Проверка знаний по теме "Температура. Молекулярно-кинетическая теория равновесного состояния идеального газа"

Разделы: Физика


Цель:

  1. Проверить степень усвоения практически всеми учащимися основных понятий темы.
  2. Проверить умение применять основное уравнение состояния идеального газа при решении задач, выполнении эксперимента.

Задачи:

  1. Вырабатывать у учащихся умения и навыки работать в коллективе.
  2. Воспитывать критическое отношение к результатам своих и товарищей действий.
  3. Повышать познавательную активность учащихся путём включения в игру-соревнование.

Учебная форма занятия: игра-соревнование между двумя командами.

Форма деятельности: коллективно-групповая, работа в парах, индивидуальная.

Организационная работа – формирование команд, распределение ролей в команде (теоретики, экспериментаторы, художники, капитаны).

Домашнее задание подготовить презентацию об учёном, рекламу по данной теме.

Условия игры: соревнования; оценка знаний: команда-победительница – 5 баллов, проигравшая – 4 балла. За каждое задание баллы от 2 до 5.

Баллы суммируются и распределяются между членами команды. Индивидуальные оценки за решение задач, выполнение эксперимента.

Оборудование занятия: Мультимедийный проектор, приборы и материалы для эксперимента, карточки с задачами, маркеры, тесты, полиэтиленовая плёнка.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

1. Вступительное слово учителя.

2. Презентации об учёных физиках.

3. Задание: “А вы бы сумели найти верный ответ?” Команды получают тесты, работают 10 минут.

4. По два человека от команды выполняют экспериментальное задание.

5. Проверка теста. Команды обмениваются ответами. На экране даются верные ответы. Неверные ответы разбираются.

6. Задание: “Что я знаю о температуре?” Подготовка – 3 минуты. Команды по очереди начинают ответ со слов: “Я знаю, что …” Ответы команд не должны повторяться. Кто даст больше ответов, тот победитель.

7. Первая рекламная пауза. (Учащиеся рекламируют параметры состояния газа)

2-й урок

8. Отчёт экспериментаторов.

9. Индивидуальное решение задач по два человека от команды.

10. Задание: “Я читаю график” Выполняют коллективно каждая команда. Отчёт у доски. Остальные выполняют в тетрадях.

11. Отчёт по решению задач.

12. 2-я рекламная пауза.

13. Задание: “Дальше, дальше, дальше”.

14. Подведение итогов внутри команды. Распределение баллов. Капитаны команд обосновывают распределение оценок, отмечают самых активных.

15. Итог урока подводит учитель.

Найдите правильные ответы

1. Какое значение соответствует молярной массе аммиака.

а) 17; б) 17 кг; в) 17x10-3 кг/моль; г) 15; д)15 кг; е) 15x10-3 кг/моль

2. Какое из приведённых ниже выражений позволяет рассчитать массу одной молекулы.

3. При какой температуре прекращается тепловое движение молекул?

а) 237о К; б) –237о С; в) 0о С;  г) –73о С;  д) –200о К

4. На каком из графиков изображён изохорический процесс в идеальном газе?

5. Выберите правильное соотношение средних кинетических энергий при одинаковой температуре молекулы H2 E1 и СО2 E2.

а) Е1 > E2 б) E1 = E2 в) E1 < E2

6. Как изменится давление кислорода массой 1кг, если его объём уменьшится в три раза, а температура увеличится в три раза?

а) увеличится в три раза, б) уменьшится в три раза, в) не изменится, г) увеличится в 9 раз, д) уменьшится в 9 раз

7. Чему равна температура по шкале Цельсия, если абсолютная температура равна 300о К?

а) 273оС; б) 300оС; в) 27оС; г) 0о д) –273оС

8. На каком из графиков изображён изобарический процесс в идеальном газе?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5

Примеры задач

  1. Какой объём кислорода занимает 1 кг кислорода при температуре 273о К и давлении 8x105 Па?
  2. При изохорном охлаждении идеального газа, взятого при температуре 48° К его давление уменьшилось в 1,5 раза. Какой стала конечная температура газа?
  3. В баллоне ёмкостью 24 л находится водород при температуре 15° С. После того как часть водорода израсходовали, давление в баллоне понизилось на 4x105 Па. Определить массу израсходованного водорода.
  4. При температуре 52° С давление газа в баллоне равно 2x105 Па. При какой температуре его давление будет равно 2,5x105 Па?
  5. В баллоне вместимостью 0,03 м3 находится газ под давлением 1,35x106 Па при температуре 455° С. Какой объём занимал бы этот газ при нормальных условиях: температура = 0° С, давление = 101325 Па.
  6. При изохорном нагревании идеального газа, взятого при температуре 320° К, его давление увеличилось от 1,4x105 до 2,5x105 Па. Как изменилась температура газа?

