И заюлил по кустам лисой.
Нож заметался слепой от страха.
Взлетело на вздохе слово: “Бей!”
И он ударил, наотмашь, смаху,
Как камнем для блажи бьют голубей.
Все беззащитно, одни глаза лишь кричат
И страшно тебе одной,
И черная залежь валится на тебя стеной.
Секунда каждая кажется веком,
Ночь, как сжатые кулаки,
Хам изголяется над человеком,
Зверь вострит о тебя клыки:
- Девушка, очень ты гордая, девушка,
Что ты кобенишься, как нуда,
Мы тебе что, не подходим, где уж нам,
Мы же ведь грязненькие, ну да!
Плевок. И снова удар, И снова
Вызверен руганью грязный рот…
Будет сегодня заря пунцовой
От крови, пролитой у ворот,
Плач материнский взлетит над домом,
В черный проем упадет звезда…
Что ты им сделала, незнакомым,
Ты их не видела никогда.
Вот они, трое один в засаде,
Хрустнут от боли глухой кусты,
И от ножа, от удара сзади
Падаешь, падаешь, падаешь ты.
Ты еще что-то сказать хотела,
Крикнуть бы, крикнуть…И не смогла,
Рухнула наземь, вытянув тело,
Руки раскинув, как два крыла.
Девочка, как ты была красива,
Жила, никому не хотела зла,
Могла быть возлюбленною счастливой,
Счастливою матерью быть могла .
Ты и росла-то с мечтой о чуде,
В чем перед смертью твоя вина?
Когда на войне погибают люди,
Так ведь на том и стоит война.
А здесь за что? За какие грехи?
За то, что грязи сказала: “ПРОЧЬ!”
За это ножом, под припевки злые
Сердце тебе распорола ночь…
Солнце в свинцовой стынет полуде,
Пьяные песни орёт орда,
Вон в стороне показались люди,
Вот уже кто-то бежит сюда.
Вот заметался в кустах убийца,
Вот уже банда бежит в кусты…
Люди! Запомните эти лица!
Кто здесь смеет посторониться? Ты?
Кто здесь смеет, забыв о чести,
В страхе отдать хулиганам ночь,
А если завтра на этом месте
Нож замахнется на вашу дочь?
На вашу подругу, невесту, маму?
И пьяной оравой, не сторонясь,
Обступит сброд и начнет по грамму
Цедить сквозь зубы всякую грязь.
И я хочу в переулке каждом,
В неравной уличной кутерьме,
Чтоб ни один из моих сограждан
Не позволил бы глумиться тьме.

УЧИТЕЛЬ: Заканчивая нашу встречу, хочется надеяться, что мы сумеем сохранить в себе

Самые прекрасные человеческие качества, а главное - душу.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.