Экологическое воспитание учащихся на уроках природоведения

Разделы: Начальная школа


Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющиеся противоречия между обществом и природой. Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушать законы экологии. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задуматься над простыми вопросами (Что съесть? Чем обогреться?) и над сложными (Как сохранить природу?).

Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно, возродить воспитанием и образованием. Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем.

Присущие младшим школьникам, эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями, делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

Все это свидетельствует, на мой взгляд, о том, что проблема экологического образования школьников не надумана и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики.

В педагогической литературе, посвященной экологическому образованию, неоднократно подчеркивалось, что все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Поэтому в настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость в увеличении сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы.

Усиление экологической направленности курса природоведения – это, на мой взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении “экологизации” начальной школы в целом.

Целью моей работы над данной проблемой является:

  1. Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности.
  2. Формирование у детей нового, ответственного отношения к природе. “Природа и люди – одно целое”, “Природа в опасности”, “Природа ждет моей помощи” - вот те важнейшие выводы, которые должен сделать ребенок, изучающий природоведение.
  3. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодейтсвию с окружающей природой.

Эта готовность включает:

  • эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности;
  • деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях;
  • интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Формы организации работы разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. (Приложение №1. Разработка урока в 4 классе “В зоне лесов (обобщение)”)

На уроках природоведения наряду с традиционными методами (беседа, работа с книгой, объяснение, наблюдение, демонстрация, экскурсия, практическая работа) я использовала новые методы и приемы. Например, при изучении экологических связей эффективно применять моделирование – создание графических и динамических схем (моделей). Большой познавательный интерес у учащихся вызывает создание моделей цепей питания. В 4-м классе при изучении темы “В Арктике” задаю вопрос: “Как связаны между собой водоросли и белые медведи?” Чтобы ответить на этот вопрос, дети составляют цепи питания:

Важное место в учебном процессе занимают ролевые игры, нацеленные на овладение определенными правилами поведения в природе, учебные дискуссии, связанные с обсуждением на доступном детям уровне экологических проблем и путей их решения (Если бы ты был мэром города, какие меры по охране воздуха от загрязнения ты принял бы в первую очередь), пропаганда учащимися в доступной форме природоохранных знаний, выставки рисунков.

Одно из эффективных средств, обеспечивающих творческий уровень применения экологических знаний, - задачи, стимулирующие детскую любознательность, способствующие проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дающие детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира.

Например, тема: “Растения и животные луга”.

- Что будет с природным обществом, если разорить на лугу гнезда шмелей?

При решении этой задачи дети знакомятся с одним из основных законов экологии – “Все связано со всем”, раскрывающим всеобщую связь процессов и явлений в природе.

При изучении темы “Круговорот воды в природе” я использую экологическую сказку “Приключение Капитошки”.

Пришлось изготовить много пособий нового вида (схемы-опоры, схемы-инструкции, запрещающие знаки, динамические схемы), дидактический материал, направленный на развитие умения классифицировать объекты природы. При составлении схем использую фланелеграф.

На уроках дети получают различные творческие задания:

  • Нарисовать плакат “Планета заболела”.
  • Составить обращение к ребятам на тему “Берегите воду”.
  • Написать памятку “Как вести себя на водоеме”.
  • Придумать экологическую сказку “Очень страшная история”.

На каждом уроке даю разнообразные домашние задания, направленные на работу с дополнительной литературой, которую надо подобрать самому, а также выполнение домашних опытов и наблюдений, что способствует развитию практических умений и навыков, творческих способностей детей.

Например:

  • Напишите небольшое сочинение на тему: “Какой я представляю себе нашу планету, глядя не глобус?”
  • Представьте с друзьями, что вы отправляетесь в далекое путешествие. Составьте по глобусу или по карте маршрут этого путешествия. Напишите рассказ о ваших воображаемых приключениях.
  • Найдите в журналах, книгах сведения об одном из животных степи. Приготовьте о нем сообщение.
  • Нарисуйте, как вы представляете себе тундру.
  • Разыгрывание ролей различных объектов живой природы. Например: “Встретились еж с белкой и разговорились…”
  • Составление кроссвордов на заданную тему.

На данных уроках формируются общеучебные умения и навыки. Дети учатся ставить цель, мотивировать и планировать свою деятельность. Ученики овладевают такими учебными действиями как работа в парах, группах, умение вести наблюдения, использование справочной литературы, составление таблиц и схем при изучении нового материала, решение проблемных и познавательных задач. Дети овладевают приемами само- и взаимоконтроля, учатся анализировать ответ товарища, оценивать свои поступки и поступки других людей.