Задание: “Я читаю график”

  1. Объяснить, как изменялось состояние газа при переходах.
  2. Вычертить этот замкнутый процесс в координатах Р, V и V, Т

Вопросы к заданию “ Я знаю, что…”

  1. Что такое температура?
  2. Каково происхождение слова “температура”?
  3. Что означает понятие “температура”? (Его определение)
  4. Какой буквой обозначается температура?
  5. В каких единицах измеряется?
  6. Чем отличаются шкалы Кельвина и Цельсия для измерения температуры?
  7. Каким соотношением связаны температуры, выраженные в разных единицах: “кельвин” и “градус Цельсия”?
  8. Как называются приборы для измерения температуры? На каких физических принципах они основаны?
  9. Как температура газа связана с его давлением?
  10. Есть ли границы применимости понятия “температура”?
  11. Для жизни каких живых существ важна определённая температура?
  12. Какие зафиксированные в природе и технике значения низких температур вам известны?
  13. Какие высокие температуры наблюдались в природе?
  14. Приведите ещё конкретные значения температур известных вам объектов и процессов.
  15. Объясните выражения: “критическая температура”, “температура кипения”, “температура плавления”, “температура охлаждения системы ДВС”, “оптимальная температура”
  16. Связаны ли размеры твёрдых тел с их температурой? Если да, то как? Приведите примеры.
  17. Связан ли объём газа с его температурой? Если да, то как? Приведите примеры.
  18. Влияет ли температура на протекание физических процессов? Как? Подтвердите свой ответ конкретными примерами.
  19. Как измеряют температуру в плавильных печах?
  20. Предложите конструкцию термометра, в котором “рабочим” телом является газ.

Пример экспериментального задания

Определение молярной массы

Приборы и материалы: резиновая груша, мензурка, кусочки пластилина, весы с разновесами, дистиллированная вода.

Последовательность работы:

  • определить общую массу резиновой груши и кусочков пластилина – m1;
  • из груши рукой выдавливают воздух, а затем закрывают отверстие на её конце ( не отпуская руки) кусочком пластилина, следя, чтобы воздух не вошёл внутрь груши. Снова произвести взвешивание и найти массу – m2;
  • затем резиновую грушу опускают в дистиллированную воду и снимают (под водой) кусочки пластилина с наконечника груши. Груша всасывает столько воды, сколько из неё выпустили воздуха. Объём этой воды измерить мензуркой;
  • вычислить молярную массу.

Задание “Дальше, дальше, дальше”

  1. Из каких частиц состоят вещества?
  2. Какой буквой обозначается количество вещества?
  3. Что такое МКТ?
  4. Что такое тепловое движение?
  5. Какой процесс называется изотермическим?
  6. В каких единицах измеряется давление?
  7. Как зависит объём от температуры при постоянном давлении?
  8. Как называется модель газа?
  9. В каком состоянии тело сохраняет объём и форму?
  10. Чьё имя носит уравнение состояния идеального газа?
  11. Чем обусловлено давление газов?
  12. Какой процесс подчиняется закону Гей-Люссака?
  13. Какой процесс называется изобарным?
  14. С чем связана температура тела?
  15. Прибор для измерения температуры?
  16. Единица измерения объёма?
  17. Из каких частиц состоит молекула?
  18. Какой процесс подчиняется закону Шарля?
  19. Как называется график изохорного процесса?
  20. Что называется процессом?
  21. Назовите три состояния вещества?
  22. Какой процесс называется изохорным?
  23. Какой буквой обозначается температура?
  24. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории?
  25. Назовите параметры, характеризующие состояние макроскопических тел.
  26. Каковы отличительные признаки состояния теплового равновесия?
  27. Чему равен абсолютный ноль по шкале Цельсия?
  28. Какой буквой обозначается давление?
  29. Какой процесс подчиняется закону Бойля-Мариотта?
  30. Ч то такое изотерма?
  31. Основные положения МКТ
  32. В каких единицах измеряется количество вещества?
  33. С чем связано имя Клапейрона?
  34. Как зависит давление от объёма при постоянной температуре?
  35. В каких единицах измеряется абсолютная температура?
  36. Какие вы знаете температурные шкалы?
  37. В каких единицах измеряется молярная масса?
  38. В каком состоянии тело сохраняет объём, но не сохраняет форму?
  39. С чем связано имя Авогадро?
  40. Что такое макроскопическая система?