Интегрированный урок (литературное чтение + музыка). Образовательная система "Школа-2100"

Разделы: Литература, Музыка


Цели:

  1. Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях.
  2. Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.
  3. Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.
  4. Воспитывать интерес к народному искусству.

Ход урока:

Организационный момент

Дети заходят в класс под русскую народную музыку.

- Ребята, есть такая русская народная пословица: “Мир освещается солнцем, а человек знанием”. Как вы её понимаете? (ответы детей)
- Я желаю вам сегодня открыть для себя много нового и интересного.

Повторение

- Мы живём в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Русский народ славится своими талантами, традициями, творчеством.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

- Ребята, а как смогли до нас дойти произведения русского народа, которые были написаны очень давно? (ответы детей)

- Народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества. Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество? (ответы детей)

- Что означает устное? (ответы детей)

- Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.

- Что значит народное? (ответы)
- Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.
- Что такое творчество? (ответы)
- Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.
- Давайте вспомним жанры устного народного творчества и прикрепим к нашему солнышку лучики с их названиями.

(Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы)

- Молодцы! Посмотрите, как заулыбалось наше солнышко.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним жанром устного народного творчества.

Проверка домашнего задания

1. Пересказ своей сказки (сказки написаны детьми накануне, прочитаны учителем и рассказывается 1 сказка наиболее интересная).

- докажите, что это сказка
- чему учит эта сказка?
- какой отрывок из сказки изображён на рисунке?

2. Исполнение песни “Три поросёнка”

3. Чтение русских народных потешек (Тетрадь с. 12 №1)

- Что такое потешка? ( Потешки – это особые забавы взрослых с детьми. Они призваны потешать, развеселить, позабавить ребёнка)

Постановка проблемы

Инсценировка разговора Саши и домового

1. Стр. 79 – 80

- Послушаем разговор Саши и домового (рассказывают подготовленные дети)

2. Беседа по содержанию

- О каком жанре устного народного творчества вы узнали из разговора Саши и Домового?
- Что такое скороговорки? (маленькие стихотворения)
- Когда их придумали люди? (очень давно, как и народные сказки)
- На какую игру похожи скороговорки? (на игру в слова)
- Найдите и прочитайте скороговорку, которую читал Саша. У кого получилось правильное чтение с первой попытки?

Сообщение темы и целей урока

- Кто догадался, какая тема урока сегодня? (вывешивается тема)
- Сегодня вы узнаете более подробно, что такое скороговорки; для чего они существуют и как научиться читать скороговорки.

Открытие новых знаний

1. Дополнительные сведения о скороговорке.

- Скороговорка - жанр устного народного творчества. Из каких двух слов состоит слово “скороговорка?”

Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки".

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и др.

Впервые собрание скороговорок ( 49 текстов) было опубликовано В.И.Даль в “Пословицах русского народа”

Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь, содействует преодолению косноязычия. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.

2. Знакомство с музыкальной скороговоркой.

- Скороговорки – это древняя игра. Но если с ними познакомиться поближе, то можно сделать много открытий, например, о счастливых числах славянского народа, о их средствах передвижения, о домашних животных и многое – многое другое связанное с народным бытом.

Но, тем не менее, изначально скороговорки представляли из себя игру. Если б мы на машине времени вернулись бы в прошлое, в крестьянский дом, то что бы мы увидели? Представьте: зимний вечер, на улице метель, вся работа выполнена, чем заняться детям? А занимают они себя различными играми: это и загадки, и молчанки, и голосянки, и, конечно же, скороговорки. Но русский народ настолько изобретателен и талантлив, что мало ему просто произносить быстро скороговорки, он этому уже научился и , появилась необходимость усложнить скороговорки. Поэтому люди придумали к скороговоркам музыку и получились музыкальные скороговорки. Я предлагаю одну из них прослушать.

Слушание русской народной песни “ Во зеленом во бору”

- Какой характер этого музыкального произведения?
- Песня звучала с музыкальным сопровождением.
- Как называется пение без музыкального сопровождения?
- Можно ли назвать песню “ Во зеленом во бору” скороговоркой? Почему?
-Давайте прослушаем еще раз и сосчитаем, сколько скороговорок использовано в этой песне?
- Как вы думаете легко без подготовки так исполнить эту песню?
- Любые скороговорки нелегко произнести с первого раза.

3. Отгадайте ребус.

- На дворе трава, на траве дрова.

4. Чтение стихотворения М.Матусовского.

- Эта скороговорка встретится нам в стихотворении, которое я вам прочитаю.

Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
“На дворе растёт трава,
На траве лежат дрова” -

Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
“На дворе растут дрова,
На дровах лежит трава”.

До чего же всё занятно,
До чего же непонятно!
Все четырнадцать ребят
Быстро не про
быстро гово-
быстро не
проговорят.
Только я одна умею.
Не сбиваюсь,не робею:
“Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком!

Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.

- Какая главная мысль этого стихотворения? (скороговорку прочитать с первого раза очень трудно)

5. Правила чтения скороговорки.

- Почему скороговорку нелегко произнести с первого раза?

- Найдите ответ в авторском тексте на стр. 80. (…авторы так подбирали слова, что рядом оказывались звуки, которые нелегко произнести, или стояли по соседству очень похожие слова)

- В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения. Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки.
- Какой первый шаг к правильному чтению скороговорки?

<Приложение 1>

  1. Прочитай скороговорку медленно и по слогам.
  2. Подумай, о чём говориться в скороговорке.
  3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный много раз повторяется?
  4. Прочитай ещё раз медленно и плавно.
  5. Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.
  6. Читай быстрее и представь то, что читаешь.

Первичное закрепление

1. Чтение скороговорки по составленному плану.

Валин валенок провалился в прогалинок.

- Какие непонятные слова встретились в скороговорке?

(Прогалинок – устаревшее слово, оно означает “небольшая полынья”)

- Представить скороговорку вам поможет и рисунок.

 

- Постарайтесь прочитать плавно и побыстрее.

2. Знакомство с музыкальной скороговоркой “Веники”

- Эти же правила необходимо использовать и при разучивании музыкальных скороговорок.

  • Пропеваем скороговорку медленно.
  • Какие звуки повторяются?
  • Выясни смысл.
  • Пропевай еще раз медленно и с выражением.
  • Поем все быстрее и быстрей.

Веники-веники,
Да веники -помелики,
Да на печи валялися,
Да с печи оборвалися.
Кум, Гаврила, кум, Гаврила:
Веретёно не точено
В бане веники мочены.

3. Самостоятельное чтение скороговорок.( стр. 81)

4. Выборочное чтение скороговорок.

1) - Найдите скороговорку, которая изображена на рисунке? Прочитайте её самостоятельно, а затем вслух, используя план-памятку.

img3.JPG (48930 bytes)

  • Съел Валерик вареник,
    А Валюшка ватрушку.

  • Три сороки – тараторки
    Тараторили на горке.

2) – Кто слышал скороговорку, которая изображена на рисунке? (Шесть мышат в шалаше шуршат.)

3) – Прочитаем эту скороговорку разным тоном:

  • Грустно
  • Испуганно
  • Удивлённо
  • Сердито
  • Радостно

5. Музыкальная физкультминутка. “Две сороконожки”

6. Первичное закрепление. Работа по тетради. (с.12)

1) Подчеркнуть в каждом столбце слово, которое подсказывает, как нужно проговаривать скороговорку. (№ 2)

2) Игра в диктора

- Сложные скороговорки - это и отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику - артисты, дикторы, лекторы, - используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений, потому что перед микрофоном надо уметь говорить ясно и чётко.

Кто хочет диктором прослыть
И гром оваций получить?
Скажи-ка ты скороговорку
Чётко, ясно, быстро, громко.

Поиграем в “диктора”. Выберите скороговорку, которая вам больше понравилась, и проговорите её 3 раза без помощи книги, заучив наизусть.

Итог урока

1. Задание в тетради на стр.12, №3

- Прочитайте скороговорку.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

- Что это?
- Как вы понимаете эту скороговорку? (Скороговорок очень много.)
- Скороговорки бывают народные и авторские, как и сказки.

2. Обобщение.

- Для чего же нужно читать скороговорки?
- Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать

Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

3. Исполнение песни – скороговорки “Жил у бабушки коток”.

Домашнее задание

  1. Повторить правила чтения скороговорки.
  2. Тетрадь стр. 12 № 4 (выучить наизусть и научиться говорить быстро три русские народные скороговорки; нарисовать весёлую иллюстрацию сразу к трём своим скороговоркам)